Что такое душевное богатство. Материальное и духовное богатство. КГУ «Жезкентская средняя школа »


«Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто
хочет иметь больше»

«Кто ни в чем не нуждается, тот богат».

Оба приведенных афоризма принадлежат Сенеке и содержат банальную истину, состоящую в том, что бедность и богатство – понятия относительные. Полагаю, против этой истины мало кто будет возражать. На мой взгляд, уровень нашей жизни можно представить в виде дроби, с нашими возможностями, в числителе, и нашими желаниями, в знаменателе. В известном тосте, из фильма «Кавказская пленница», есть слова: «Так выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями». СОВПАДАЛИ! Мне кажется, в таком совпадении и состоит то, что мы называем «ДОСТАТКОМ».

Если наши возможности (числитель) превышают наши желания - мы богаты, если наши желания (знаменатель) превышают наши возможности – мы бедны. С математической точки зрения, «коэффициент достатка» равен единице, а «коэффициенты богатства и бедности», выше или ниже единицы.

Но все это общие, теоретические рассуждения, относящиеся, главным образом, к материальному благосостоянию, не учитывающие другие виды богатства и бедности, которые, однако же, не менее реальны. В первую очередь, мы можем здесь вспомнить, об эмоциональном богатстве человека, то есть, о его эстетическом развитии, способности глубоко, тонко чувствовать красоту природы, поэзию, музыку, качественный кинематограф и т.д. Эмоциональное богатство напрямую связано с интеллектуальным богатством, то есть, со знаниями и способностью творческого мышления. Это понятно. Для того, чтобы наслаждаться произведениями искусства нужно их знать, а творческая мысль всегда страстна, насыщена эмоциями.

В соответствии с тройственным составом человека (тело, душа, дух) эмоциональное и интеллектуальное богатство, в сумме, можно назвать душевным богатством, которое возможно противопоставлять духовному богатству, о котором речь пойдет ниже.

На мой взгляд, душевное богатство неизмеримо важнее богатства материального, так же, как душа человека важнее его тела. Если материально богатый человек эмоционально ограничен, беден, как он сможет использовать свое богатство, какую выгоду сможет из него извлечь? Дворцы, яхты, автомобили, швейцарские часы, модная одежда, первосортные коньяки и вина, телевизор на всю стену – разве подобные блага могут насытить душу, стремящуюся к познанию и творчеству? Материально богатый человек может купить все самые значительные произведения мировой литературы, поставить их у себя на полке, но этим все и ограничится, если он беден душевно. В лучшем случае, он будет, время от времени, доставать книги с полки, перелистывать их, и затем со вздохом ставить обратно. Ну, может быть, иногда посмотрит картинки в книгах, если обнаружит.

Однажды, я проходил по улице мимо внушительного, блестящего лаком на солнце, джипа. Столь дорогая машина не оставляла сомнений в материальном благосостоянии ее владельца. И в этой роскошной машине звучала музыка, которую музыкой назвать можно было лишь с большой натяжкой. Гудели, били по ушам, низкие частоты колонок, и под этот ужасный грохот, что - то повизгивал голосок какой-то эстрадной певички. «Бедненький» - подумал я о владельце джипа – «Какое же фуфло ты слушаешь. А я приду сейчас домой и включу Шопена, Грига, Вагнера». Никогда бы не поменялся местами с этим богатеем, как, впрочем, и он со мной. Но тут уж, как говорится, каждому свое.

Духовное богатство очень отличается от душевного (эмоционального + интеллектуального) богатства. Духовно богатый человек наполнен собой и мало зависим от внешних источников наполнения ума. Духовно богатый человек не нуждается в компьютере, телевизоре, книгах, музыке. Любая вещь, любое занятие будут ограничивать его, нарушать внутреннюю полноту. Не представляю себе Рамакришну или Серафима Саровского, за книгой, телевизором или компьютером. По себе знаю, как ничем не хочется заниматься по утрам (особенно пустыми разговорами) когда душа, обновленная ночным сном, еще не успела расплескать себя. Увы, только по утрам.

