Понятие «искусство». Виды и жанры искусства. Задачи искусства. Вечные темы в искусстве и литературе Какие вечные темы искусства и жизни


Понятие «искусство» известно каждому. Оно окружает нас на протяжении всей жизни. Искусство играет большую роль в развитии человечества. Оно появилось еще задолго до создания письменности. Из нашей статьи вы можете узнать о роли и задачах.

Что такое искусство? Общая информация

Понятие «искусство» достаточно многогранно. Обычно под ним подразумевают отрасль человеческой деятельности, которая может удовлетворить одну духовную потребность, а именно любовь к прекрасному. Искусство - это особая форма общественного сознания. Именно оно представляет собой художественное отражение человеческой жизни. Благодаря ему можно выяснить, как жили люди в то иной временной промежуток.

Самым первым автором, который раскрыл понятие «искусство», был Шарль Батё. Он создал целый трактат, в котором классифицировал данную отрасль человеческой деятельности. Его книга «Изящные искусства, сведенные к одному принципу» была опубликована в 1746 году. Шарль Батё считает, что их можно определить по нескольким критериям. Автор уверен, что искусство приносит удовольствие, а также оно имеет духовный, а не телесный характер.

Понятие «искусство» включает в себя живопись, музыку, поэзию, архитектуру и многое другое, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Любой вид художественной деятельности отличается определенными положительными качествами. Каждая сфера искусства имеет особый способ воспроизведения действительности и художественные задачи. Все виды художественной деятельности подразделяются на роды и жанры.
Обычно искусство делят на три группы:

  • тоническую (музыка и поэзия);
  • образную (архитектура, живопись и скульптура);
  • смешанную (хореография, актерское мастерство, ораторское искусство и другие).

Существуют разнообразные виды искусства:

  • пространственное, в котором благодаря построению раскрывается видимый образ (скульптура, архитектура);
  • временное, в котором значение приобретает развертывающаяся в реальном времени композиция (поэзия, музыка);
  • пространственно-временное - зрелищное искусство (цирковое представление, кино, хореография).

Графика

Искусство графики - это вид, который включает в себя рисунок и печатную графику изображений (гравюра, минотопия и другое). Ее выразительные средства - контур, штрих, фон и пятно. Известно, что это наиболее популярный вид изобразительного искусства. По своему содержанию и форме графика имеет много общего с живописью.

Гравюра - это вид графики, в котором рисунок является печатным оттиском. Наносят его специальным гравером. Гравюра может быть изображена на металле, дереве и линолеуме.

Еще один популярный вид графики - особый способ плоской печати, при которой печатной формой служит поверхность камня. Данный вид изобретен в 1798 году. Изображение на камень наносят с помощью специальной туши или карандаша.

Искусство графики - самое древнее из всех существующих. Первые изображения существуют со времен неолита и бронзового века. Наши предки выцарапывали рисунок на стенах пещер и скалах. Спустя некоторое время изображения наносились на оружие и предметы быта. После того как появилась письменность, графика использовалась при оформлении писем, книг и грамот.

Способы копирования рисунков на протяжении многих лет были неизвестны. Именно поэтому все изображения создавались в единственном экземпляре. Не секрет, что сегодня такие графические рисунки востребованы у коллекционеров.

В середине 20-го столетия специалисты начали разрабатывать технику черно-белой графики. Было создано более 20 вариантов графической фактуры. Были изданы обучающие пособия. Сегодня графика занимает ведущее место в искусстве.

Бэнто

Бэнто - это необычное искусство для детей и взрослых. Не секрет, что многие родители не знают, как приучить свое чадо к здоровому питанию. Сегодня на прилавках магазинов присутствует большой выбор вредной и даже опасной пищи. На помощь может прийти новый вид искусства - бэнто. Появилось оно в Китае. Таким термином китайцы называют еду, которую они запаковывают в специальные коробочки и берут с собой на учебу или работу. Бэнто - это произведение искусства, которое можно съесть. Талантливые домохозяйки и повара создают из еды фигурки и небольшие картины. Главное отличие такой еды - это сбалансированность и наличие большого количества витаминов. Китайцы создают съедобное произведение искусства только из полезной пищи.

