Модель сан джованни батиста размеры деталей. История корабля. – Где применялись галеоны, подобные вашему


А любите ли вы парусники так, как люблю их я? :)

Помните, больше двух лет назад компания "ДеАгостини" выпускала журналы из серии "Великие парусники" с деталями кораблей? Так вот, мой талантливый и терпеливый муж собрал один такой - галеон "Сан-Джованни Батиста". И теперь эта прекрасная деревянная модель стоит у нас на полке. И снятся ей, наверное, шум волн и скрип снастей.

Галеоны - не только красивые, но и крупные, хорошо вооруженные, исключительно парусные суда. Больше никаких весел! Сдвинуть с места большое, водоизмещение зачастую более тысячи тонн, судно гребцам не хватило бы сил.

Появлению галеонов мир обязан, разумеется, испанцам. В XV веке началось превращение Испании в мировую колониальную империю. Владения пиренейского государства начали появляться в Африке, Азии, на Американском континенте. Необходимость поддержания сообщеия с новыми землями вызвала бурное развитие кораблестроения. И в первой половине следующего столетия в хрониках впервые появляются упоминания о новом типе морских судов - галеонах . Испанцам требовались большие мореходные танспортные суда, способные обеспечить доставку ценных грудов с Филиппинских островов и Малакки в американские колонии через Тихий океан, а также устойчивую связь метрополии с вице-королевствами Нового Света.

Однако галеон "Сан-Джованни Батиста" построили не испанцы.


Основными центрами по строительству галеонов являлись баскское побережье на севере Испании, а также районы Кадиса и Севильи на юге. После того, как в 1580 году к Испании была присоединена Португалия, строительство кораблей для испанского флота осуществлялось и в этой стране, в основном в районе Лиссабона. Строились суда и в целом ряде других стран, в том числе и на итальянских верфях.

Красавца "Сан-Джованни Батиста" построили на верфях порта Ливорно, принадлежавшего Великому герцогству Тоскана, в 1598 году.

При Великом герцоге Фердинанде (Фернандо) Ливорно оказался символом терпимости, давая приют беженцам, преследуемым по религиозным и политическим мотивам. Таким образом, один из первых построенных итальянскими корабелами галеон "Сан-Джованни Батиста" воспринимается как воплощение духа космополитизма и предприимчивости стремительно растущего и развивающегося города-порта.

Знаменитый галеон по внешнему виду не отличается от испанских галеонов конца XVI века: две палубы с пушками, заостренный нос, носовая надстройка больших размеров и высокая корма. Предусматривалась возможность его использования для различных целей: перевозки грузов, проведения исследований и военных действий. Таковыми они оставались до последующего разделения на торговые суда для перевозки грузов по Индийскому морскому пути и боевые корабли Непобедимой Армады.

После перерыва связанного с летними каникулами (всё время жили на даче, а корабль я с собой не брал потому, что летом забот и так хватает) мы с ребёнком возобновили постройку галеона.

Первым пунктом работы стали окна в кормовых надстройках, которые ведут на палубу. Я их переделал. Теперь они выглядят так.

Чтобы выровнять перекособоченный корпус я решил поставить фальшборта на верхней батарейной палубе.

Они вставляются в пазы и жёстко фиксируют весь набор, но для того, чтобы потом не мучиться с креплением орудий (в журнале их предлагают просто приклеить к палубе) нужно установить рымы вокруг пушечных портов и на палубе. На борту будет двадцать четыре орудия. каждое из них крепится при помощи пяти рымов. Сразу же встал вопрос из чего их делать. Медная проволока мне не понравилась из-за мягкости и цвета, алюминиевая тоже очень мягкая, а железной нужного диаметра не оказалось. Зато были в избытке стальные швейные булавки. Попробовал гнуть - ломаются. Значит нужно их отпустить. Взял зажигалку нагрел булавку до красна, при этом она ещё и зачерниласть, и дал остыть. Дальше дело техники. Пару витков на круглогубцах и кольца готовы. С самими рымами пришлось повозиться по дольше, но и с ними тоже справился без особых проблем.
В пылу работы, сделал даже дверную ручку для кают компании.