У Раджниша есть такая мысль:
«Уму нужно постоянное занятие, иначе ум не может существовать. Но если вы чувствуете, что быть не занятым ничем, без всякого дела, просто быть, что это полно смысла, значительно, тогда вы религиозный человек».
По-моему, фраза Раджниша идеально определяет не религиозного человека, а человека духовно богатого.

Лично я не отношусь к людям духовно богатым, ибо слишком зависим от внешней информации. Мне необходимы компьютер, планшет, аудиокниги, музыкальные записи и т.д. Когда однажды, вечером, у нас в квартире надолго погас свет, я не знал чем занять себя, и мне было скучно. Я все время что-то вспоминал, что-то обдумывал, но всем своим существом ожидал включения света.

Поставлю вопрос: нужно ли человеку стремиться к духовному богатству в молодые и зрелые годы жизни, пренебрегая своим эмоциональным и интеллектуальным развитием? Вспоминаю стихийные книжные базары 90-х годов прошлого века, продавцов и покупателей эзотерической литературы. Какие-то юноши, в джинсиках, иногда с косичками, с отрешенными взглядами, непонятные, загадочные... Нет, не думаю, что молодым людям правильно, естественно, увлекаться восточными практиками, усмирять ум, углубляться в себя, стремиться к какой-то самореализации и просветлению. Нужна правильная последовательность: сначала развитие душевное, затем развитие духовное.

Молодой человек, на мой взгляд, должен жить полноценной «земной» жизнью: ставить себе мирские цели, устраивать личную жизнь, влюбляться, делать ошибки, набивать шишки, открывать для себя сокровища мировой культуры прошлого и настоящего, заниматься творчеством. Это не относится к людям с монашескими склонностями, изначально чуждым всему земному, речь идет о людях обычных. И только в определенном возрасте, когда главный труд жизни позади, пришло время пенсии и появились внуки, можно уже заняться «усмирением ума» и накоплением духовного богатства. Мне так кажется, хотя возможно я ошибаюсь.

Добавлю в заключение, что духовное богатство, в процессе жизни, накапливается само собой, даже если мы к нему не стремимся. С возрастом слабеет наша энергетика, отмирают сами собой некоторые страсти, появляется жизненная мудрость. Серафим Саровский сказал об этом так: «Как воск, не разогретый и неразмягченный, не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати Божией».

«Истинное духовное богатство
обладает удивительным свойством:
чем щедрее человек им делится,
тем богаче становится сам».
Т. Тэсс

«В этом мире богатыми
нас делает не то, что мы
получаем, а то, что мы отдаём».

Генри Уорд Бичер.

«Богатый знанием воистину богат,
а богатый глупец беден во всех отношениях».

Мудрец Чанакья.

Если бы вам предложили: быть духовно богатым или материально богатым, что бы вы выбрали?

Мудрость в том, чтобы гармонично совмещать в себе как духовное богатство , так и материальное . Духовные ценности, точно так же, как и материальные одинаково важны, ценны и необходимы. Перевесы и перегибы в ту или иную сторону ведут к дисбалансу и дисгармонии в жизни человека. Только объединяясь, богатство и духовность приносят человеку счастье.

Как же совмещать духовное и материальное богатство, чтобы быть по-настоящему счастливыми?

Для этого нужно понять очень важную вещь: всё, что окружает человека во внешнем мире – есть отражение его внутреннего состояния, его ценностей, убеждений и мышления.

Преуспевающие люди гармонично совмещают в себе как духовное , так и материальное богатство , гармонично раскрывая свой внутренний потенциал, своё предназначение, совершенствуются во имя наивысшего добра своего и других людей.

Человека, имеющего материальный достаток, но не обладающего духовным богатством, не назовёшь богатым и счастливым.