Бэнто - это искусство для детей и взрослых, благодаря которому ребенок с удовольствием будет употреблять полезные продукты. У нас оно еще не так популярно, но уже известно несколько мастеров, которые освоили данную технику.

Влияние искусства на сознание и жизнь ребенка. Как объяснить ребенку современные произведения художественной деятельности?

Искусство играет важную роль в жизни ребенка и развитии его личности. Сегодня абсолютно каждый человек должен иметь хотя бы базовые познания о той или иной сфере деятельности. Общество стремительно развивается, и поэтому каждая личность должна быть многогранной. Многие современные родители стараются как можно раньше привить своему чаду любовь к искусству. Для этого разработано немалое количество методик воспитания, которые можно использовать с первых месяцев жизни ребенка.

Понятие о видах искусства ребенок получает еще в школе. Обычно родители, преподаватели и воспитатели уделяют много внимания письму, чтению, счету и другим предметам, за которые отвечает левое полушарие мозга. Для развития правого понадобится заниматься музыкой, танцами и другими видами искусств. Важно развивать оба полушария мозга, для того чтобы в дальнейшем стать полностью сформировавшейся личностью.

Благодаря осваиванию искусства у ребенка:

  • формируется личность;
  • повышается уровень интеллектуального потенциала;
  • формируются нравственные ориентиры;
  • развивается способность творческого мышления;
  • появляется уверенность в себе и повышается самооценка;
  • развивается память и внимание;
  • расширяется кругозор.

Для того чтобы познакомить ребенка с искусством, важно в первую очередь организовать зону, в которой будут храниться все материалы, необходимые для творческой деятельности. Понадобится иметь дома несколько книг об искусстве. С раннего детства ребенку необходимо читать их. Важно обсуждать все изученное. Для знакомства с искусством понадобится хотя бы раз в месяц посещать с ребенком музеи, галереи, театры и выставки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать рисунки, аппликации и поделки, созданные руками детей. Благодаря им можно увидеть творческий рост ребенка. Важно также как можно раньше записать его в тематический кружок, занятия в котором будут ему по душе.

Некоторые произведения современного искусства вызывают недоумение со стороны не только детей, но и взрослых. Нередко тот или иной ребенок не понимает архитектуру, которая была спроектирована модернистами. Важно объяснить школьнику, что любое произведение искусства - важный этап в развитии человечества.

Множество вопросов у детей вызывают абстрактные картины. Существует немалое количество специальных изданий, благодаря которым родители могут показать ребенку, как тяжело создать подобное художественное произведение. Одно из них - «Сам себе Кандинский».

Нередко детей интересует, можно ли сравнить современное и первобытное искусство. Это и многое другое вы можете выяснить в нашей статье.

Изобразительное искусство. История его развития в России

Известно большое количество разнообразных видов искусств. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества. Что такое изобразительное искусство, знает почти каждый. С ним знакомят детей еще в раннем возрасте.

Это вид художественной деятельности, благодаря которому мастер может с помощью специальных средств может воспроизвести окружающий мир. Его история в России делится на два периода, границу которых обозначили Петровские реформы. В была тесно связана с иконопочитанием. Иконы имели свой своеобразный художественный стиль. Цель таких произведений искусств - показать молитвенную собранность и умиротворенность в общении с Богом. Именно это объясняет наличие в иконах присутствие некоторых художественных средств. Со временем мастера освоили открываются школы иконописания. Наиболее известной работой считается «Троица» А. Рублева. Иконы 15-16-го веков отличаются гармонией красок.

В 17-м веке популярны были иконы «фряжского письма». Они характеризуются элементами западноевропейской живописи, а именно масляными красками, подобием светотеневой моделировки, точнымизображением людей и природы. Интерес к иконе как к произведению искусства возникает только в 19-м веке.

