Похищение ганимеда. Миф о Ганимеде: нетрадиционная любовь в мифологии разных народов Зевс похищает ганимеда



Ганимед , в греческой мифологии смертный юноша, обладавший прекрасным ликом. Ганимеда похитил Зевс , пожелавший сохранить его юность и красоту навечно.

Семья и окружение

Ганимед был сыном троянского царя Троса и нимфы Каллирои. По вопросу происхождения версии разнятся: по Лесхею он был сыном Лаомедонта, по Еврипиду Дардана, по Гигину Ассарака или Эрихтония, но Первый Ватиканский мифограф сообщает о том, что он был сыном Троила.

Миф

Миф о похищении Ганимеда - один из известнейших сюжетов, столь любимых художниками. Общий сюжет мифа сообщает о том, что Ганимед обладал настолько привлекательной и необычайно красивой внешностью, что Зевс решил похитить его.

Громовержец обратился в огромного орла и когда Ганимед остался пасти отцовские стада на склонах горы Ида, Зевс схватил его и унёс в небеса. На горе Олимп Ганимеду отошла должность "виночерпия" (вернее будет сказано, нектарочерпия, т.к. боги не пьют вина, Ганимед подавал богам нектар и амброзию), на этой должности он сменил Гебу.

Согласно поэту Фаноклу Ганимеда похитил не Зевс , а Тантал, который периодически похищал детей для Зевса , после этого началась война. По Афинею Ганимед был похищен Миносом, а согласно Платону этот миф вообще был выдуман критянами.

Гомер описывает похищение Ганимеда Зевсом точно такими же словами, что и похищение Клита Эос. Есть даже варианты мифа, где Эос похищает юношу и делает его своим возлюбленным, а после этого Зевс забирает его на Олимп для себя.

Нонн, описывая "Деяния Диониса" упоминает, что сюжет этого мифа был запечатлён на щите Диониса , а Вергилий в "Энеиде" о том, что на плаще Клоанфа.

В искусстве и культуре

Миф о Ганимеде содержит ряд напластований: древнейшее - оборотничество Зевса (более позднее - орел как атрибут Царя Богов); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н.э., поздний мотив - метаморфоза Ганимеда.

В Олимпии стояли статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом.

Сюжет мифа о Ганимеде - частый сюжет в изобразительном искусстве. Ранее в роли похитителя изображался сам Зевс , позднее стали изображать орла.

Очень известны картины с названием "Похищение Ганимеда" Рембрандта 1635 г., Эсташ ле Сюёр 1650 г., К.В. Аллерса 1913 г., П.П. Рубенса 1611 г. и множества других авторов.

Миф нашёл своё воплощение в пластике - "Ганимед" Леохара, терракотовые статуэтки, рельефы и другие произведения мелкой пластики. Сюжет о похищении юноши изображался и на вазах, и на рельефах саркофагов. На дверях собора Св. Петра в Риме размещён бронзовый рельеф работы Филарете, стоит также обратить внимание на рисунок Микеланджело, на фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картину Корреджо, скульптуры Б. Челлини и фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи.

В искусстве и культуре

(1036) Ганимед - это крупнейший околоземный астероид из группы Амура, который принадлежит к тёмному спектральному классу S. Он был открыт 23 октября 1924 года немецким астрономом Вальтером Бааде в Гамбургской обсерватории.

Еще одно небесное тело, названное в честь прекрасного троянского юноши, спутник Юпитера - Ганимед. Это седьмой по расстоянию от Юпитера спутник и крупнейший спутник в Солнечной системе. Он был открыт Галилео Галилеем 7 января 1610 года.

Просмотры: 4 627

Ганимед (др.-греч. Γανυμήδης «затевающий веселье») - в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Тросаи Каллирои (или сын Лаомедонта; или сын Дардана; или сын Ассарака; или сын Эрихтония; или сын Троила). По «Илиаде», жил до Пелопа, но по «Малой Илиаде» Лесхея - после Пелопа.

Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом- перенесён орлом Зевса на Олимп (либо Зевс сам превратился в орла). Зевс считал, что Земля — недостойное место для Ганимеда (по Менару).

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на Иде. Узнав о похищении, отец Ганимеда Трой предался отчаянию, но Зевс утешил его тем, что его сын причислен к сонму богов. В уплату за потерянного сына Гермес от имени Зевса подарил Трою золотую лозу работы Гефеста и двух прекрасных коней и убедил его, что отныне его сын становится бессмертным, его не коснутся не­взгоды старости и он будет всегда с улыбкой подносить в золотой чаше игристый нектар отцу небес.