Подобное можно сказать о тех людях, которые считают себя высокодуховными, но не имеют средств к существованию. Если человек развивается правильно, то он просто не может быть бедным. Что значит, духовно развитый человек? Это прежде всего, человек, способный мудро и гармонично мыслить и действовать, человек с высоким уровнем самоконтроля, он чувствует и понимает законы мира и Вселенной, живёт с ними в единстве, осознавая себя в единстве с Богом и Вселенной, имеет расширенное сознание, действуя для блага своего и других людей.

Духовной человек любит как себя, так и других людей. Он понимает, что он подобен Творцу, и наделён такими же Божественными качествами и свойствами. Такой человек просто не может быть бедным, так как сама Вселенная воздаст ему. Как говорится: «По вере вашей дано будет вам». Чем лучше человек может проявить свои таланты и свою уникальность, тем больше он будет получать материальных благ от Вселенной (т.е. от окружающих людей).

По-настоящему богатым делают человека не наличие денег, а мудрость и знания.

Если человек занимается своим личностным ростом, самосовершенствованием, самопознанием, раскрыл своё предназначение, имеет чистые помыслы; его творения приносят людям пользу, то этого человека Вселенная обязательно отблагодарит в виде материального богатства и изобилия.

Об этом и рассказывается в одной замечательной индийской притче. Один молодой человек мечтал стать богатым. Он пришёл к мудрецу и спросил его, как можно достичь богатства. «Знай, о юноша, – ответил мудрец, – в сердце каждого человека живут две богини. Одну зовут Сарасвати, а другую – Лакшми. Сарасвати – это богиня Мудрости и образования, а Лакшми – богиня Процветания и Счастья.

Ты стремишься к богатству, однако, тебе надо, в первую очередь, стремиться к богине Сарасвати, то есть учиться, размышлять и работать над собой. Тогда богиня Лакшми станет очень ревновать тебя к Сарасвати. Ведь женщины не выносят соперниц. Она будет стараться обращать на себя твоё внимание. И чем больше ты уделяешь внимания Сарасвати, тем больше Лакшми будет следовать за тобой. Выбирай образование, читай книги, занимайся тем, что ты любишь, и тогда Лакшми будет с тобой всю твою жизнь».

На примере этой замечательной притчи мы видим, как необходимо совмещать в себе духовное и материальное богатство.

Истинный путь таков: стремясь к самопознанию, к мудрости и знаниям, совершенствуясь в любимом деле, обретая духовное богатство, неизменно получаем и материальные блага.

Если человек не обладает духовным богатством, то материальные блага не принесут ему пользы, не сделают счастливым. Только в гармоничном соединении духовного и материального человек обретёт истинное счастье. И не надо заблуждаться, считая, что какая-то сфера важнее или главнее. Только «золотая середина», баланс, гармония – вот ответ на вопрос, как совмещать в себе духовное и материальное богатство.

Поэтому сначала развиваем себя, наполняемся знаниями и мудростью, раскрываем свои таланты и, как следствие, получаем материальное изобилие и благополучие во всех сферах жизни от благодарной Вселенной.

Что же делать тем, кто считает, что не может найти себе любимую работу и своё предназначение? Могу сказать одно: не убеждайте себя в этом! Вы можете! Только вам мешает:

2) Отсутствие веры

Как только вы отбросите все сомнения, страх, поверите в себя, решитесь на конкретные действия, жизнь начнёт меняться. Вы должны верить в собственную способность добиться всего, что вы хотите и что вам необходимо. Ваша вера должна опираться на ваши внутренние качества.

Итак, как совмещать в себе духовное и материальное богатство?

– Живя и действуя в настоящем, «здесь и сейчас»

– Помня о том, что внутри вас есть всё необходимое, чтобы жить той жизнью, о какой вы мечтаете.

– Ставить цели и реализовывать их

– Любить себя и других людей

– Проявлять свою внутреннюю красоту и уникальность

– Делясь своими сокровищами с окружающим миром

– Помня о том, зачем вы пришли на эту Землю

Чтобы быть уникальным, неповторимым, не похожим ни на кого – чтобы быть тем, КТО ВЫ ЕСТЬ!