Древнерусская скульптура существовала в виде резьбы по камню и дереву. Наиболее часто мастера изображали образы святых. Особое внимание уделяли лику. В 18-19-м веках востребованы были скульпторы и живописцы из других стран. Спустя некоторое время стали популярными отечественные мастера.

В 18-м веке наиболее популярным становится Он характеризуется строгостью рисунка, условностью колорита и использованием сюжетов из Библии и мифологии. Так, постепенно зарождалось национальное искусство.

В 1860-1880 годах открываются первые галереи, а отечественные мастера становятся известными во всем мире. Постепенно возникают новые направления. Каждое из них заняло важное место в формировании культурного наследия. В 18-19-м веках человечество не только знало, что такое изобразительное искусство, но и активно его использовало.

Темы, раскрываемые в искусстве

Удивительно, но все темы и проблемы, которые раскрывают мастера в своих художественных произведениях, актуальны на протяжении многих веков. Древние римляне утверждали, что искусство, в отличие от человеческой жизни, вечно. Это неслучайно. Темы в искусстве освещают общественные проблемы, которые нередко встречаются и сегодня. Именно поэтому они составляют огромную ценность для человечества. Мастера нередко раскрывают в своих произведениях тему любви, природы и дружбы.

Со временем меняются направления в искусстве и появляются новые мастера, но темы и образы остаются неизменными. Именно поэтому любое произведение остается актуальным на протяжении многих лет.

Искусство и его роль

Роль искусства в жизни общества неоценима. В его основе лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство формирует духовный вид людей, их чувства, мысли и мировоззрение. Образное воссоздание действительности создает нашу личность. Искусство помогает развиваться и самосовершенствоваться. А также познавать окружающий мир и самого себя.

Искусство - это культурное наследие. Благодаря художественным произведениям можно выяснить, как жили люди в то или иное время. В последнее время особую популярность имеют различные арт-методики. Благодаря искусству можно научиться контролировать себя. Создавая художественный объект, можно забыть о проблемах и избавиться от депрессии.

Искусство и его задачи

Максим Горький считал, что задачи искусства заключаются в нравственной и эстетической оценке всех существенных явлений. Писатель говорил, что благодаря этому можно научиться понимать себя, бороться с пошлостью, уметь понимать людей и находить в них что-либо хорошее. Сегодня известны три функции художественной деятельности. Задачи искусства заключаются в исследовании, публицистике и просвещении. Мастера считают, что функция художественной деятельности - нести прекрасное в души и сердца людей. Николай Васильевич Гоголь утверждал, что задача искусства заключается в изображении действительности.

Современное и первобытное искусство

Многих интересует, На первый взгляд, это невозможно. Однако это не так. Если воспринимать искусство как способ самовыражения личности, то и современное, и первобытное находится в одной плоскости. Сравнивая их, можно понять, как изменилось восприятие человека.

Человеческое мышление стало более абстрактным. Это указывает на активное развитие интеллекта. Со временем человек изменил приоритеты и сегодня воспринимает жизнь не так, как первобытные предки. Раньше мастеров интересовал облик предмета и его формы, а сейчас главную роль в произведениях занимают эмоции. Такое отличие существует с конца 19-го века.

Подводим итоги

Важно с раннего возраста развивать не только левое, но и правое полушарие мозга. Для этого необходимо заниматься искусством. Особенно важно уделять должное внимание творческому развитию ребенка. Настоятельно рекомендуем делать это с первых лет его жизни. Далеко не каждый понимает роль, задачи и виды искусства. Кратко описанная информация в нашей статье позволяет получить базовые знания о различных художественных сферах деятельности.

Вечные темы искусства и жизни

Цель: через общение с разными художественными произведениями постараться понять, что язык искусства с течением времени не изменяется и в его основе находятся духовные ценности, выработанные человечеством.