Ему дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе он стал виночерпием на пирах богов, сменив на этом посту Гебу, и любимцем Зевса. Согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, он назван «виночерпием» Зевса, здесь переносное словоупотребление. По Цицерону, он подает богам нектар и амброзию.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду, он живёт на Олимпе, делит ложе с Зевсом.

По некоторым авторам, помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолей — утверждают, что вначале Эос похитила Ганимеда, что­бы сделать его своим возлюбленным, но Зевс отнял у нее юношу. Как бы там ни было, Гера посчитала появление Ганимеда в качестве виночер­пия как оскорбление для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея.

По просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою.

По истолкованию, был похищен царем Зевсом. Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал, который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война. По другой интерпретации, из-за его похищения произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны. По ещё одной версии, был похищен Миносом. Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде.

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита Эос.

Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии. Ещё одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом. Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса.

В виде вознаграждения за сына Зевс дал Трою пару божественных коней. Начиная с Пиндара прекрасный виночерпий богов и в особенности Зевса изображается его любимцем. Т. к. он в качестве виночерпия имеет при себе сосуд, то впоследствии его отождествляли с демоном источников реки Нила, и астрономы поместили его в числе созвездий под названием Водолея.

Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла - это широ­ко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в «Мире» Аристофана, где главный герой отправляется верхом на скара­бее. Душа кельтского героя Луга, который в «Мабиногион» фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилон­ский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, - это не обыч­ное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара, а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляет­ся он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, которые символизиро­вали новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помо­щью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103 говорится: «…обновляется подобно орлу юность твоя».

Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар.15:12; 4 Цар. 23:7) вплоть до Вави­лонского пленения. Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида, еще больше подчеркивает победу пат­риархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины впол­не могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно от­крылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сенти­ментальные чувства по отношению к своим ученикам (Федр. 279а-Ь). Но в других произведениях он заклеймил однополую любовь как проти­воречащую человеческой природе, и миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян (Законы. 636d). В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сде­лать из него напарника для своих ночных развлечений, «получив на это разрешение от Зевса». С распространением философии Платона жен­щины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие пози­ции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.

Имя Ганимед, скорее всего, связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, прини­мая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. В латинском языке от слова Ганимед произошло слово catamitus, а из него англий­ское catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуаль­ного влечения.

В искусстве

Похищение Ганимеда — частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара, Корреджо, Рембрандта, Торвальдсена и др.). Ни одна из картин не пользуется такой популярностью, как картина Рембрандта в Дрезденской галерее. Художник изобразил толстого плачущего ребенка; орел держит его за рубашку. Несмотря на свой испуг, ребенок не выпускает виноградную кисть, которую Рембрандт вложил ему в руку, намекая этим на его будущую должность. Но надо полагать, что обладай Ганимед такими грубо-реальными формами, — вряд ли бы Зевс, бог греков, решил, что Земля недостойна его. 🙂

В искусстве он изображается в виде нежного, расцветающего юноши, с фригийскою шапкою на голове, вместе с Зевсом или орлом.

Юпитер целует Ганимеда. Фреска. 1758-1759

Баттиста Франко Венецианский, Битва при Монтемурло и похищение Ганимеда. 1537-1541. Палаццо Питти

Ван Лоо. Введение Ганимеда на Олимп. 1768

Зевс и Ганимед. Скульптурная группа, возможно акротерий, из Олимпии. Около 470 года до н. э

Зевс и Ганимед-виночерпий. Краснофигурная ваза. 490-480 гг. до н.э.

К. В. Аллерс, Похищение Ганимеда. 1913.

Кампаньола Джулио Ганимед Около 1510-1515

Корреджо Ганимед Около 1531

Ле Сюёр Эсташ. Юпитер и Ганимед. 1644

Ганиме́д (др.-греч. Γανυμήδης «затевающий веселье») — в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Троса (по имени которого и была названа Троя) и нимфы Каллирои, брат Ила и Ассарака;похи щенный из-за необыкновенной красоты бога ми и унесенный на Олимп, стал любимцем З евса и его виночерпием.

. Есть и другие версии его происхождения от царей и героев (сын Ламедонта; или сын Дардана; или сын Аспарака; или сын Эрихтония; или сын Троила).

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен богине зари Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита богиней Эос.