А вы как считаете, дорогие друзья? Делитесь, пожалуйста, в комменатриях.

Все когда- то задумывались о том, как стать богатыми душой. Некоторые конечно сначала в жизни стараются стать богатыми материально и к сожалению не успевают обогатиться душевно. А как вы думаете что важнее- быть материально или душевно богатым? Конечно. В этом вопросе нужна уравновешенность, как и в других. Ведь если одно другому не мешает, то это же вообще замечательно. Однако если что- то имеет перевес, то человека начинает заносить в ненужную сторону как однобокую птицу.

Сколько иметь материальных благ- это дело и возможности каждого. Очень часто материальные вещи перестают радовать и их заменяют другими более современными. Сколько человек может накопить тоже вопрос относительный и не стоит себя сравнивать с царем Соломоном. Кстати, если упомянуть Соломона, то он был не только богат материально, как видно из истории. Но и очень мудр, что сделало его еще богаче и прославило его.
Если говорить про душевное богатство, то предела накоплению его нет и оно не требует огромных площадей для хранения. Это уникальное богатство, согласитесь? Есть слова, что даже если ты проживешь целый век, то тебе еще будет чему- учиться, поэтому потолка развитию нет.
Как стать богатым материально- это тема другая. В этой же статье обсуждается как стать богатым душевно, духовно и рассматривается роль мышления на пути к богатству. Духовное богатство очень тесно связано с мудростью и проницательностью.
Как бы вы описали духовно богатого человека, если не касаться денег?

Признаки духовного богатства.

Он имеет в себе сочетание прекрасных качеств и умеет их правильно проявлять. Например, он терпелив, проницателен, добр, прощающий, уступчивый, корректный, обдумывающий слова, хороший слушатель и т. д.

Высоконравственность.

Как это понять? Например, человек добр и это хорошо. К такому человеку обращается кто бы то ни было и просит сигарету. Как поступит высоконравственный человек? Не даст. Курение вредит здоровью самого курильщика и окружающим, поэтому дать такому человеку своими руками сигарету означает проявить к нему не любовь, а еще раз помочь ему принести вред себе. Такой же принцип можно применить и к другим поступкам, которые имеют название вредные привычки или противоречат нравственности.
Если человек поступается какими- то моральными принципами или тем более своей совестью, то это говорит о его душевной, внутренней неустойчивости и незрелости. Это можно исправить.

Удовлетворение.

Да, человек, который стал богатым душой, испытывает внутреннее удовлетворение и это видно в его образе жизни и поступках. Это не значит,что он стал отшельником и ему не нужно ничего современного, но он умеет правильно расставлять приоритеты. Например, у него счастливая семья, которую он смог сохранить и поддержать. Он качественно работает и не ставит нереальные цели. Не забывайте, что такой человек моет быть богат материально, но это не затмило его глаза и он не потерял человечности и понимания сути мира.
Согласитесь, что общаться с таким человеком очень приятно. Каждый может поставить себе такую цель, чтобы самому стремиться к душевному развитию, несмотря на свой возраст и достижения.
А сейчас рассмотрим как мышление, которое вроде бы настроено на материальную бедность не дает быть богатым и душой и материально.

Бытие определяет сознание.