Задачи:

    развитие эмоционального и осознанного отношения к произведениям искусства различных эпох и направлений;

    через «звучание» художественных образов учиться понимать, как художник становится летописцем своей эпохи, отражая ее пульс;

    развивать у учащихся умения анализировать, синтезировать, размышлять на основе материала урока (музыки И. С. Баха, репродукций картин, образного исполнения песен «Город золотой», «Свечи»);

    учиться выражать отношение к вечным ценностям, выработанным человечеством;

    расширять культурно-художественный кругозор учащихся через знакомство с музыкой и живописью XVIII-XX вв.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: портреты И. С. Баха, Б. Гребенщикова, Ф. да Милано, свеча, фотографии органа, пламени свечи, репродукции картин (Т. Гейнсборо «Дама в голубом», А. Венецианов «На жатве», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»), интерактивная доска.

Сценарий урока

«Идеи меняются, сердце остается одно».

Ф. М. Достоевский

1. организационный момент

Приветствие учащихся. Настрой на работу.

У нас сегодня необычный урок – урок-размышление. О чем мы будем размышлять? Пускай нам поможет высказывание «Идеи меняются, сердце остается одно», принадлежащее русскому писателю XIX века Ф. М. Достоевскому. (Высказывание и портрет писателя – на экране интерактивной доски.) Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Действительно, проходят годы, пролетают целые эпохи, сменяются поколения людей, но остаются чувства доброты, надежды, веры, которые помогают в трудную минуту. И неважно, когда художник жил – много лет назад или в наши дни. Если он настоящий мастер, он создаст такое произведение, которое будет волновать многие поколения людей, принося им «утешение и подпору». Мы встретимся с произведениями искусства, созданными в разные эпохи, и постараемся понять, как они влияют на наших современников, а значит и на нас с вами.

Прослушивание музыки «Город золотой»

Беседа.

Вы узнали музыку, которая звучала в самом начале? («Город золотой» Б. Гребенщикова, Ф. Канова да Милано)

(Показ на интерактивной доске портретов Ф. Канова да Милано и Б. Гребенщикова.)

О чем эта песня? (об идеальном городе, где нет зла, насилия, где много света)

Каков характер у жителей этого города? (это нежные, мечтательные, отзывчивые люди)

Давайте исполним песню и постараемся правдиво выразить интонацию авторов.

(Исполнение песни «Город золотой».)

Получился ли образ песни? (мы постарались передать образ Красоты, Доброты, Нежности)

И если нас в душе хоть немного затронула эта музыка, значит, она не зря создана. Она становится для нас «утешением и подпорой».

Почему современный рок-музыкант Борис Гребенщиков обратился к мелодии музыканта конца XVI века Франческо да Милано? (это было своеобразное родство душ; в разные эпохи творцы искусства стремились найти тот источник света, который поможет людям преодолевать трудности на их жизненном пути)

Наверное, таким мастером, который помогал людям обрести уверенность в своих силах, был композитор Иоганн Себастьян Бах. (На экране – портрет И. С. Баха.)

Вспомните, какая страна подарила миру Баха? (Германия)

Посмотрите: Бах совсем не похож на наших современников – и одежда другая, и прическа. Композитор жил давно – более 250 лет назад.

Говорят, что по внешнему облику можно понять внутренний мир человека. Как вы думаете, это был легкомысленный человек? (учащиеся рассуждают о внутреннем мире композитора: серьезный, спокойный, внимательный взгляд, наверное, требовательный к себе и окружающим)

То, что это был требовательный к себе человек, говорит тот факт, что основные произведения композитор написал уже в зрелом возрасте.

Сообщение о композиторе (опережающее задание для группы учащихся)

Иоганн Себастьян Бах, младший сын Иоганна Амброзиуса, родился в Эйзенахе в 1685 году, 21 марта. Был придворным музыкантом в Веймаре у герцога Иоганна Эрнста, органистом в церкви в Мюльхаузене и Веймаре, руководителем камерной музыки при великокняжеском ангальткетенском дворе. В 1723 году был назначен в Лейпциг директором хора музыки.

