Уважаемый налогоплательщик проверкой у вас выявлена задолженность. Как избавиться от недоимки, по которой налоговики пропустили сроки взыскания. Как определяется срок, в течение которого контролеры могут взыскать недоимку


Очевидно, что неуплаченный вовремя налог рано или поздно должен перестать висеть дамокловым мечом над налогоплательщиком. Это необходимо, прежде всего, для обеспечения стабильности бизнеса. И такой срок в Налоговом кодексе РФ предусмотрен. Однако тот факт, что инспекция уже не сможет взыскать задолженность, еще не означает, что у налогоплательщика не будет проблем. О том, почему нежелательно иметь на лицевом счете «просроченную» задолженность, в какой момент она возникает и как от нее избавиться - читайте в этой статье.

На практике нередко возникает следующая ситуация: на лицевом счете налогоплательщика числится недоимка, однако срок для ее взыскания истек. Но инспекция не спешит исключить такую недоимку из лицевого счета. Дело в том, что порядок ведения лицевых счетов налогоплательщиков установлен приказом ФНС России от 16.03.07 № ММ-3-10/138@. И в нем нет положения, согласно которому недоимка, срок взыскания которой пропущен, должна списываться с лицевого счета.

В итоге старый долг продолжает числиться за налогоплательщиком. А это вовсе не безобидная запись в компьютере. Во-первых, недоимка будет фигурировать в справке о состоянии расчетов с бюджетом (форма утверждена приказом ФНС России от 23.05.05 № ММ-3-19/206@). Эта справка нужна не только при получении банковских кредитов, но и для того, чтобы иметь возможность участвовать в государственных и муниципальных торгах. Во-вторых, опасность «зависшей» недоимки заключается в том, что налоговики могут решить погасить ее за счет переплаты по налогам, образовавшейся позднее.

Как определяется срок, в течение которого контролеры могут взыскать недоимку

Таким образом, очевидно, что оставлять на лицевом счете «просроченную» задолженность невыгодно. Так что же делать? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся вот с чем: сколько времени есть у инспекции на то, чтобы взыскать недоимку?

Чтобы определить этот период, необходимо знать ряд других сроков. Так, в статье 46 НК РФ предусмотрен срок, по окончании которого налоговики теряют право на бесспорное списание недоимки. Он равен двум месяцам, и отсчитывается со дня, который указан в требовании об уплате налога как крайний срок для добровольного погашения недоимки. Если налоговики пропустили срок на бесспорное списание задолженности налогоплательщика, они могут обратиться в суд. На это им отводится шесть месяцев, отсчитываемых также с момента истечения срока исполнения требования (правда, суд может и восстановить пропущенный срок).

Основная сложность в определении точного «срока жизни» недоимки заключаются в следующем. Главной точкой отсчета указанных выше сроков является дата добровольной уплаты налога, указанная в требовании. При этом само требование направляется налогоплательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ). Дата выявления недоимки фиксируется инспекцией в специальном документе (приложение № 3 к приказу ФНС России от 01.12.06 № САЭ-3-19/825@). То есть начало течения всех перечисленных сроков зависит от даты выявления недоимки. Это значит, что формально, сверка, проведенная в 2010 году, может стать основанием для взыскания недоимки за любой из вошедших в нее периодов.

Схожая ситуация и с недоимкой, выявленной во время налоговой проверки. Правда, в этом случае срок на выставление требования составляют всего 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проверке (п. 2 ст. 70 НК РФ). Однако сами проверки, особенно выездные, могут быть весьма растянуты во времени.

Есть и еще один нюанс, который нужно учитывать при подсчете максимального срока, отведенного налоговикам на взыскание недоимки. Необходимым элементом расчета является время, установленное в требовании на добровольную уплату налога. Но нередко налоговики вообще не выставляют данное требование, хотя и должны это делать. В таком случае подсчет ведется следующим образом. От срока, когда инспекция обязана была выставить требование (три месяца или 10 рабочих дней) отсчитывается 10 календарных дней - минимальный срок на добровольное погашение недоимки, указанный в пункте 4 статьи 69 НК РФ. И уже по окончании этих 10 календарных дней определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки.

Максимальный срок взыскания недоимки, обнаруженной вне рамок проверки

Дата выявления недоимки + время до выставления требования + срок на добровольную уплату, указанный в требовании (если требование не выставлялось, то 3 месяца + 10 календарных дней) + 2 месяца на бесспорное списание средств + 6 месяцев на обращение в суд.

Максимальный срок взыскания недоимки, обнаруженной при проверке

Дата вступления в силу решения по проверке + время до выставления требования + срок на добровольную уплату, указанный в требовании (если требование не выставлялось, то 10 рабочих дней + 10 календарных дней) + 2 месяца на бесспорное списание средств + 6 месяцев на обращение в суд.

Как видно, «срок жизни» недоимки может быть весьма продолжительный. Поэтому, если в ходе камеральной проверки декларации с ошибками налоговики по какой-либо причине не выявили нарушений, и с момента ее подачи прошло несколько лет, это не значит, что задолженность компании не будет взыскана. Ведь период, за который подана декларация, может попасть и под выездную проверку.

Замечу, что если недоимка уже отражена на лицевом счете налогоплательщика, определить срок, в течение которого налоговики вправе взыскать ее, не составит труда. Ведь дата выявления такой задолженности сразу видна.

Избавиться от «зависшей» на лицевом счете задолженности можно только через суд

Перейдем теперь к главному вопросу: как добиться того, чтобы «просроченная» недоимка не висела на счете? К сожалению, решить этот вопрос без обращения в суд не получится. Ведь как уже упоминалось, действующий порядок ведения лицевых счетов не позволяет налоговикам списать задолженность с истекшим сроком взыскания. И хотя в статье 59 НК РФ прямо говорится, что недоимка, взыскание которой невозможно по юридическим основаниям, признается безнадежной и должна списываться, инспекторы не применяют эту норму. При этом они ссылаются на положение этой же статьи 59 НК РФ о том, что порядок списания безнадежной задолженности по федеральным налогам определяется Правительством РФ. В настоящее время такой порядок утверждение постановлением Правительства РФ от 12.02.01 № 100. И в этом документе ни слова не говорится о задолженности, взыскание которой невозможно по юридическим причинам. А раз порядок не утвержден, то, считают ревизоры, и списывать нельзя.

Таким образом, единственная возможность избавиться от «просроченной» недоимки - обратиться в суд. Однако бессмысленно подавать заявление с требованием исключить безнадежную задолженность с лицевого счета. Дело в том, что еще в 2005 году Президиум ВАС РФ пришел к в общем то справедливому выводу о том, что сама по себе запись на лицевом счете о наличии недоимки не нарушает права налогоплательщика (постановление от 11.05.05 № 16507/04). Поэтому суд не удовлетворит подобное заявление (см. также определение ВАС РФ от 12.08.09 № ВАС-9893/09).

Соответственно, поступать нужно иначе. Порядок действий зависит от того, в связи с чем у налогоплательщика возникла необходимость исключить из его лицевого счета «зависший» долг.

Предположим, компании для участия в конкурсе нужна справка о состоянии расчетов с бюджетом. В этом случае фирма, получив в инспекцию справку, в которой упоминается «просроченная» задолженность, может письменно потребовать от налоговиков внести в эту справку отметку о невозможности взыскания долга. Если налоговики ответят отказом, либо в течение месяца вообще не отреагируют на это требование, у компании есть все основания для того, чтобы обратиться в суд. Обжаловать нужно отказ внести изменения в справку или бездействие инспекции. В заявлении желательно указать, что отсутствие в справке сведений о том, что налоговики утратили возможность взыскать задолженность, нарушает право налогоплательщика на получение достоверной информации (постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.09 № 4381/09).

Другой случай: инспекция самостоятельно зачла недавно образовавшуюся у компании переплату по налогам в счет «зависшей» недоимки. В этой ситуации в суд подается заявление о признании недействительным решения о проведении зачета. Сделать это можно в течение трех месяцев с момента получения копии этого решения (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

При выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (в том числе в случае утраты права на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и задолженности по начисленным пеням, прекращения действия отсрочки, рассрочки, расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите) налоговый орган формирует программными средствами документ о выявлении недоимки, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам» (зарегистрирован Минюстом России 15.03.2017 № 45958), который хранится в налоговом органе.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.

При этом необходимо учитывать, что информация о денежных средствах, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, представляется органами Федерального казначейства в ФНС России, как правило, по истечении 4 дней со дня внесения налогоплательщиком денежных средств в банк.

И, соответственно, документ о выявлении недоимки у налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) – организаций, индивидуальных предпринимателей или ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН), физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, формируется не позднее 5 рабочих дней со дня наступления срока уплаты налога, сбора, страховых взносов.

В случае не поступления в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, налоговой декларации (расчета) документ о выявлении недоимки формируется не позднее 5 рабочих дней со дня поступления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

После формирования документа о выявлении недоимки налоговым органом осуществляется анализ данных информационного ресурса местного уровня «Расчеты с бюджетом» о наличии у налогоплательщика переплаты и задолженности по одному виду налогов, а также пеням и штрафам с целью подтверждения наличия сумм излишне уплаченных обязательных платежей и проведения зачетов в соответствии с пунктом 5

Как известно, требование об уплате задолженности, выявленной не в рамках проведения проверки, может быть выставлено не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки . Однако нигде в НК РФ не сказано, что такое дата выявления недоимки.

Когда возникает недоимка Напомним, что недоимка - это сумма налога, не уплаченная в установленный Налоговым кодексом срок . Из этого определения следует, что она может возникнуть только тогда, когда сумма налога начислена, но своевременно не уплачена в бюджет. О том, что налог не уплачен, налоговому органу должно быть известно на следующий день после истечения срока уплаты. А о сумме начисленного налога он узнает из налоговой декларации. Значит, недоимка может быть выявлена только после того, как вы: - представили декларацию с суммой налога к уплате, - пропустили срок уплаты налога. Проиллюстрируем сказанное. Последний день уплаты ЕНВД за I квартал - 25 апреля , налог в срок не уплачен. ВАРИАНТ 1. Налогоплательщик представил декларацию по ЕНВД за I квартал 20 апреля или раньше. До 25 апреля налог можно не платить и недоимки не будет. О ее наличии можно говорить только с 26 апреля. С этого же дня начнет исчисляться 3-месячный срок на выставление требования. Таким образом, последним днем его выставления будет 26 июля. ВАРИАНТ 2. Декларация по ЕНВД за I квартал представлена с нарушением срока - 24 апреля . В этом случае срок на выставление требования будет течь так же, как в варианте 1. ВАРИАНТ 3. Декларация по ЕНВД за I квартал представлена с нарушением срока - 30 апреля . До представления декларации налоговая инспекция не может выставить требование, так как ей не будет известна сумма недоимки. Поэтому срок на выставление требования по этой декларации начнет течь 1 мая и его последним днем будет 31 июля. У инспекторов свой подход Однако на практике налоговые органы часто отсчитывают срок на выставление требования не с указанной нами даты, а с любого момента обнаружения недоимки в своих внутренних документах и базах данных. И такой подход иногда находит поддержку. Примечание. При выявлении недоимки вне рамок налоговой проверки налоговая инспекция составляет документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента. Со дня составления этого документа она и начинает отсчитывать срок на выставление требования. Однако все же в судебной практике доминирует мнение, что обнаружение налоговым органом данных в своих внутренних документах не может свидетельствовать ни о наличии недоимки, ни о наличии переплаты, поскольку такие данные полностью зависят от действий его сотрудников. И суды отказывают во взыскании недоимки по требованиям, выставленным с нарушением сроков. К примеру, в одном из судебных решений была рассмотрена следующая ситуация. Инспекция допустила ошибку при отражении начислений по налогу в карточке лицевого счета предпринимателя. Исправив ее через 2 года, она выставила требование на доплату налога в течение 3 месяцев с момента обнаружения своей ошибки и внесения исправлений в карточку. Но суд отказал во взыскании этой недоимки, аргументировав это так. Задолженность по уплате налога образовалась не в результате неправомерных (виновных) действий предпринимателя, а из-за ошибки инспекции. И инспекция имела возможность своевременно выявить недоимку и направить предпринимателю требовани е, но сделала это лишь спустя 2 года. А значит, она утратила право на взыскание спорной суммы налога. *** Хочется пожелать вам не забывать о сроках уплаты налога. А если вы получили требование об уплате недоимки, выявленной не в результате проверки, отнеситесь к нему внимательно: проверьте и основание, и сроки его выставления. Если есть нарушения, требование можно оспорить либо в вышестоящем налоговом органе, либо в суде. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 5 Кононенко А.

Недоимка по налогам - это просроченная задолженность юридических и физических лиц по платежам в бюджет. Рассмотрим в нашей статье подробно, что это - недоимка по налогам, а также какие негативные последствия она за собой влечет для организаций и предпринимателей.

Что такое недоимка по налогам

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).

О том, за какие нарушения возникает ответственность и каковы ее размеры, читайте в статье .

Кроме того, бывают ситуации, когда, проверяя налогоплательщика, инспекторы обнаруживают излишне возмещенную ему сумму налогов из бюджета, например, по НДС. И это недоимка по налогам тоже.

Возместить из бюджета можно следующие налоги:

  • НДС, когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога, в том числе с учетом сумм налога, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ);
  • акцизы, когда сумма налоговых вычетов окажется больше суммы акциза, исчисленной по операциям с подакцизными товарами — объектами налогообложения по ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).

О незаконном возмещении НДС и последующей ответственности за это читайте в материале .

Когда возникает недоимка по налогу

Недоимка по налогу возникает уже на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Если недоимкой признается излишне возмещенная сумма налога, тогда днем ее образования будет являться (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • тот день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога из бюджета, в случае перечисления средств из бюджета на расчетный счет;
  • день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога, в случае проведения зачета по налогам.

Каковы последствия возникновения недоимки

Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.

Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.

В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.

Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
  • Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Отметим, что если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков, то срок вынесения указанного решения налоговым органом продлевается до 6 месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования, направленного ответственному участнику группы (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ. Если денежных средств на банковских счетах нет или их недостаточно для погашения задолженности, необходимо перейти к шагу 3.

О том, с каких счетов налогоплательщика может быть взыскана задолженность по налогам и сборам, читайте в материале .

  • По истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Срок подачи заявления, касающегося взыскания задолженности с участников консолидированной группы налогоплательщиков, продлевается до 6 месяцев после истечения 6-месячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов указанных лиц (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Обратим внимание на то, что если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
  • Не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1-4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.

Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:

  • Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.
  • В период от 1 года до 2 лет после истечения срока исполнения требования налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика требуемой задолженности. Если инспекция по уважительным причинам пропустит срок подачи указанного заявления, то судом он может быть восстановлен (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).

Подробнее о процедуре взыскания читайте .

Когда возможно списание недоимки по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку, несмотря на то что задолженность так и будет числиться за ним. Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно подп. 1-4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной признается задолженность в следующих случаях:

  • при ликвидации компании;
  • при признании банкротом индивидуального предпринимателя;
  • в случае смерти физического лица, если он являлся должником по налогам и сборам;
  • при наличии судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней и пр. с должника;
  • при вынесении судебным приставом постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Итоги

Недоимка по налоговым платежам возникает в случае нарушения сроков их оплаты. Признается она с первого дня, наступающего после даты, определенной как крайний день срока платежа. Следствием ее являются пени, начисляемые за каждый день просрочки.

Если налогоплательщик не гасит недоимку и пени добровольно, ИФНС прибегает к процедуре принудительного взыскания. В определенных ситуациях задолженность признают безнадежной.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий

Пленум ВАС РФ принял постановление от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление), в котором разъяснил судам некоторые положения части первой НК РФ.

Часть представленных разъяснений впервые прозвучали как позиция Пленума ВАС РФ, часть – явились повторением или развитием мнений, высказанных ранее.

Обратите внимание, что данным постановлением признаются утратившими силу:

  • от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации";
  • постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 30 "О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций";
  • постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование".

Остановимся подробнее на разъяснениях, касающихся взыскания налога в принудительном порядке.

Сроки направления налогоплательщику требования об уплате налога (п. 50 Постановления)

Требование об уплате недоимки направляется налогоплательщику либо при фактической неуплате указанной в декларации (расчете) суммы, либо в случае доначисления суммы налога по итогам проверки.

Во втором случае срок на выставление требования четко определен в п. 2 ст. 70 НК РФ – 20 дней с даты вступления в силу решения о доначислении налога. А вот начало течения срока на выставление требования в первом случае обозначено не так четко – день выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Пленум ВАС РФ разъяснил, что днем выявления недоимки следует считать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа). Если же налоговая декларация (расчет авансового платежа) были предоставлены с нарушением сроков, недоимка считается выявленной на следующий день после представления этих документов.

Отметим, что споры о дате выявления недоимки возникали достаточно часто. Налоговые органы считали, что поскольку НК РФ не определяет этот день конкретно, то период выявления недоимки для инспекции не ограничен. Однако суды вставали на сторону налогоплательщика, утверждая обратное (постановление ФАС Московского округа от 17.06.2011 № КА-А41/5753-11). Некоторые даже приходили почти к тому же выводу, что и Пленум ВАС РФ: днем выявления недоимки признается дата уплаты налога (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 № 09АП-1313/2013 по делу № А40-103826/12-20-542).

Сроки направления налогоплательщику требования об уплате пеней (п. 51 Постановления)

Таким образом, Пленум ВАС РФ установил максимальный срок, в течение которого может быть отправлено уведомление об уплате пеней. Следовательно, направление требования за пределами указанного срока неправомерно.

Отсутствие в требовании об уплате налога необходимых сведений не влечет его недействительность (п. 52 Постановления)

В то же время ФАС Северо-Западного округа указывал, что формальные нарушения положений ст. 69 НК РФ сами по себе не могут служить основанием для признания требования недействительным. Требование об уплате налогов и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате (постановление от 16.05.2008 № А56-18067/2005).

Требование об уплате налога, отправленное по почте, считается полученным независимо от того, получено оно фактически или нет (п. 53 Постановления)

Если налогоплательщик вовремя не заплатил налог или уплатил его не полностью, то недоимка может быть взыскана за счет денежных средств, находящихся на его счетах в банках, и за счет его электронных денежных средств (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк поручения на списание и перечисление в бюджет РФ необходимых денежных средств.

Пленум ВАС РФ отметил, что если поручения на перечисление налога предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму недоимки, подлежащую взысканию на основании решения инспекции.

Например, у налогоплательщика есть два счета в банке: на одном лежит 7 000 рублей, а на другом – 5 000 рублей. При этом он вовремя не заплатил в бюджет 10 000 рублей, и инспекция собирается списать указанную сумму за счет денежных средств на его счетах в банке.

В этом случае налоговый орган не может направить в банк два инкассовых поручения, по каждому из которых требуется перечислить 10 000 рублей. Инспекция должна распределить эти 10 000 рублей так, чтобы значения, указанные в поручениях, в сумме составляли 10 000. Например, в одном инкассовом поручении может быть указано 7 000 рублей, а в другом – 3 000 рублей.

Стоит отметить, что аналогичное мнение ранее высказывал Минфин России в письме от 14.06.2005 № 03-02-07/1-144 .

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (п. 55 Постановления)

Как уже говорилось выше, неуплаченные или не полностью уплаченные суммы налога могут быть взысканы за счет денежных средств налогоплательщика, которые находятся на его счетах в банке (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Если же денег на счетах нет или их недостаточно, либо отсутствует информация о самих счетах, то инспекция вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ . Об этом сказано в п. 7 ст. 46 НК РФ .

На основании этих норм Пленум ВАС РФ указал, что налоговый орган вправе перейти к взысканию налога за счет иного имущества только после принятия надлежащих мер по взысканию недоимки за счет денежных средств налогоплательщика. Поэтому если инспекция вовремя не вынесла решение о взыскании налога за счет денежных средств или не приняла мер к его исполнению, то она не может вынести решение о взыскании налога за счет иного имущества или обратиться в суд за взысканием недоимки в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ . Аналогичное мнение было отражено в судебной практике и ранее (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 7551/11 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.12.2012 № А69-944/2012 , ФАС Московского округа от 15.01.2013 № А40-41578/12-115-223).

При этом Пленум ВАС РФ отметил, что из этого правила есть исключение. Так, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Если в этот период ведется исполнительное производство, возбужденное на основании ранее вынесенных постановлений о взыскании налога за счет иного имущества, это означает, что на счетах налогоплательщика недостаточно денежных средств или они отсутствуют вовсе. Следовательно, налоговый орган вправе в указанный срок сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества, если на дату его принятия исполнительное производство не было окончено (прекращено).

Кроме того, инспекция может сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества, если у нее нет информации о счетах налогоплательщика.

Обращение взыскания на имущество, находящееся в пользовании третьих лиц (п. 56 Постановления)

Еще раз повторимся, что принудительное взыскание налога может осуществляться за счет иного имущества налогоплательщика. При этом взыскание может производиться, в частности, за счет имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности. Однако такое взыскание возможно, если для обеспечения уплаты налога эти договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке (пп. 5 п. 5 ст. 47 НК РФ).

По мнению Пленума ВАС РФ, потребность обратить взыскание на конкретное имущество не является достаточным основанием для расторжения или недействительности этих договоров. Это следует из глав 9 и 29 ГК РФ . Таким образом, налогоплательщик не обязан расторгать договоры, по которым определенное имущество передано третьим лицам, только потому, что на это имущество может быть обращено взыскание. Аналогичный вывод был сделан и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 9 .

В то же время в комментируемом постановлении Пленум ВАС РФ указал, что в силу гл. 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" наличие договоров с третьими лицами не препятствует обращению взыскания на имущество, переданное им. Отметим, что в соответствии со ст. 77 этого закона обратить взыскание на такое имущество может по общему правилу только суд.

Следовательно, налог может быть взыскан за счет имущества, находящегося у третьего лица на основании договора, который не расторгнут или не признан недействительным, если возможность такого взыскания будет удостоверена судом.

Пени могут взыскиваться, только если соблюдены сроки взыскания самого налога (п. 57 Постановления)

По мнению Пленума ВАС РФ, инспекция может взыскать пени только в том случае, если она своевременно приняла меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

Делая такой вывод, Пленум ВАС РФ еще раз подтвердил мнение, сложившееся в судебной практике и у контролирующих органов (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 20.01.2009 № 10707/08 , письмо Минфина России