Прежде чем согласиться с этой фразой, нужно ее для начала хорошо понять и осмыслить. Она подразумевает связь окружения, внешнего мира человека на его образ мышления и соответственно его развития.
Конечно, есть и обратная связь, когда внутреннее влияет на внешнее. Это тоже правда. Но если изменить внутреннее очень непросто, то внешнее изменить легче. Поэтому здесь так же видно побуждение начать хотя бы с этого. Что это значит на практике?
Например, если человек раньше когда- то купил диван или поклеил обои и эти вещи конечно были красивыми и новыми. Но что с ними происходит с годами? Ничто не вечно под луной…. и что нужно тогда с ними делать? Менять, да, нужно по возможности менять те вещи,которые уже имеют недостойный вид на новые. Это не значит, что нужно брать кредит и во что бы то ни стало покупать себе новый кухонный гарнитур. Это значит, что можно подкопить и присмотреть себе что- то достойное, если то что имеется уже совсем вышло из строя.
Бедный материально человек думает, что купить новое ему не по карману и поэтому нужно беречь то, что имеешь. Конечно, нужно беречь то, что имеешь, но до того момента. Когда вещь выглядит достойно. Однако человек настолько привыкает внешнему виду окружающих вещей, что даже не замечает их старость и неряшливость. Таких вещей становится все больше и больше и человек начинает жить в очень унылой, тоскливой остановке. А как в такой обстановке развиваться душевно?
Такое мышление в отношении материального может перейти и на душевное состояние. Человек может думать, что лучше, мудрее, вежливее он не станет и поэтому перестает стремиться к этому. Начинает процесс обратный развитию, ведь если человек не движется вперед, то он движется назад. И человек начинает жить с самим собой, когда уже давно можно было кое- что изменить, не претерпевая каких- то неудобств.
В результате человек остается относительно своего потенциала бедным и материально, и душевно.

Поменять внешнее, чтобы стать богатым душой.

Внутренние качества, характер, привычки вы естественно тоже должны начать корректировать в лучшую сторону. Это процесс долгий, но очень- очень нужный. Он конечно нужнее, чем красиво обставленная квартира.
Однако начните еще и с малого. Есть ли у вас дома предметы мебели, вещи, которые уже не выглядят достойно? Это не относится к каким- то семейным ценностям, которые хранятся в шкатулке.
Если вы еще и «страдаете» синдромом плюшкина , то конечно избавиться от старых вещей и заменить их на новые- это подвиг для вас. Но тем самым вы измените свое внешнее- свое окружение и вы почувствуете как что- то у вас поменяется и внутри. Когда чисто в квартире, когда красивая люстра и диван, когда плинтуса хорошо прижаты к стене и почтовый ящик не портит дверь- это действительно поднимает настроение.
«У меня не так много денег! Были бы деньги- давно бы все поменяла!»- скажете вы. Вы правы, но только отчасти. Вы не должны делать евроремонт, но вы и не должны иметь неопрятное внешнее окружение. Ведь чистота и порядок не требуют много денег. Ищите варианты и вы их найдете.
Например, не обязательно покупать новый диван, тем более если нет возможности. Но можно купить обивочную ткань и обтянуть диван самим. Это стоит гораздо дешевле и найти поэ тому руководство можно интернете.
Также и с другими предметами обихода.

Бедность не оправдывает беспорядок и неряшливость.

На черный день.

Это вообще будто прописное правило- оставить все хорошее на черный день.
Понимаете разницу между первым мышлением, которое описано выше и этим? У того человека может не быть хороших вещей и он их не стремится приобретать, а у человека, с таким мышлением, такие хорошие достойные вещи могут быть, но где? Правильно, спрятаны они или убраны «на черный день».
Опять же оговорка- уточнение, что это не значит, что не стоит быть бережливым и думать о завтрашнем дне. Но у некоторых это перерастает в крайность и они готовятся пользоваться хорошими вещами почему- то в черный день, который они постоянно ждут, а не в хороший настоящий.
Эта привычка имеет глубокие корни. Например, человек пережил войну или голод, или стихийное бедствие и он начинает как бы копить впрок, чтобы больше не испытывать недостатка. Или человек воспитан по таким правилам суровой бережливости.
Но опять же налицо мышление не развития, а обратного.
Человек никогда не может позволить пользоваться себе благами, которые ему доступны, но всегда ждет такого момента, когда они ему пригодятся. То есть человек ест из поколовшейся тарелки, тогда как у него целый набор новых стоят в коробке в чулане. Или человек не одевает новый костюм, но хочет доносить старый, который почему то никак не изнашивается. Таких примеров очень много. Особенно много таких стереотипов среди пожилых, которых конечно можно понять из-за их прошлого. Но и дети таких пожилых почему- то не побуждают родителей одеть новый халат, купить себе новую куртку или приобрести новый чайник. К сожалению, такие дети будучи уже даже взрослыми могут использовать такую самоотверженность родителей в свою выгоду и у родители, которые не могут отказать своим детям, постоянно пользуются всем старым и пьют чай из красивой кружки только по особым праздникам.
Если у вас есть такая привычка то подумайте поможет ли она вам стать богатым душой? Если вы не позволяете себе пользоваться добром, которое ваше, то позволите ли вы себе развиваться и достичь успеха?