После прослушивания фрагментов из биографии композитора учащиеся отмечают, что его жизнь была «на колесах», композитор переезжал с места на место.

В те времена жизнь музыканта была тяжела, постоянный поиск заработка заставлял его искать новое место работы. Биографы рассказывали также о том, что слишком независимый нрав был у композитора, и музыку он писал «недостаточно подобострастную». Долгое время Бах работал в церкви, сопровождая службу. Поэтому им написано много музыки для органа – могучего, громкоголосого инструмента, по звучанию соперничающего с целым симфоническим оркестром. (На экране появляется изображение органа.)

Бах, как и многие другие люди, преодолевал одну жизненную неурядицу за другой. Вместе с ним была его семья. Уставший приходил Бах с работы. И семья встречала его в гостиной за столом, делились впечатлениями о прошедшем дне. Давайте прислушаемся к этой беседе.

(Слушание органной Прелюдии ми-минор.)

Каков был характер разговора? Как между собой разговаривали? Спокойным или нервным был диалог? (разговаривали с уважением друг к другу, никто никого не перебивал; размеренная, спокойная речь)

Как вы это поняли? (музыка подсказала: спокойный, неторопливый темп, негромкая динамика, голоса звучали поочередно)

О чем мог быть разговор? (ответы детей)

– Такое согласие в музыке называется полифония (с греческого «многоголосие»).

(На экране – определение «полифония».)

Помогала сохранять тепло домашнего очага мама – Анна Магдалена. Первая жена Баха умерла, и Анна Магдалена стала для детей настоящей матерью, а для самого Баха – другом, помогающим преодолевать трудности. Композитор посвятил музыку Анне Магдалене – своего рода письмо-признание.

(Звучит «Скерцо» из сюиты №2 И. С. Баха.)

После прослушивания учащиеся делятся своими впечатлениями, обращают внимание на настроение, средства выразительности, на солирующий инструмент с нежным голосом – флейту.

(На экране – изображение флейты.)

(На экране – определение «гомофония».)

Как бы вы назвали эту музыку? (бабочка, шутка, облако, порхающая) Почему? (ответы детей)

Сам Бах назвал ее «Скерцо». (На доске – новое слово «скерцо».)

Скерцо с итальянского – «шутка». Во времена композитора музыкальные названия давали, как правило, по-итальянски, так как профессиональная музыка появилась в Италии.

Как вы думаете, почему композитор так назвал свою музыку? (ответы детей) Возможно, потому, что хотел видеть своих жену и детей улыбающимися, на мгновение забывающими жизненные неурядицы.

Далее учащиеся делятся на группы. Каждой группе раздаются листы бумаги и фломастеры. Им предлагается изобразить музыку «Скерцо», почувствовать ее пульс, движение мелодии. Также на экране доски один/двое учащихся показывают пульс музыки. После выполнения задания идет обсуждение выполненной работы. Каждая группа защищает свой проект, анализирует работу учащихся у доски. Далее ребята приходят к выводу, что музыка непрерывно движется, увлекая нашу фантазию вслед за собой.

После этого учащимся предлагается рассмотреть женские портреты и определить, какой из образов по своей интонации ближе всего музыке «Скерцо».

(На экране – женские портреты: крестьянки (А. Венецианов «На жатве»), купчихи (Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»), дворянки (Т. Гейнсборо «Дама в голубом»).)

Дети размышляют над образами. У «Дамы в голубом» улыбка мимолетная, еле заметная, легкая, изящная, близкая по интонации «Скерцо». Это неслучайно, так как оба произведения создавались примерно в одно время, в XVIII веке, которое современники называли «Галантным веком». Поэтому и шутка изящная, тонкая, немного прикрытая, интеллигентная.