Но основной миф состоит в том, что из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом и перенесён орлом Зевса на Олимп (по другой версии, Зевс сам превратился в орла),

Троянский царевич, упоминаемый у Гомера к ак сын царя Троса, похищенный Зевсом на О лимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обмен яли на несколько великолепных лошадей ил и, в постгомеровском эпосе, - на золотую виноградную лозу. На красно фигурном кратере конца 5 в. до н. э. с о дной стороныизображен бородатый Зевс со с кипетром, а на другой - прекрасный Ганим ед, держащий обруч и петуха, -излюбленный подарок мальчикам-любовника м от мужчин. В поздней, более популяр ной версии легенды онбыл похищен орлом, п осланным Зевсом, или Зевсом в образе орл а, возжелавшим красивейшего изсмертных. Т аким образом Ганимед представлен на крас ивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпи и и вримских копиях греческих статуй. Ар истофан пародирует этот миф в своем "Мир е", где герой уносится нанебо на спине б ольшого навозного жука. Платон используе т его в "Федре", упоминая чувства Сократ а к своим ученикам.

Ганимед Ганимед

(Ganymedes, Γανυμήδης). Сын Троса и Каллирои, прекрасный юноша, унесенный на небо с горы Иды Зевсовым орлом. На Олимпе он сделался виночерпием Зевса вместо Гебы. Взамен сына Зевс даровал отцу Ганимеда пару божественных коней.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГАНИМЕД

(Γανυμήδης), в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои (Hom. II. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Г., когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла (или пославшим орла), и унесён на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар (Apollod. Ill 12, 2). За Г. Зевс подарил его отцу великолепных коней (Hom. II. V 640) или золотую виноградную лозу работы Гефеста. Согласно одному из вариантов мифа (Ps.-Егаtosth. 26), Г. был вознесён на небо в виде зодиакального созвездия Водолей. Миф о Г. содержит ряд напластований: древнейшее - оборотничество Зевса (более позднее - орёл как атрибут Зевса); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н. э., поздний мотив - метаморфоза Г.
а. т.-г.

Г. - один из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства. Особенно распространён был сюжет «похищение Ганимеда» (в роли похитителя изображался сам Зевс, позднее - орёл). Миф нашёл воплощение в пластике («Ганимед» Леохара, терракотовые статуэтки и другие произведения мелкой пластики, рельефы саркофагов и др.) и вазописи. В европейском изобразительном искусстве миф воплощён во многих произведениях, в числе которых бронзовый рельеф Филарете на дверях собора св. Петра в Риме, рисунок Микеланджело, фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картина Корреджо, две скульптуры Б. Челлини, фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи, картины П. П. Рубенса и Рембрандта.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Ганимед

Сын царя Трои Троса и Каллирои, брат троянского царя Ила и Ассарака. Внук Эрихтония. Племянник царя Аттики Пандиона. Троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты купленный Зевсом у его отца, который получил вместо него прекрасных коней, по более поздним мифам - похищенный орлом Зевса. На Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. Получил бессмертие. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино.

// Питер Пауэл РУБЕНС: Похищение Ганимеда // Иоганн Вольфганг ГЕТЕ: Ганимед // Адам Готтлоб ЭЛЕНШЛЕГЕР: Зевс и Ганимед

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГАНИМЕД

в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Римская копия.
С греческого оригинала III—II вв. до н. э.
Мраморный рельеф.
Ленинград.
Эрмитаж.

Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Пенфесилеи».
Около 460 до н. э.
Феррара.
Археологический музей.

Раскрашенная терракота.
Около 470 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Роспись краснофигурного кратера «берлинского художника».
480—470 до н. э.
Париж.
Лувр.

Фрагмент росписи краснофигурного килика Ольтоса.
Около 510 до н. э.
Тарквиния.
Археологический музей.

Картина Корреджо.
1531.
Вена.
Музей истории искусств.