Синдром Золушки.

Это не сидром Плюшкина как в первом случае и не синдром никак не наступающего черного дня как во втором случае.
Тут задействованы моменты психики, которые отвечают за любовь и проявление этой любви к себе. Это тоже связано с материальными проявлениями,которые просто более заметна, но выливаются потом во внутреннюю бедность. Это можно описать так.
Например. Человек имеет какую- то цель что- то купить, но это ему не по карману сейчас и он копит и копит и копит. Так как с каждым годом на эту вещь дорожают, то копить нужно больше. Тут тоже оговорка- копить не плохо, хуже будет сидеть в кредите, который не можешь выплатить. Не плохо ставить цель, пусть даже большую. А что плохо? Плохо, что на оставшиеся деньги человек уже не может купить себе что- то из любви к себе,постоянно живет аскетом. Человек ставит цель материальную выше любви к себе и выше любви к другим.

Например , женщина в такой ситуации не покупает себе новых кофт, белья, одевается не совсем по современному и даже не со вкусом, потому что не позволяет себе даже иногда минимум женского гардероба. И например растут дети, которые растут в этой обстановке, поверьте, могут быть такими же взрослыми внешне, но еще и с комплексами внутри. Например, дети могут не ставить перед собой какой- то цели и могут иметь даже более лучшее материальное положение, но не позволят себе купить что- то новенькое, пока совсем не износится старое. А если они купят что- то новое для себя, то испытают чувство вины, что потратили на себя деньги. Вот такая получится искусственно созданная бедность и материальная и душевная. И человек чувствует себя бедным и материально и душой.

Проявляйте любовь к себе.

Вы не должны любить вещи материальные больше чем себя. Конечно, есть такое что,человек может отдать жизнь за моральные принципы, но скорее всего покупка дачи, машины, ремонт и т. д. это не то, что должно забирать вашу любовь.
Вы уже очень экономны и бережливы, целеустремленны и терпеливы, так будьте же добрее к себе и к своим потребностям.
Не вините себя в излишествах, если вы что- то купили из необходимого. Например, теплая куртка на зиму, обувь, по размеру одежда детям- это потребность, а не баловство.
Это не значит, что вы сейчас спустите все деньги и восполните все из прошлого. Нет, помните, вы хотите стать богатым душой, а не просто материально. Материально с вашими качествами вы итак живете хорошо, но вот внутри нужно убрать комплексы.
Так же можно найти себе хобби или развить то, которое у вас уже есть. Это поможет вам проявлять любовь к себе, хотя хобби по психологическим мотивам иногда считается уже не прихотью, а потребностью. Занимайтесь чем- нибудь интересным для себя и своей семьи в свободное время, конечно. То есть выделите время для души, для себя, любимого или любимой.
Через время вы увидите, что купить что- то для себя- это не преступление, и что вы хорошо выглядите при том что вы еще и копите и что- то приобретаете материальное. Знаете почему такое будет? Потому что вы станете богатым душой- вы будете добры и к себе и к окружающим, и будете получать радость и удовлетворение от жизни не только после приобретения вещи, на которую копите, но и уже сейчас.
Также вы можете поставить себе более реальную цель в плане времени. Например, если вы хотите 2-х этажную дачу. То может купить одноэтажную и потом подумать как ее расширить или потом может оказаться что вам хватает и ее.
Эти моменты на первый взгляд связана с материальным, но они исходят из ума, и также влияют на него обратно.
Если дома неопрятные и старые вещи, то это результат мышления, но пока вы не избавитесь от такой обстановки, то она же и будет угнетать вас дальше.