Как вы считаете, можно ли назвать эту музыку современной нам? (можно, потому что Бах выразил искренние чувства к своим родным людям, и мы это поняли; но в наши дни эти чувства выражают более открыто)

Что наиболее вас привлекло в музыке Баха? Может быть, она чем-то вам помогла? (музыка помогает внимательно слушать собеседника, бережнее, с добротой относиться друг к другу)

Действительно, музыка помогает человеку оставаться добрым, отзывчивым к окружающим людям.

Вспомните, что когда встречались члены семьи Баха после трудного дня, они рассаживались за круглым столом, зажигали свечи и рассказывали о своих повседневных делах. С какими чувствами? (с добротой, уважением, искренностью, мягкостью)

Давайте зажжем нашу свечу и представим, что это – кусочек пламени того огня, который согревал семью Бахов.

(Зажигается свеча, на экране появляется изображение пламени свечи.)

Исполняется песня «Свечи» (авт. М. Звездинский).

Посмотрите друг на друга, почувствуйте себя. Теплее стало? Значит, мы не зря с вами постарались.

На уроке мы сами почувствовали, как музыка, даже такая старинная, как музыка Баха, преобразует нашу жизнь через нас самих. Если музыка находит отклик в нашей душе, значит, на какой-то миг мы становимся добрее.

На уроке мы встречались с разными произведениями искусства. По-своему авторы затрагивают проблемы, которые волнуют не только их, но и многих людей. Как вы думаете, что их объединяет? (ответы детей) Они искренне, правдиво выражают свое отношение к жизни, используя разные художественные краски.

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский говорил: «Идеи меняются, сердце остается одно». Действительно, проходят годы, рождаются и умирают люди, но остаются вечные ценности – Вера, Доброта, Надежда, Искренность, Любовь...

Домашнее задание: написать письмо-признание родному человеку (в виде стихотворения, открытки, рисунка, поделки и т. п.).

Вечные темы

Художественно-педагогическая идея:

Настоящее искусство никогда
не довольствуется лишь самим собой;
оно не есть для себя самоцель,
ибо цель звуков - произведение,
цель - произведения - музыка,
цель - музыки - духовность.
И подлинный предмет,
и субъект искусства - Человек.
А.Шнитке.

Цель урока:

    Восприятие и осознание школьниками музыки как образного воплощения общечеловеческих ценностей, социально-духовного опыта поколений.

Задачи:

    Закрепить знания о синтезе жанров музыки (Рок-опера);

    Развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки.

    Воспитывать способность видеть красоту силы духа и силы любви, умение сострадать, сочувствовать.

Музыкальный материал:

    Э. Л. Уэббер "Иисус Христос - суперзвезда".

    Ария "Моление о чаше" (на английском и русском языках)

    К.Кельми "Замыкая круг".

Художественный материал:

    И.Крамской "Христос в пустыне".

    Н. Ге "Христос и Пилат".

    Дионисий "Распятие".

    Л.Да Винчи "Тайная вечеря".

    Слайдовая презентация урока.

План урока:

Этапы урока

Создание проблемно-поисковой ситуации

Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на английском языке.

Обсуждение музыкального образа

Закрепление знаний о синтезе жанров в музыке

Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на русском языке.

Анализ воплощения художественного образа Иисуса Христа в литературе, живописи, музыке.

Исполнение песни К.Кельми "Замыкая круг"

Рефлексия

Не бойтесь дарить согревающих слов

И добрые делать дела

Чем больше в огонь вы положите дров

Тем больше вернется тепла

Омар Хайям

Ход урока

У: - Добрый день. Ребята, что вы видите на этой картине?

У: - Что такое чаша, дайте определение этому предмету.

Д: - То, что можно заполнить, из чего можно пить и т.д.

У: - В словаре Ожегова сказано: "Чаша - сосуд для питья". (Слайд №2)

Давайте вспомним высказывания, где употребляется это слово. (После того, как дети привели свои примеры, предложить высказывания, перечисленные на слайде№3).

У:- Как вы понимаете перечисленные ниже высказывания?

Пить горькую чашу (испытывать несчастья).

Чаша терпения переполнена (невозможно больше терпеть).

Дом - полная чаша (в доме изобилие, всего много).

Испить смертную чашу (умереть).

Чаша весов склоняется в какую-либо сторону (принимается то или другое решение).

Исходя из данных высказываний, можно придти к выводу, что чаша наполнена не жидкостью, а жизненным содержанием .

В Индии есть очень одно мудрое изречение:

Хочешь узнать человека, тогда задень его

Человек – это сосуд,

чем наполнен, то и начнет выплескиваться из него

Послушайте музыкальный отрывок. Чем наполнена чаша этого человека?

(Звучит "Ария Иисуса в Гефсиманском саду" (на английском языке). 5.20)

У: - Каким представляется вам образ человека в музыке?

Д; (Человек страдает, на душе у него неспокойно, кажется, он кричит от отчаяния).

У: - Как вы думаете, это музыка классическая или современная? К какому стилю её можно отнести?

Д: Скорее всего эта музыка была написана в наше время. По стилю прозвучавшее произведение можно отнести к рок-музыке.

У: - Вы правы. Прозвучал фрагмент рок - оперы.

Не кажется ли вам странным такое сочетание? Рок - опера. Что может, по вашему мнению, объединить два столь различных направления в музыке? (Слайд №4).

Д: - Желание композиторов сделать доступным современному слушателю оперное искусство.

У: Опера - это музыкальный спектакль, развивающийся по своим законам. Несмотря на то, что опера появилась в 16 веке, она постоянно менялась, была разнообразной и комической и сатирической, и трагической. С пышными декорациями, и скромными костюмами на уличных подмостках. Не так давно мы слушали оперу "Риголетто", где шел рассказ о распутном, тщеславном, легкомысленном Герцоге и его окружении. А рок-музыка-это способ заявить о проблемах общества.

Действительно, Рок стал способом выражения определенных настроений молодого поколения, его отношения к окружающей жизни и ее проблемам. В рок пришло немало ярких индивидуальностей, поэтически и музыкально одаренных людей. Они стремились найти в роке музыкальные возможности раскрытия содержания.

Поиск новых выразительных средств, привел музыкантов к творческому использованию иных направлений прошлого и настоящего, в том числе и музыкальной классики. Особое место занимает связь с оперой. Ведь опера - театр, действо, а рок своей манерой исполнения, различными декоративно - световыми эффектами тяготеет к театру. Важнейшее качество рок - оперы - внутреннее единство музыки и драматического действия .

У: Сегодня на уроке прозвучал фрагмент рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда".Поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона, обозначив в полной мере рождение нового жанра.(Слайд №5)

У: - Как вы думаете, кому из героев принадлежит эта ария?

Иисус Христос – которыйпредназначен для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой

Иуда – предатель, но который предает ради спасения самого Христа и его дела

Понтий Пилат – который наказывает против своей воли

царь Ирод – в котором воплощены все возможные пороки.

Д: - Скорее всего, Иисусу Христу. В музыке слышен рассказ страдающего человека, музыка полна боли, отчаяния.

У: - Что вы знаете о жизни этого человека? Каким он вам представляется?

Д: - Это человек - сын Бога, который пришел на землю, чтобы спасти людей.

У: - Как вы думаете, о каких событиях рассказывается в этом произведении?

Д: - О последних днях жизни Иисуса Христа.

У: - Сколько лет было Иисусу, когда произошли эти события?

Д: - 33 года. Он был молодым, полным сил человеком, возможно, поэтому умирать ему не хотелось.

Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика - Петра, фигура Пилата - римского наместника Иудеи, вершащего несправедливый суд, толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель. Все эти события и образы евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом, издавна привлекали и до сегодняшнего дня привлекают к себе внимание композиторов, писателей.