Следующим, что сдерживало обшивку корпуса была капитанская каюта. В ней я собирался сделать интерьер потому, что она просматривается через окна. За вечер из обрезков дерева собрал стол, стул, сундук и кровать. Кровать накрыл покрывалом из белого синтетического мешка (понравился рисунок квадратиками), на стол малой придумал положить карту и поставить свечку. Когда вся мебель была готова мы закрепили все перегородки и наклеили палубы.
Эта фотография сделана в окно кормовой галереи.

После этого приступили к обшивке корпуса. Тут всё по инструкции.Единственное, что покрыли морилкой все доски черновой обшивки, чтобы корпус внутри тоже был тёмный так-как наружная обшивка из красного дерева.
В процессе работы понадобилось изгибать планки под кривизну корпуса. Посмотрев на фотографии импортных планкогибов мы, не долго думая, пошли другим путём.

Так-как этот слой черновой, то отпечатки плоскогубцев на рейке не страшны, а с внутренней стороны отпечаток гвоздя закрывал за шпангоутами.
По инструкции гвозди должны оставаться в обшивке, но у них высокая полукруглая шляпка, которая при оклейке корпуса шпоном будет мешать. Поэтому под каждый гвоздь я высверливал дырочку с таким расчётом, чтобы он уходил в планку полностью. А во время обшивки вальшборта и вовсе использовал швейные булавки (их удобно вытаскивать, а обшивка и так держаться будет - там большая площадь склеиваемой поверхности).
Обшивку между пушечными портами я решил набрать из отдельных реек, потому, что прорезать отверстия в бортах под эти самые порты мне почемуто совсем не хотелось. Получилось вроде нормально.

Обшивка корпуса на черно ещё не закончена. Собираю "Батисту" по два-три часа в день после работы. Но добрался уже до кормовой галереи. И сейчас в раздумьях, сколько делать окон в борту на корме. С одним смотрится не очень, а если поставить второе, то в него упираются перила кормового балкона. Т.е. выбор стоит так: или одно окно, но не очень красиво, или два окна, но укороченный на сантиметр балкон.

Итак, первые результаты моей морской эпопеи. Уже рассказывал о том как захотелось сделать модель парусного корабля и о своих сомнениях по поводу набора «Большие парусники». Решил делать парусник по возможности самостоятельно. Похоже, получается.

Итак, мне показалась несправедливой цена. Как 35 гривен за две дощечки в номере (а в дальнейшем и просто пучок нарезанного шпона или горстка гвоздиков), так и 600 долларов за полный комплект. Нафиг нужно - можно купить все и сразу а не ждать 2 года. Да и если завод выпускает киль, продает его, а на вырученные деньги вырезает шпангоут, то явно модель должна быть дешевле готового набора в разы. Кроме того, по отзывам россиян, набор далек от задекларированного совершенства.

Скачал чертежи из Интернета. В России журнал уже год как в продаже. Нашлись добрые люди, которые выложили сканы деталей. В кадре есть «линейки», поэтому несложно проконтролировать чтобы деталь была распечатана в масштабе 1:1. Распечатывал из Аутокада.

Можно было бы скачать и какую-нибудь другую модель. Но поскольку дело для меня новое, решил пользоваться скринами журналов с подробными инструкциями, видеоинструкцией. Да и если какие-то детали окажутся слишком сложны для изготовления, всегда можно купить соответствующий выпуск.

Итак, что могу посоветовать:

Не надо вырезать распечатанный чертеж и потом его обводить. Лучше перенести контуры с чертежа на фанеру используя копировальную бумагу. Так точнее.

Нашел дома старый лобзик. Долго искал фанеру. Зато когда купил квадратный метр все пошло как по маслу. Выпиливать электролобзиком (тот, который водишь рукой вдоль намеченной линии) не советую. Очень неточно получается. Да и рвет края шпона. Лобзиком, если хорошие пилки, и намного аккуратнее и не так уж долго.

Точность в пределах миллиметра вполне подходит. Все равно и в оригинальном наборе размеры гуляют (несмотря на лазерную резку). Так что доводить до ума напильником уже в сборе все равно придется.

Склеивать лучше блоками. Детали друг друга «выставляют» на нужное место.

Собрал первую часть корабля. Думал что это корма, а оказалось, что нос. Были использованы детали, которые я резал первыми (электролобзиком из старой фанеры). Поэтому свести уровень настила палуб на всех трех шпангоутах было нелегко. Зато теперь мне ничего не страшно!

Морилка - обычная строительная, под дуб. Клей - входивший в первый выпуск журнала. Очень похож на «жидкие гвозди». Закончится - попробую их. Палубы обклеивались обычным ПВА (потом прижал через дощечку гантелью). В качестве прищепок и рабочей подставки - канцелярские зажимы. Правда, ими нельзя зажать что-то в глубине, так что специальные прищепки для моделирования полезная вещь. Наверное, куплю парочку. Еще использовал ремешки с фурнитурой (как та, что регулирует длину лямок рюкзака), для того, чтобы стянуть детали при склейке.

Нашел магазинчик моделирования, где продаются и полоски шпона (имитирующие палубный настил) и мачты и рейки-балки и все что угодно. Думаю, все эти деревянные пиломатериалы обойдутся в пределах 100 гривень.

Пушки в магазине стоят по 15 грн. Журнальные обойдутся так же. Но в журнале они отлиты из силумина (дешевый алюминиевый сплав). А в магазине - латунный ствол и деревянный лафет. Правда, галеон аж на 40 пушек, так что есть повод задуматься о самостоятельной отливке. Кажется, в детстве читал в «Юном технике» технологию изготовления оловянных солдатиков. Может, попробую.

Пока купил фрезу для гравировального аппарата. Думаю попробовать сделать мини-распилочный станок для нарезания шпона на ровные полоски. Хотелось бы внешнюю обшивку сделать из натурального дуба. Уже купил большой кусок дубового шпона (35 грн. - на целую флотилию хватит).

Приступаю к сборке средней части.

Под галеон уже подбираем новые обои, заказали полочку…

Ровно полгода потребовалось Валерию Семикину на создание модели корабля XVI века – галеона «Сан Джованни Батиста».

История корабля, название которого переводится как «Святой Иоанн Креститель», переплетается с историей нескольких стран Европы. Созданный на верфях в Италии, галеон затем долго служил испанской короне, пока не оказался во Франции, где стал личным кораблем королевы Екатерины Медичи.

Но, несмотря на столь громкую историю, в Новороссийске макет «Сан Джованни Батиста» был создан в обычном гараже.

Поводом к созданию макета послужили достаточно хорошие чертежи судна, – говорит автор Валерий Семикин. Раньше я имел небольшой опыт в такой работе. Правда, это было 35 лет назад во время службы на флоте. Моей первой моделью был «Ингерманланд» – один из первых российских кораблей, любимое детище Петра I, он сам его и проектировал. На мой взгляд, история развития флота необычайно интересна. По ней можно судить о многих событиях прошлого.

– Где применялись галеоны, подобные вашему?

Основным толчком к созданию таких кораблей стала потребность в перевозках между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозивших испанские сокровища, а также в сражении Непобедимой армады в 1588 году.

– Эти корабли стали новым словом в кораблестроении?

Галеон "Сан Джованни Батиста" (Святой Иоан Креститель)

Галеон "Сан Джованни Батиста" построен на итальянских верфях в 1598 г. в Герцогстве Тоскана, порт Ливорно. Плавал под флагом с гербом семьи Медичи и сражался с пиратами в Средиземноморье и является великолепным образцом европейских галеонов. Это был современный корабль водоизмещением 750 испанских тонн, экипажем 296 человек (в том числе солдаты) и вооружением 24 пушки.