Внешняя обстановка как бы программирует человека на бедность души, на бедность эмоциональную.

Если ребенок вырос в такой обстановке, то он очень сильно к ней привыкает и даже не представляет жизнь по- другому. Конечно, бедность в детстве стимулировала некоторых наоборот выбраться из этого и вести другой образ жизни. Но большинство людей ломаются под серой тяжестью.
Поэтому не нужно думать, что дети вырастут и будут стремиться к светлому и чистому после тяжелого прошлого. Возможно, не гарантия.
Есть такое выражение, что «богатство- это состояние ума» . Поэтому поставьте себе цель быть богатым душой и умом. И один из шагов в этом направлении- это поменять свое внешнее- обстановку, вещи и цели.
Будьте богатым душой!

Назвать себя духовно богатым человеком могут далеко не все. Иногда столь спорные критерии определения смешиваются или подменяются заведомо неверными. Какие же признаки наиболее точные и что такое быть духовно богатым человеком подскажет статья.

Какое оно, духовное богатство?

Понятие «духовное богатство» нельзя трактовать однозначно. Существуют спорные критерии, с помощью которых чаще всего дают определение этого термина. Причем спорные они по отдельности, в совокупности с их помощью складывается довольно четкое представление о духовном богатстве.

  1. Критерий человечности. Что значит быть духовно богатым человеком с точки зрения других людей? Часто сюда относят такие качества, как человечность, понимание, сопереживание, умение слушать. Можно ли считать духовно богатым человека, у которых нет этих качеств? Скорее всего ответ отрицательный. Но и этими признаками понятие духовного богатства не ограничивается.
  2. Критерий образования. Его суть в том, что чем образованнее человек, тем он богаче. И да, и нет, потому что есть много примеров, когда человек имеет несколько образований, он умен, но вот его внутренний мир совершенно беден и пуст. При этом истории известны личности, не имевшие образования, но их внутренний мир был подобен цветущему саду, цветками с которого они делились с другими. Таким примером может быть Простая женщина из небольшой деревни не имела возможности получить образование, но Арина Родионовна была настолько богата своими знаниями фольклора, истории, что, возможно, ее духовное богатство стало искрой, зажегшей пламя творчества в душе поэта.
  3. Критерий истории рода и родины. Суть его в том, что нельзя назвать духовно богатым человека, который не несет багажа знаний об историческом прошлом своей семьи и родины.
  4. Критерий веры. Слово "духовный" произошло от слова "дух". Христианство определяет духовно богатого человека как верующего, живущего по заповедям и законам божьим.

Признаки духовного богатства в людях

Что значит быть духовно богатым человеком, сложно сказать в одном предложении. Для каждого главной чертой является что-то свое. Но вот список черт, без которых представить себе такого человека невозможно.

  • человечность;
  • сопереживание;
  • чуткость;
  • гибкий, живой ум;
  • любовь к родине и знание ее исторического прошлого;
  • жизнь по законам морали;
  • познания в различных сферах.

К чему ведет духовная бедность

В противовес духовному богатству человека идет болезнь нашего общества - духовная бедность.

Понимание того, что значит быть духовно богатым цельным человеком, невозможно раскрыть без отрицательных качеств, которые не должны присутствовать в жизни:

  • невежество;
  • черствость;
  • жизнь ради своего удовольствия и вне моральных законов общества;
  • незнание и невосприятие духовного и исторического наследия своего народа.

Это не весь перечень, но наличие уже нескольких черт может определять человека как духовно бедного.

К чему ведет духовное обеднение народа? Часто такое явление толкает к значительному упадку общества, а иногда и к его гибели. Так устроен человек, что если он не развивается, не обогащает свой внутренний мир, то деградирует. Принцип «не идешь вверх - скатываешься вниз» здесь очень справедливый.