У: - Многие художники изображали на своих полотнах Иисуса Христа. Перед вами зрительный ряд:

1.Дионисий. Распятие.1512год

2.Н.Н. Ге Христос и Пилат 1890год

3.Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

4.И.Крамской. Христос в пустыне

У: Давайте послушаем еще раз сцену "Моление о чаше" и определим, какой картине созвучна эта музыка? Вслушайтесь, какими чувствами и мыслями наполнена ария Христа? (Звучит Ария "Моление о чаше" на русском языке). (Папка "Музыка") 5.20.

У: - Какими чувствами она наполнена? Как построена ария Иисуса?

Д:- Вначале музыка звучит тихо, лирично, затем растет напряжение, доходящее порою до крика отчаяния, но затем все замирает и вновь звучит первоначальная мелодия. Но она полна уверенности, Иисус принял решение, и в музыке чувствуется эта уверенность, звучание становится более громким.

У: - К кому он обращается?

Д: - К Богу, к отцу. Христос спрашивает: "За что мне смерть?" Он не хочет умирать, но понимает, что ему предстоит выполнить то, что определено судьбой.

У: - Посмотрите внимательно. Какой картине созвучна музыка? (Слайд №6)

Анализируя художественное воплощение образа Христа в музыке, живописи, библии. Ребята приходят к мысли, что картина И. Крамского "Христос в пустыне" более созвучна музыке. (Слайд №7)

Глубоко одинокий, сидящий на фоне пустынного, каменистого пейзажа, прибывающий в тяжком раздумье, Христос - воспринимается, как символ готовности принести себя в жертву во имя высшей цели.

У: - Создатели оперы, (Слайд №8) были очень молоды (композитору Ллойду Уеберу -23года, автору либретто Тиму Райсу - 26).

Как вы думаете, почему в средине 20 века, в век стремительного технического прогресса, космических технологий, научных открытий, совсем молодые люди обратились к этой теме?

Д: - Находили в христианских молитвах идеал чистоты, бескорыстия и братской любви. Путь к духовному обновлению общества, погрязшего в алчности, корысти и эгоизм. (Слайд №9).

"Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте - говорил Тим Райс в интервью Time. Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает " .

Последняя сцена говорит о том, что перед нами развернулось театральное представление. Спектакль на тему, которую в искусстве называют «вечной» – о любви, дружбе, предательстве, жертвенности. «Вечной» эта тема называется потому, что заставляет задуматься, размышлять людей всех эпох, всех возрастов.

Прошло более 40 лет со дня создания рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда", но и сегодня это произведение остается востребованным слушателями.

Давайте вернемся к нашему первому слайду и каждый попробует наполнить свою чашу эмоциями, чувствами, которые возникли у вас.

Д: - добро, сострадание, любовь, жалость

Наверное, именно поэтому мы и сегодня обращаемся к образу Иисуса Христа.

Забелин Владислав «Дай нам Боже»

1.Дай мне боже чуть побольше
Счастья и любви
И друзей хороших тоже
Чтоб не подвели

Пр: ночью настежь окна
Отворю и помолюсь
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть

2.Дай нам Боже быть мудрее
И сильнее быть
Дай друг к другу быть добрее
Научи любить

Список литературы и интернет ресурсов.

    Гаврилов А. Что такое рок? //Музыка и ты №8, 1989.

    Закирова Г.Я. Современные музыкальные жанры. //Музыка в школе №1,2005.

    Кольцова О.М. Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". //Музыка в школе №3, 2004.

    Коновалов И. У истоков рок-оперы. // Музыка и ты №3, 1990.

    Орлова Е. В. К проблеме взаимоотношений восточных и западных художественных традиций в музыке XX века. //Музыка в школе №6, 2004.

    Прокошин Ю.С. Американская опера 80-х годов XX века. //Музыка в школе №3, 2004.

    Райгородский Б.Д. Что может музыка. //Музыка в школе №4, 2004.

    Энциклопедия "Искусство". М.: Аванта, 2001. том 7, часть 3.

    CD "Кирилл и Мифодий"