Синонимы :

Смотреть что такое "Ганимед" в других словарях:

    - (греч. Ganimedes). 1) сын троянского царя Троса, похищенный Юпитером за красоту на Олимп. 2) созвездие, назыв. Водолей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАНИМЕД в греч. миф. сын царя Троса, очень… … Словарь иностранных слов русского языка

    ганимед - а, м. Ganymède <гр. Ganumedes. миф. Виночерпий богов в греческой мифологии. Ганимед всегда представляется сидящим на орле. Чаша в его руках знаменует должность кравчаго. ИЛ 77. Ганимед, отрок, похищенный чрез Орла к Юпитеру на небо, означает… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Ганимед - с орлом. Римская копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Мраморный рельеф. Эрмитаж. ГАНИМЕД, в греческой мифологии троянский юноша, из за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В мифах древних греков троянский юноша, которого из за его необычайной красоты похитил Зевс, превратившись в орла, и унёс на Олимп. Там Ганимед стал исполнять обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар … Исторический словарь

    Из поэмы «Илиада» легендарного поэта Древней Греции Гомера (IX в. до н. э.), где говорится о прекрасном юноше Ганимеде, который за свою удивительною красоту был взят Зевсом, главою Олимпа, в это жилище богов и стал там виночерпием. Перевод… … Словарь крылатых слов и выражений

    ГАНИМЕД, в греческой мифологии троянский юноша, из за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием богов. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии троянский юноша, из за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино …

    Малая планета (. 1036), открыта В. Бааде (Германия, 1924), диаметром 28 км. По вытянутости (эксцентриситет 0,54) и наклону к плоскости земной орбиты (26.) орбита Ганимеда напоминает орбиты комет (заходит внутрь орбиты Марса). Наименьшее… … Большой Энциклопедический словарь

    Спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610), расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диаметр ок. 5260 км. Крупнейший из спутников Солнечной системы, покрыт ледяным панцирем, имеет атмосферу … Большой Энциклопедический словарь

    ГАНИМЕД, самый крупный из ГАЛИЛЕЕВЫХ СПУТНИКОВ Юпитера, диаметром в 5262 км, и вообще самый крупный спутник в СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ. В основном состоит из воды и льда. Его поверхность изрыта кратерами, которые чередуются с относительно однородными… … Научно-технический энциклопедический словарь

Книги

  • Ганимед-6 , Алексей Рыжков , Спасаясь от верной гибели, грозившей им в космической колонии на спутнике Юпитера, Фрэнк Бэрри и его друзья попадают в кровавую бойню на родной планете. А по их следам уже идут боевики… Категория: Фантастика Серия: The Orphan`s Tales Издатель:

В одном лице и смертный сын царя Трои, и бог Ганимед - чего только не случалось с небожителями Олимпа и их любимцами. Прекрасный юноша, троянский царевич служил отцу и готовился провести жизнь, как все смертные: в трудах, а то и в страданиях, борьбе и болезни. А потом умереть. Ведь таков удел людей.

Миф о Ганимеде

Во время похищения Ганимед пас овец отца на склоне горы. Зевс послал своего орла выкрасть юношу, слух о красоте которого дошел даже до вершины Олимпа. Когда птица поставила Ганимеда перед троном Зевса, тот воспылал статью. Красивый мальчик стал подавать амброзию и нектар на пирах олимпийцев. По некоторым источникам, он был даже любовником Зевса.

Ганимед - бог чего?

Формально Ганимед богом или полубогом (как, например, Геракл) не был. Поэтому вопрос: "Ганимед бог чего?" не совсем верен. Рожденный человеком, он и после вознесения на Олимп не стал покровителем ремесла, природного явления, города или социального явления, как другие боги Древней Греции.

Ганимед с древнегреческого переводится как "приносящий веселье", и он был просто виночерпием на пирах Зевса и других небожителей. За свою красоту в дар от Громовержца Ганимед получил вечную юность и бессмертие - главные атрибуты бога, а также вошел в число избранных жителей Олимпа. По его просьбе Зевс оказал помощь Трое во время войны, приостановив корабли ахейцев. Другого "божественного" влияние на жизнь смертных бог Ганимед не оказывал.

Отец Ганимеда

Отец Ганимеда занимателен тем, что получил за сына богатые дары. Некоторые исследователи полагают, что их можно расценивать и как выкуп. Согласно "Илиаде" Гомера, это троянский царь Трос. Несмотря на то, что похищенный ребенок не был единственным, горе отца было безмерным. Чтобы утешить, Зевс открыл ему будущее Ганимеда - вечную юность и бессмертие сына, что должно было примирить Троса с потерей. Еще Громовержец расщедрился и подарил царю Трои пару прекрасных коней и золотую виноградную ветвь. Это была работа лучшего мастера - самого Гефеста.

Так что сделка оказалась выгодной. Ведь многие любовницы верховного бога ничего не получали в дар и страданиями расплачивались за его похождения. Жена Зевса, богиня Гера была ревнива и мстительна. Сил расквитаться с божественно сильным мужем у нее не было, и она отыгрывалась на его пассиях. В отличие от других возлюбленных верховного бога, Ганимеду повезло - он сам был одарен сверх меры, став бессмертным. Он остался подле Зевса, был любим, обласкан, наслаждался жизнью в райском месте. Еще и отец получил великолепные дары.

Источники мифа о Ганимеде

Самый известный литературный источник, который повествует о Ганимеде - "Илиада". Это творение Гомера. Есть другие источники мифов о Ганимеде, и они разнятся в деталях. Например, один утверждает, что сам Зевс обернулся орлом и похитил мальчика. В более поздних вариантах мифа у Зевса была птица-служитель, которая носила стрелы-молнии Громовержца и исполняла другие деликатные поручения: похищала для хозяина любовниц, клевала печень Прометея.

Любой миф переживал трансформацию во времени. Он дополнялся, расширялся, менялась концовка. Развитием мифа о Ганимеде является то, что изначально в него влюбилась и похитила Эос У нее орел выкрал любовника для Зевса.

У мифа изначально, как у народного предания, не могло быть конкретного автора и жестко закрепленного литературного источника. В разное время на территории Древней Греции были и разрозненные города-государства с разными верховными богами и своими мифами, и централизованная власть, особенно, после оккупации полуострова римлянами, которые и привнесли свое в легенды. Так пришла идея о допустимости мужеложства, и Ганимед из виночерпия превратился в любовника Зевса.

Кстати, должность прекрасного мальчика трактовалась по-разному. Некоторые античные авторы допускали, что на Олимпе Зевс употреблял вино - плод виноградной лозы. Кто-то считал это кощунством, утверждая, что только нектар и амброзия - пища, достойная богов. А вино - удел смертных.

Историю Ганимеда упоминал Еврипид. Драматургия золотого века древнегреческого искусства впитала, переосмыслила, сохранила и трансформировала множество мифологических сюжетов. И по мере развития театрального искусства, особенно трагедии, несмотря на сверхъестественную завязку и всесильных героев-богов или особо одаренных смертных, этические, социальные и моральные вопросы по-прежнему остро переживались. А главное, далеко не всегда приводили к счастливому финалу.

Ганимед в поэзии

Согласно поэту Вергилию и его поздней версии мифа в эпосе "Энеида", бог Ганимед сместил Гебу на почетном посту виночерпия на божественных пирах. Она была дочерью Геры, злой и ревнивой жены Зевса. Та, будучи богиней, не перестала быть женщиной и знала, как добиться своего от мужа. Она принялась пилить благоверного. Когда Зевсу прискучили беспрестанные жалобы Геры, он обернул Ганимеда (на фото), чем увековечил красоту любовника среди небесных светил.

Ганимед в искусстве

История Ганимеда вдохновляла многих художников и скульпторов. Античные ваятели посвящали ему статуи. Например, древнегреческий бог Ганимед (на фото ниже) работы скульптора Леохара. Статуя известна по римским копиям, носит название "Ватиканский Ганимед", там же и расположена.

В эпоху Возрождения похищение орлом (или обернувшимся им богом) Ганимеда неоднократно было сюжетом в живописи. Многие мастера хотели прославить свой гений, изобразив настолько прекрасного юношу, что за одну красоту ему были дарованы бессмертие и вечная юность.

У Рубенса есть две картины о похищении мальчика. Первая - очень динамичная, контрастная, драматичная: белое тело напуганного юноши на фоне черного орла, напористого и жесткого. На второй картине художник написал уже прибытие Ганимеда, как Геба передает ему золотую чашу для служения на пиру. История написана яркими красками, но гораздо более спокойная - это же Олимп, место благословенной жизни избранных.

Другой известный нидерландец Рембрандт написал историю реалистично, несмотря на мифологический сюжет. Страх маленького ребенка мастерски передан. А в совокупности с мрачными цветами полотна - это оказывает психологический эффект. История кажется реальной и трагичной.

Ганимед в астрономии

Римский бог Юпитер (аналог Зевса в греческой мифологии) был многоженцем, имел многочисленных любовниц. Характерно, что у планеты с его именем много спутников (на данный момент открыто почти 70). бога Ганимеда носит один из Компанию ему составляют еще три спутника - другие любовницы верховного сладострастного бога - Ио, Каллисто и Европа.

Картины, поэтические эпосы, скульптуры, даже далекие звезды состязаются между собой, но остаются лишь отражением красоты мифически прекрасного юноши - бога Ганимеда.