Как бороться с духовной бедностью? Кто-то из ученых сказал, что духовное богатство - это единственный вид богатства, лишить которого человека невозможно. Если вы наполните свой светом, знаниями, добром и мудростью, то это останется с вами на всю жизнь.

Способов духовного обогащения немало. Наиболее действенный из них - чтение достойных книг. Это классика, хотя, много современных авторов тоже пишут хорошие произведения. Читайте книги, уважайте свою историю, будьте человеком с большой буквы - и тогда убожество духа не коснется вас.

Что значит быть духовно богатым человеком

Теперь мы можем четко обрисовать образ человека с богатым внутренним миром. Духовно богатый человек, какой он? Скорее всего, хороший собеседник, умеет не только говорить, чтобы его слушали, но и слушать так, чтобы с ним хотелось говорить. Он живет по моральным законам общества, честен и искренен со своим окружением, он знает, и никогда не пройдет мимо чужой беды. Такой человек умен, и не обязательно благодаря полученному образованию. Самообразование, постоянная пища для ума и динамичное развитие делают его таковым. Духовно богатый человек обязан знать историю своего народа, элементы его фольклора, быть разносторонне образованным.

Вместо заключения

В наши дни может показаться, что материальное богатство ценится выше духовного. В какой-то мере это так, но другой вопрос, кем? Только духовно обеднелый человек не будет ценить внутренний мир своего собеседника. Материальные блага никогда не заменят широту души, мудрость, моральную чистоту. Сочувствие, любовь, уважение не покупаются. Только духовно богатый человек способен на проявление таких чувств. Материальные вещи тленны, завтра их может уже не быть. А вот духовное богатство останется с человеком на всю его жизнь, и будет освещать путь не только ему, но и тем, кто с ним рядом. Задайте себе вопрос, что значит быть духовно богатым человеком, поставьте себе цель и идите к ней. Поверьте, ваши старания будут оправданы.

  • преп. Оптинские старцы
  • свт.
  • архиеп.
  • А.Г. Долженко
  • Н.В. Сомин
  • проф.
  • А.Г. Долженко
  • Бога́тство – 1) духовные и материальные , даваемые человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети - наше богатство; мои года - моё богатство).

    Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во , возможность соединения с Богом.

    Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ().

    Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (). Оно также называется неправедным (), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.

    Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над . «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (), или таланты, распределенные между людьми (), или имение, отданное во временное управление () » . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

    Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга » (). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве » .

    Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же », – учит святой . И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других », – говорит святой .
    учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (), блаженный подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми » .

    Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти . А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.

    Апостол Иаков говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (). Истинное, духовное богатство, доступно любому человеку, Господь безмерно дарует его всем желающим, не зависимо от их социального положения, врождённых способностей и деловых качеств.

    Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. ().

    Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” ()

    Не поможет богатство в день гнева ().

    Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” ().

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» ().

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ().

    Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ().

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ().

    Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ().

    Само по себе богатство – ничто. Но в каком-то смысле оно – талант… Талант, который, может быть или приумножен, или зарыт в землю. Или приобретен для вечности, чрез расточение в этой временной жизни, или, наоборот, утрачен в эгоистическом его сохранении…
    иеромонах Мефодий

    Меня однажды поразило (дело было еще до перестройки, в 80-е), когда мой духовный отец - протоиерей Владимир Рожков, увидев у входа в храм многодетную семью с пятью детьми, сказал: «Смотри - богатый человек, у него пятеро детей». С той поры мое отношение к этому слову потеплело. Настоящее богатство, конечно, не в том, какая у человека машина (тем более, что она в одну секунду может превратиться просто в ничто, в рухлядь), а в чем-то большем…
    протоиерей Андрей Лоргус

    Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны – мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди.
    Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что мы – ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть – недолговечно. У нас есть тело – но оно умрет; у нас есть ум – но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, – а у нас в груди только камень…
    Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию – если бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас отнять, – однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец