Отказ пустить налоговиков осматривать помещение. Выездная налоговая проверка: минимизируем негативные последствия. Камеральная налоговая проверка


Перед началом проверки необходимо поинтересоваться полномочиями и составом проверяющей группы. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. В решении должен быть указан персональный состав проверяющих.

Если лицо, не вписанное в решение, пытается проникнуть на территорию предприятия, налогоплательщик вправе отказать в допуске на свою территорию такого представителя налогового органа: иногда под видом проверяющих в компанию пытаются проникнуть криминальные элементы, например, представители рейдеров.

Согласно п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов в выездных проверках могут участвовать сотрудники полиции. Они также должны быть вписаны в решение о проведении проверки. И в последнее время выездные проверки проводятся именно с участием полиции.

А кто знает, почему?

А потому, что в рамках закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативники могут делать очень многие вещи, которые не могут делать налоговики в рамках НК РФ. Это, например, осмотры помещений (офисов), территорий, складов, автотранспорта, выемка документов, опросы сотрудников (очень похожие на допросы), а при наличии уголовного дела - обыск.

В решении о проведении проверки должен быть указан ее предмет и круг проверяемых вопросов.

Если проводится тематическая выездная проверка по НДС, лучше ограничивать интерес проверяющих к документам, не имеющим отношения к исчислению данного налога, т. е. не допускать, чтобы налоговые органы выходили за рамки предмета проверки.

Все документы желательно передавать на проверку только после оценки этих документов на предмет законности, непротиворечивости, сопоставимости данных, соответствия утвержденным формам, а также наличия необходимых реквизитов.

В такой ситуации после получения требования о предоставлении документов лучше выделить сотрудников, которые просматривали бы передаваемые налоговому органу документы в «перекрестном» порядке. Например, сотрудники, которые занимались учетом счетов-фактур, просматривают кассовые документы, и наоборот. Свежий взгляд в такой ситуации необходим.

Если делается выемка подлинников документов, то с них должны быть изготовлены копии и переданы налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. Налоговые органы обычно настаивают на том, что копии документов должен изготавливать сам налогоплательщик. Однако НК РФ обязывает именно налоговые органы выдать копии изъятых подлинников.

Отказ налогоплательщика предоставить свою множительную технику для снятия копий не означает, что обязанность налоговых органов по изготовлению копий прекращается.

Существует способ не передавать документы при внезапной выемке (не важно, кто ее пытается провести: налоговые органы или полиция), по крайней мере - сразу. На практике неплохо работает следующий алгоритм. От имени надежного частного лица заключается договор с профессиональной архивной службой, которая и принимает документы на хранение после окончания очередного, например, квартала или месяца. Одновременно заключается договор со сторонними консультантами или аудиторами на оказание услуг. По этому договору документы «передаются» консультантам.

И если налоговые органы или полиция приходят с выемкой, у налогоплательщика будет четкое обоснование отсутствия документов в офисе компании. Налоговым органам ничего не останется, как выставить компании требование о предоставлении документов, т. е. время будет выиграно.

А еще в этой ситуации очень хорошо работает Положение о коммерческой тайне. О том, как его составить, смотрите материал .

Передача документов на проверку должна оформляться подробными описями, в которых указываются индивидуальные признаки каждого документа.

Не допускается передавать документы папками или коробками: впоследствии в них могут оказаться бумаги, которые компания туда не закладывала, или, наоборот, может чего-то не хватать.

Не стоит допускать проверяющих к бухгалтерской программе, а также распечатывать при них данные по счетам и регистрам. Тем более, нельзя открывать им доступ к программе, чтобы они сами выискивали там информацию.

Лучше распечатывать информацию по их запросу, дополнительно контролировать, что распечатала программа, и только после этого передавать распечатку проверяющим.

О том, что делать, если инспектор просит доступ к 1С, читайте .

Хорошей практикой является ограничение числа лиц, контактирующих с проверяющими. Например, это могут быть генеральный директор, главный бухгалтер и финансовый директор. Именно этим людям известно, как организован бизнес компании, и они могут предпринять квалифицированные действия по защите ее интересов. Сотрудники должны быть проинструктированы о том, как себя вести во время проверки. Если проверяющие решили провести опрос работников компании в качестве свидетелей, лучше привлечь адвоката, которые будет при этом присутствовать. Он не позволит проверяющим оказывать давление на работников, а также будет пресекать попытки с их стороны задавать вопросы, ответы на которые выходят за рамки компетенции работника. Сотрудники будут чувствовать себя более уверенно.

Лучше всего, если рядовые сотрудники будут говорить приблизительно следующее: «Я Иванов Иван Иванович, вот мой паспорт. В компании работаю на должности менеджера по продажам. Получаю зарплату только по ведомости в размере 15 000 руб., работой доволен».

Если проверяющие задают какие-либо вопросы, на которые работники отвечать не должны, будет хорошо, если они заучат простую стандартную фразу: «Об этом мне ничего не известно, пожалуйста, обратитесь к моему руководству» .

Подобная тактика приводит к тому, что проверяющие вынуждены будут задавать неудобные вопросы руководству, т. е. лицам, которые наиболее подготовлены к защите интересов компании.

Полезно на период проверки закрывать все курительные комнаты в офисе компании, запрещать персоналу гулять по коридорам без необходимости.

Кроме того, должно быть строжайше запрещено обсуждать какие-либо рабочие вопросы в коридоре, а уж тем более - в присутствии проверяющих.

На всевозможные незаконные требования налоговых органов («А вы знаете, что вот эта хозяйственная операция, как «официально» разъяснял Минфин, должна оформляться вот такими документами? Они у вас есть?») следует реагировать жестко, мотивируя свою позицию ссылками на законы и судебную практику.

Особенно это важно в начале проверки: опыт показывает, что чем более жестко и компетентно поставят себя специалисты компании, тем меньше будет неоснованных на законе претензий в будущем. Это вопрос по большей части психологический: кто будет в процессе общения ведущим, а кто - ведомым. Ведущим быть выгоднее.

Практика показывает, что выходить на уровень панибратских отношений с проверяющими - вещь вредная и опасная. В такой ситуации создается некий психологический барьер «непротивления», который потом сложно преодолеть.

В итоге компания легко попадает в порочный круг соглашательства: «Давайте не будем спорить и портить отношения», вместо того, чтобы защищать свои интересы всеми доступными законными способами.

Контрразведывательные мероприятия компании - идти на данные меры или нет - решать компании. В определенных ситуациях бывает выгодным оставить проверяющих в плену собственных заблуждений (например, когда по тому или иному спорному вопросу сложилась судебная практика в пользу налогоплательщика, а ФНС и Минфин продолжают это игнорировать).

Во-первых, набрав «нарушений» на требующуюся сумму, налоговые органы не станут проверять дальше. А «накопанное» можно будет потом оспорить в суде, где и просветить проверяющих на предмет имеющихся у них заблуждений.

Во-вторых, если они предъявят претензии по неким формальным доводам и спор останется в рамках спора по вопросам права, выстроить позицию в интересах налогоплательщика в суде будет намного проще. «Просвещенные» же проверяющие могут действительно начать выискивать схемы и, чего доброго, найдут. Тогда опровергать собранные ими факты будет сложнее.

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор»

Как себя вести руководителю предприятия при нагрянувшей налоговой проверке? Стоит ли с инспекторами вести задушевные разговоры в курилке, чаще их называть по имени и сообщить все «явки и пароли» или лучше выделить отдельного работника для сопровождения налоговиков, завести «дневник проверки» и обратиться к специалистам по правовому сопровождению налоговой проверки? Об этом - в очередном блоге для «БИЗНЕС Online» от юристов АНП «Зенит» Юлии Заздравной и Гузель Валеевой.

«НУЛЕВЫЕ» ПРОВЕРКИ - ЭТО НОНСЕНС

Мы живем в удивительное время - каждый становится экспертом, прочитав пару статей из интернета. Есть, конечно, сферы жизни, в которых мы были экспертами всегда, еще задолго до появления всемирной сети, например футбол, хоккей, отношения и управление страной.

Но теперь мы дополнительно освоили и специальности, требующие специфических знаний. Например медицина. Google в помощь - и вот мы поправляем врачей, сами ставим себе диагноз и назначаем лечение. И только когда совсем уже худо, когда петух непрерывно начинает клевать в то место, где спина теряет свое благородное название, мы бежим к врачу, которому приходится не только лечить запущенную болезнь, но и бороться с последствиями нашего интернет-лечения.

Подобная ситуация и с налогами. Интернет пестрит всевозможными советами, как и что делать во время налоговой проверки, очень часто прямо противоречащими друг другу.

Кто-то советует сразу включить видеокамеру и диктофон, кто-то предлагает выделить кабинет с чайником, СВЧ-печью и заполненным холодильником. Одни предлагают свести устное общение к минимуму, другие дают советы, как расположить к себе, в стиле «называйте чаще по имени», «делайте комплименты, но не льстите», «попросите совета на будущее». Одни советы слишком общие, другие излишне конкретизированные, а некоторые вообще опасны и могут привести к негативным и непредсказуемым последствиям.

Испытывая желание нести знания в массы и искренне переживая за налоговое здоровье наших сограждан, мы тщательно проанализировали имеющуюся информацию о проведении налоговых проверок, а также обобщили наш 7-летний опыт сопровождения налоговых проверок.

Наша задача - определить конкретные правила поведения, алгоритм действий налогоплательщика, результатом выполнения которых будет минимизация возможных доначислений.

Обратите внимание - именно минимизация, так как доначисления, конечно, будут. «Нулевые» проверки - это нонсенс. На сегодняшний день в Татарстане налоговая проверка с доначислениями ниже 3 млн. рублей считается низкоэффективной. А от эффективности проверок зависят показатели инспекции и, соответственно, премирование сотрудников. Поэтому доначисления будут, но то, в каком объеме и, самое главное, будут ли у вас основания их оспорить в суде, во многом зависит от качества ваших действий во время налоговой проверки.

Итак, вам докладывают, что придет налоговая проверка, может быть, уже пришла, налоговые инспекторы ожидают в приемной, чтобы вы подписали решение о проведении проверки.


ПРАВИЛО №1. СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!

Несмотря на шуточный характер правила, выполнять его необходимо. Вам помогут не эмоции, а трезвый холодный расчет. Должен быть правильный настрой.

Помните, генералы не бегают, потому что в мирное время это выглядит смешно, а в военное - вызывает панику.

Если у вас железные нервы и налоговая поверка является для вас рядовым событием, то сразу переходите к правилу №2.

Для большинства же встреча с проверяющими - ситуация, приближенная к экстремальной.

Настроиться на правильный лад помогут следующие установки.

Во-первых , общение с проверяющими следует рассматривать как деловые переговоры.

У них свои задачи, у вас - свои. Ваша задача - выстроить корректное, уважительное взаимодействие.

Во-вторых , не старайтесь показаться умным, концентрируйтесь на главной своей задаче - защитить интересы своего бизнеса.

Помните, вы не на экзамене. Если вам задают вопрос, который вам непонятен, или вы ощущаете подвох, никто не мешает взять паузу и подумать или, например, посоветоваться с юристом. Именно желание показаться осведомленным приводит к лишним словам, соответственно, к серьезным проблемам. Умный не боится показаться глупым, а глупый хочет показаться умным. У вас должен быть правильный фокус - вы не на конкурсе «Самый осведомленный директор/бухгалтер/сотрудник», ваша цель - минимизировать налоговые доначисления и возможные риски. Именно фокус на главной задаче позволит вам выбрать оптимальный вариант поведения.

В-третьих , никогда не недооценивайте ваших оппонентов.

Был у нас один знакомый инспектор. Очень сильный и квалифицированный специалист. Но, приходя на проверку, он производил впечатление полной некомпетентности и непонимания основ бухгалтерского и налогового учета. Постоянно просил ему что-то подсказать, показать, объяснить, дескать, он вообще первый раз видит такой сложный учет. Выглядел стеснительным и неказистеньким. Через пару дней проверяемые расслаблялись, начинали к нему относиться свысока, периодически подшучивая, подтрунивая над ним. В ответ инспектор только краснел и неумело отшучивался. Через какое-то время расслабление достигало уровня разгильдяйства - передаваемые документы никто не отслеживал, не просматривал, предоставляли доступ к 1С - все равно ничего не поймет, докладывали директору - все в порядке, все под контролем. Но ситуация переворачивалась с ног на голову в день вручения объемного, увесистого и очень качественного акта по результатам налоговой проверки. Бухгалтерия бледнела, директор краснел, а инспектор оставался невозмутимым. Выглядел и разговаривал, правда, совсем по-другому...

Если же вы хотите дополнительно себя обезопасить, а также минимизировать неудобства, возникающие при налоговой проверке, то можете обратиться в юридические фирмы, которые предоставляют услугу правового сопровождения налоговой проверки.

На что необходимо обратить внимание при выборе юридической фирмы?

Во-первых, желательно, чтобы у фирмы была конкретная налоговая специализация. У юристов, как и у врачей, должна быть специализация. Если у вас болят зубы, вы пойдете к стоматологу, а не к проктологу и даже не к специалисту широкого профиля. Аналогично и у юристов. Вас должны насторожить фельдшеры от юриспруденции, которые позиционируют себя как специалисты в семейном, трудовом, корпоративном праве. «Налоговое право? Да, конечно, мы тоже им занимаемся!» Опасайтесь такого - не полетит.

Во-вторых, у привлекаемых вами специалистов должен быть положительный опыт ведения подобных проектов. Не стоит выступать в качестве испытательного полигона.

В-третьих, да, юрист снимает с вас бóльшую часть проблем, вы получаете возможность сконцентрироваться на основной деятельности, но в любом случае вы должны держать руку на пульсе. Вам следует установить контрольные точки, позволяющие убедиться в эффективности и полезности правового сопровождения. Мы, например, готовим для руководителя еженедельный отчет о проделанной работе, о текущей ситуации и о планируемых мероприятиях.

Очень важно понимать, что привлекаемые специалисты не должны развязывать маленькую войну с налоговой инспекцией, желая показать свои «глубокие познания», не должны провоцировать налоговую вендетту. Напротив, они должны обеспечить квалифицированную защиту ваших интересов и минимизировать налоговые риски, создав нормальный микроклимат проведения проверки и выстроив корректные отношения с проверяющими, позволив вам сконцентрироваться на вашей основной деятельности.

Таким образом, юридическое сопровождение налоговой проверки должно способствовать спокойному, контролируемому процессу ее прохождения.


ПРАВИЛО №2. СОБЛЮДАЙТЕ ПРИНЦИП «УЗКОГО ГОРЛЫШКА»

Как обычно проходит проверка? Часть запросов по документам получает и исполняет бухгалтерия (причем каждый бухгалтер отвечает за свою часть учета), технологические вопросы проясняют производственники, а своим видением положения дел делятся все: продавцы, логисты, кадровики и даже монтажники.

В нашей практике был случай, когда монтажники цеха №5 дали показания, что цех №6, расположенный во вновь построенном здании, заработал в мае 2010-го. Такой вывод работники сделали, поскольку видели, как в помещении горел свет. На основании этих показаний инспекция сделала вывод, что организация несвоевременно приняла здание к учету, и доначислила налог на имущество компании.

Потребовались огромные усилия, чтобы в суде доказать, что свет горел потому, что проводились монтажные работы...

В такой ситуации разобраться, какие из требований инспекции исполнены и какие документы и пояснения представлены, крайне затруднительно.

И не исключены неприятные неожиданности, когда из акта проверки становится ясно, что отдел продаж представил недействующую редакцию договора либо проект договора, существенные условия которого (в отличие от действующего) влекут иные налоговые последствия...

Или водитель сказал: «Не знаю такого контрагента. К нему ничего не доставлял. Все сам развожу» . Однако выясняется, что в проверяемый период этот водитель еще либо уже не работал, а следовательно, и не мог знать.

Ну и классический случай - в инспекции дает показания обиженный кладовщик, уволенный за пьянство, который мало что смыслит в вопросах выбора контрагентов.

Вот почему все общение с налоговыми органами должно происходить через одно ответственное лицо (так называемый принцип «узкого горлышка»). Один плохой главнокомандующий лучше двух хороших.

Именно ответственное лицо получает требования о представлении документов, передает документы и сведения инспекторам; все мероприятия налогового контроля (осмотры, выемки, инвентаризации, допросы) проходят в присутствии него.

Это удобно как самой компании, поскольку другие сотрудники не отвлекаются от исполнения своих прямых обязанностей, так и налоговому органу, который получает ответственное лицо в свое распоряжение.

ПРАВИЛО №3. ПРАВИЛЬНО РАЗМЕСТИТЕ ПРОВЕРЯЮЩИХ

Посадить проверяющих за свободный столик в бухгалтерии (где до этого стояли печеньки и микроволновка с чайником) - не самая лучшая затея. Лучше выделить отдельное помещение (не архив), свободное от лишних папок и от компьютеров с доступом в 1С.

Кстати, в нашей практике был случай, когда инспектор возмутился, что в его кабинете слишком маленькое окошко. Понятно, что все мы с удовольствием работали бы в кабинете с видом на море или океан, чтобы в распахнутое окно врывался морской бриз, а слух успокаивали крики чаек... Но суровые реалии таковы: если помещение пригодно для работы - получите и распишитесь.

Если же компания свободным помещением не располагает, следует обратиться письменно в инспекцию с просьбой провести проверку на ее территории. В качестве обоснования привести отсутствие свободных помещений, ремонт.

ПРАВИЛО №4. РАЗРАБОТАЙТЕ И ВНЕДРИТЕ РЕГЛАМЕНТ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРИ ПРОВЕРКЕ

Ваши сотрудники должны знать, как реагировать на просьбы (уговоры, приказы) работников инспекции (самое верное решение - направить к ответственному по проверке). Нездоровая ситуация, когда на протяжении двух месяцев (а то и больше) весь штат «работает» на проверку, а бухгалтеры то и дело бегают объяснять проверяющим, откуда взялась вот эта цифра в отчете . В конце концов, каждый должен заниматься своим делом.

Для этого мы рекомендуем разработать внутренний регламент поведения при проверках (не только при налоговых) и ознакомить всех сотрудников с ним под роспись. Это может показаться смешным, но задушевные разговоры и откровения с инспекторами в курилках - это не только не редкость, а один из способов сбора информации.

Цель регламента - обеспечить: а) нормальное функционирование организации; б) контроль выполнения сотрудниками своей непосредственной работы; в) представление достоверной информации проверяющим.

Ключевое правило регламента - о любых обращениях проверяющих (как устных, так и письменных - например вручение уведомления о вызове на допрос) все без исключения сотрудники обязаны незамедлительно сообщать ответственному за проверку.

ПРАВИЛО №5. ФИКСИРУЙТЕ ХОД ПРОВЕРКИ

При сопровождении выездных налоговых проверок мы используем «дневник проверки», в который заносим все данные о проводимых инспекторами процессуальных действиях, о запрошенной информации (в том числе устной), о представленных документах.

Проанализировав данные «дневника», с высокой точностью можно спрогнозировать возможные претензии инспекторов. А значит, время на формирование и усиление правовой позиции компании увеличивается.

Второе, не менее важное прикладное значение такой фиксации заключается в том, что выявить процедурные нарушения инспекции гораздо проще, когда вся информация по проверке собрана в одном месте.

Случай, который мы часто вспоминаем. Налоговый орган провел выемку документов. В обоснование правомерности ее проведения он сослался на отказ руководителя общества от получения требования. Отказ был подтвержден подписями двух понятых.

Восстановив ход проверки, мы выявили, что директор общества никак не мог отказаться от его получения.

Дело в том, что в день отказа от получения требования директор отсутствовал на территории Российской Федерации, он находился за границей, что подтверждалось отметкой в загранпаспорте.

В ходе судебного процесса мы задали ряд уточняющих вопросов - помнят ли проверяющие день вручения требования, как директор отказывался, что он сказал, где они нашли понятых. В ответ последовал, надо сказать, красочный и детальный рассказ о том, как инспекторы пришли в офис компании, как директор в грубой форме отказался, выбежал из кабинета и уехал. Было видно, что судья сочувствует представителям инспекции, внутренне возмущаясь нерадивости и безответственности налогоплательщика.

Когда же мы предоставили загранпаспорт, это надо было видеть. Один участник процесса краснел от возмущения - никто не любит, когда из него делают дурака, другой участник бледнел от страха и стыда. Понятно, что позиция суда резко изменилась. Ведь если человек врет в части, то под сомнения ставится целое. Решение налогового органа было признано незаконным.

ПРАВИЛО №6. ДОКУМЕНТЫ ПЕРЕДАВАЙТЕ СТРОГО ПО ОПИСИ

Очень важное правило. Фиксация факта передачи документов (не только копий, но и оригиналов для ознакомления) решает следующие задачи:

Обеспечение сохранности документов;
- защита от штрафа за непредставление документов;
- отслеживание того, какие документы переданы;
- защита от повторного истребования документов (например, представленных ранее в ходе камеральной проверки);
- обоснование незаконности выемки.

Несколько лет назад инспектор отказался подписывать опись (сейчас такое редко встретишь - уровень сотрудников налоговых органов непрерывно растет). В таком случае у налогоплательщика есть возможность представить документы с описью через канцелярию инспекции либо направить заказным письмом с описью и уведомлением. Но ни в коем случае не представлять просто так. Помните: права и обязанности налогоплательщика и налогового органа взаимосвязаны.

ПРАВИЛО №7. ВЫЯВЛЯЙТЕ НАЛОГОВЫЕ «ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ»

Практически у каждого налогоплательщика есть так называемые скрытые налоговые переплаты. Ищите, выявляйте самостоятельно либо привлекайте специалистов.

Например, бухгалтеры не любят «сажать» на прибыль расходы по оплате мобильной связи сотрудников, расходы на обеспечение нормальных условий работы (кондиционер, аквариум, кофе-машина). Однако при должном документальном оформлении такие расходы можно и нужно списывать на расходы.

Другой пример - руководство невыгодными письмами минфина, противоречащими сложившейся судебной практике, а зачастую и другим письмам самого же ведомства. Такой уж он, минфин, у нас непостоянный в налоговых вопросах... Например, про необходимость восстанавливать НДС с сумм недостачи товара.

За три года набегает.

В одном деле неучтенные расходы, выявленные в ходе аудита, мы отразили в возражениях на акт проверки. Часть расходов признала сама инспекция, часть - управление, а правомерность принятия остальных расходов подтвердил суд. В результате для предпринимателя выездная налоговая проверка закончилась не недоимкой, а возвратом переплаты из бюджета. Представляете, налоговая проверка закончилась возвратом излишне уплаченных налогов из бюджета - этим делом мы особенно гордимся.

В заключение еще раз повторим - назначьте ответственного, выделите отдельное помещение, проинструктируйте сотрудников, документы передавайте строго по описи, фиксируйте ход проверки, выявляйте переплаты и, самое главное, тренируйте спокойствие.

В фильме «Шпионский мост» (рекомендуем к просмотру) советский разведчик Рудольф Абель сохранял спокойствие в любых ситуациях. Когда герой Тома Хэнкса его спрашивал: «Вы что, совсем не волнуетесь?» - он каждый раз спокойно отвечал: «А это поможет?»

Так что, начиная переживать, спросите себя: «А это поможет?»

P. S. Для вашего удобства мы подготовили инфографику «Пришла налоговая проверка» .

P. P. S. Пишите интересующие вас темы по налогам в комментариях.

Юлия Заздравная, Гузель Валеева

Гузель Валеева - старший партнер юридической компании «АНП Зенит».

Образование: Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «налоги и налогообложение»; Московская государственная юридическая академия им. Кутафина (МГЮА) по специальности «гражданское право».

Спикер международной конференции «Налоговое право в решениях Конституционного суда Российской Федерации», поволжского налогового форума и других отраслевых конференций.

Юлия Заздравная - управляющий партнер юридической компании «АНП Зенит».

Образование: Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «налоги и налогообложение».

Спикер международной конференции «Налоговое право. Опыт России и других стран», поволжского налогового форума и других отраслевых конференций.

Как верно выстроить взаимоотношения с проверяющими, чтобы и «палку не перегнуть», и личные интересы учесть? Мы представляем рекомендации по разработке тактики построения защиты компании и правила поведения во время налоговой проверки.

Реакция на требование

С момента предъявления компании решения о проведении выездной налоговой проверки у нее появляются с налоговыми органами взаимные права и обязанности. На этом этапе организация получает требование о представлении документов по статье 93 Налогового кодекса. Как известно, оно зачастую носит самый широкий характер и касается учетной политики, счетов-фактур, первичных учетных документов. В связи с этим бухгалтерии важно понимать, какие документы она обязана предоставить, а какие нет, и какой окажется ответственность за неисполнение требования. Ответственность организации предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса – штраф за непредставление документов. На деле же непредставление документов может обернуться для компании еще более неприятными последствиями. Контролеры могут решить, что фирма хочет исправить документы, сокрыть их либо воспрепятствовать проведению выездной налоговой проверки. Тогда они вполне могут произвести выемку «первички». Чтобы не допустить всех этих крайностей, налогоплательщик должен правильно и своевременно отреагировать на требование инспекторов. Напомним, в распоряжении бухгалтерии имеется 10 рабочих дней, чтобы представить документы. Вовсе не реагировать на запрос инспекции – опасно. Если при проведении выездной налоговой проверки возникает конфликт между налоговым органом и налогоплательщиком, то именно это первое требование в большинстве случаев используется как повод и для штрафа, и для возможной провокации выемки. Что же делать фирме?

Итак, прежде судебная практика всегда исходила из того, что если требования сформулированы нечетко либо истребуется неопределенно широкий круг документов (допустим, первичные документы запрошены по строке «Декларация»), то запрос можно считать неконкретным и вины налогоплательщика в его неисполнении нет. Как следствие – привлечь его к налоговой ответственности нельзя. Дело в том, что налоговый орган, проводя выездную налоговую проверку, имеет право производить осмотр первичных документов, регистров учета и формулировать требование более четко. Кроме того, при запросе от компании неопределенно широкого перечня документов вины налогоплательщика также нет, поскольку он просто не сможет представить эти документы в сроки, отведенные налоговым законодательством.

Однако обратите внимание, что после внесения изменений в первую часть Налогового кодекса о порядке реагирования налогоплательщика на неконкретные и широкие требования ИФНС изменилась и судебная практика. Сейчас фирме недостаточно сказать, что требование было «неограниченно широким», не было конкретизировано, и она не могла его исполнить в срок. Налоговым кодексом РФ предписывается, что не позднее следующего дня после получения такого требования налогоплательщик должен сообщить в налоговый орган о том, что требование сформулировано нечетко. Другой вариант – непосредственно передать такую информацию письменно в канцелярию инспекции. В сообщении, адресованном контролерам, следует сообщить, что исполнить запрос в отведенные сроки компания не может, поскольку в требовании нет четкости, определенности, а также компании стоит попросить его конкретизировать.

Если организация правильно прореагирует на требование налоговиков (то есть на следующий день представит такое письмо), то штраф не будет на нее возложен. А если налоговый орган попробует спровоцировать выемку (а фирма успеет обжаловать решение о ее проведении), то подобная процедура со стороны инспекторов будет признана незаконной. Вследствие этого в суде могут быть приняты обеспечительные меры и запрещено проведение выемки документов.

Предположим, что в бухгалтерии, как это нередко бывает, первый день пропустили. Пока собирали документы, выяснилось, что часть «первички» находится в структурных подразделениях. Значит, в течение 10 дней следует собрать то, что успели (то, что можете собрать). В письме, которое адресуется налоговому органу, можно указать, что представление конкретных документов (не забудьте указать их четкое название), таких, как, к примеру, лицевые карточки физических лиц или налоговые карточки, действующим законодательством не предусмотрено, поэтому «просим запросить документы, которые предусмотрены», либо конкретизировать требование. То есть организация должна дать ответ на каждый пункт требования. Этот ответ может быть, в том числе и такой: «Нам непонятно, что именно запросили, просим уточнить». Тогда суд признает, что налоговый орган не вправе привлекать компанию к ответственности.

Перевод «стрелок»

Известно, что налоговые органы иногда не прочь провести проверку у налогоплательщика его же собственными руками. Поэтому в требовании о представлении документов они просят компанию заполнить какие-то формы, например, таблицу, касающуюся НДС, представить данные об общей сумме вычетов, начислений, расшифровать, как рассчитывались отдельные строки декларации. Налогоплательщик должен знать, что судебная практика и Налоговый кодекс исходит из того, что он не обязан составлять какие-либо документы по требованию налогового органа. Если документ прямо предусмотрен действующим законодательством и является тем документом, на основании которого производится исчисление и уплата налога, то фирма обязана его иметь. Однако что-либо специально создавать по требованию налогового органа она не обязана. Ни привлечь вас к ответственности, ни применить принудительные меры в отношении компании инспекторы за такое неповиновение не вправе.

Организация должна подготовить ответ на требование инспекции следующего примерно содержания: «Обязанность компании предоставлять запрошенную информацию законодательством не предусмотрена. Истребуемые сведения содержатся в следующих регистрах налогового и бухгалтерского учета» (далее идет перечисление этих регистров). Проверяющие имеют возможность ознакомиться с ними, сверить их с первичными документами и сделать выводы о правильности исчисления уплаты налога. Собственно говоря, при таком ответе налоговые органы обычно не настаивают, поскольку знают, что действительно подобных прав у них нет.

Налогоплательщик также может не представлять документы, которые не являются основанием для исчисления и уплаты налогов. Очень популярны требования инспекторов о представлении документов, которые носят управленческий характер. То есть наряду с бухгалтерскими и налоговыми сведениями проверяющие могут запросить предоставить данные управленческого учета и т. д. Дело в том, что на основании такой информации контролеры могут сделать не совсем верные выводы, поскольку, управленческий учет часто ведется с использованием кассового метода, а налоговый учет и бухгалтерский при этом ведутся по методу начисления. В цифрах могут возникать естественные расхождения.

Нередко запрашиваются и программы управленческого характера, в которых отражаются все операции, а также регистры, составленные на основании этих программ. Налогоплательщик вправе отказать налоговому органу в предоставлении данных сведений и документов. При этом мотивировать отказ целесообразно следующим образом: «В соответствии со статьей 93 Налогового кодекса организация обязана представлять документы, которые являются основанием для исчисления и уплаты налогов. Перечисленные сведения не используются предприятием для исчисления и уплаты налога, то есть в силу действующего законодательства не являются ни «первичкой», ни документами, на основании которых заполняются декларации». После чего следует попросить инспекторов уточнить основания для истребования документов. Старайтесь не давать жестких отказов проверяющим. Всегда указывайте причину, по которой не видите возможности или необходимости исполнять запрос. В основном такие требования повторно больше не предъявляются.

Право на участие

После составления налоговым органом акта проверки и рассмотрения возражений на него он может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля для получения дополнительных доказательств, подтверждающих факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 6 ст. 101 НК РФ). Прямо вопрос ознакомления налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля НК РФ не урегулирован. Также не предусмотрено право налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов дополнительных мероприятий налогового контроля. Определенность в данный вопрос внес Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении от 16 июня 2009 г. № 391/09.

Важно помнить, что если налогоплательщик не был извещен налоговым органом о времени и месте рассмотрении материалов проверки, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля, это является нарушением пункта 14 статьи 101 НК РФ, влекущим безусловную отмену решения налогового органа.

Предположим, при проведении выездной налоговой проверки назначены дополнительные мероприятия налогового контроля; после проведения дополнительных мероприятий налоговым органом вынесено решение без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения

материалов проверки, полученных по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Позиция защиты должна опираться на следующие моменты:

– право налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля;

– неизвещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, полученных по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, является нарушением существенного условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и основанием для признания недействительным решения налогового органа;

– налогоплательщик вправе участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом. Процедура рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы налогоплательщика в НК РФ не урегулирована. В частности, прямо не установлена обязанность вышестоящей инспекции обеспечивать участие представителя налогоплательщика в рассмотрении его жалобы. Однако в Определении ВАС РФ от 24 июня 2009 года № ВАС-6140/09 было установлено, что налогоплательщик вправе участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом;

– вышестоящий налоговый орган не вправе выйти за пределы апелляционной жалобы. Это подтвердил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 28 июля 2009 года № 5172/09. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Подмена сроков: ВАС – «за»…

Хотелось бы затронуть проблемные области при проверке конкретных налогов. Так, в последнее время наряду с набившими оскомину «недобросовестными поставщиками» инспекторы стали уделять внимание такому вопросу, как «своевременность признания расходов для целей налога на прибыль», а также теме налоговых вычетов для целей НДС. Разберем ситуацию с налогом на прибыль.

Предположим, организация осуществила расходы на оплату товаров, работ, услуг. Они были приобретены (выполнены, оказаны) в 2004 году. В связи с тем, что долго доходили документы или организация в принципе была неаккуратна, «первичка» была выявлена и принята к учету для целей налогообложения не в 2004 году, а в 2005-м и в 2006-м, то есть в пределах трех лет. Посмотрим, как складывалась судебная практика, ознакомимся с историей вопроса.

Так, В 2004 году в постановлении № 6045/04 Президиума Высшего Арбитражного Суда было указано, что если фирма не включила расходы в предыдущий налоговый период (в нашем случае – в 2004 году, например), но учла их в 2005-м или в 2006 году, то это обстоятельство не является основанием для доначисления ей налогов либо привлечения к ответственности. Логика арбитров довольно проста. Если организация приняла к учету затраты позже, значит она прокредитовала бюджет. Получается, что в прошлом периоде (в 2004 году) компания не уменьшила налоговую базу на сумму этого расхода и переплатила налог. Следовательно, у фирмы образовалась переплата, которую она никуда не зачла, не направила на покрытие каких-то недоимок.

Высший Арбитражный Суд, начиная с 2004 года проводил четкую позицию: если компания признала расходы в более поздний период и не прошло больше трех лет между датой, когда она должна была признать и фактически признала, то никаких начислений со стороны ИФНС нет и быть не должно. Более того, в практике ВАС РФ в тот период был, например, такой случай. Когда в организации проводилась выездная налоговая проверка за 2004–2005 годы, предприятие признало в составе расходов курсовые разницы в 2004 году, а имело право сделать это только в 2005-м. Заметим, проверкой охватывались оба этих периода. В итоге суд сделал вывод, что в данном случае можно доначислить пени за период с момента, когда были признаны суммы, до момента возникновения права на это. Однако недоимку зафиксировать нельзя.

Также складывалась очень положительная судебная практика для налогоплательщиков и по следующему вопросу. Предположим, проводилась проверка за 2004 год, и организация признала в составе расходов затраты, а имела право это сделать только в 2005 году. При этом последний период не охватывался проверкой. В этом случае доначисления признаны были законными. В то же время если впоследствии было выставлено требование об уплате налога, то у фирмы появлялась возможность признать незаконным этот документ, в отличие от решения налогового органа. Дело в том, что на момент составления требования компания уже получила право на признание данного расхода и взыскать его с нее уже нельзя. Единственная оговорка, которую дал суд: в подобных случаях налоговый орган имеет право проверять прошлые налоговые периоды (те, в которых, по заверению фирмы, она не учитывал оспариваемые суммы в расходах по налогу на прибыль), а также – последующие периоды, когда оспаривается требование о взыскании налога.

Аналогичная позиция была изложена в пункте 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 года № 5. Там говорилось о том, что если имеется переплата в предыдущем периоде, то в последующем недоимки быть не может.

…и «против»

Ситуация кардинально изменилась с 2008 года. Президиум ВАС РФ принял постановление от 9 сентября 2008 года № 4894/08, которым скорректировал подход к решению данного вопроса. Налоговые органы сегодня активно руководствуются именно этим документом.

Итак, согласно новым принципам, в текущем периоде могут быть учтены только те расходы, период возникновения которых неизвестен. Допустим, предприятие позже получило документы по определенным расходам и признало их в текущем периоде как убытки прошлых лет, выявленные только сейчас. Высший Арбитражный Суд указал, что эту норму можно применять только в тех случаях, когда:

а) неизвестен период возникновения затрат;

б) в прошлых периодах был убыток, который переносится на текущие периоды.

Именно на этом основании были отменены решения нижестоящих судов, которые признали незаконным решение налоговых органов о доначислении. И с этого момента несвоевременное признание расходов для исчисления налоговой базы по прибыли стало достаточно рискованной операцией (даже несмотря на то, что затраты были признаны позже, а не раньше, то есть на то, что фактически компания прокредитовала бюджет). .

Безусловно, новое постановление ВАС РФ, о котором мы сказали выше, серьезно повлияло на практику судов. Сегодня арбитры жестко исходят из того, что признавать затраты другого периода как убытки прошлых лет, выявленных в текущем, неправомерно. Впрочем, если у организации уже возникла такая ситуация, то стоит обратить внимание и на положительную судебную практику. Конечно, по сравнению с отрицательной она незначительная, но важно, что приняты данные решения уже после выхода постановления ВАС РФ. Рассмотрим, в каких случаях у фирмы имеются шансы выиграть спор с инспекторами.

В первом случае речь идет о реализации услуг. По законодательству они считаются оказанными в момент их осуществления. Однако может статься так, что услуга была оказана в одном году, а двусторонний акт подписан в последующие периоды. На этот счет имеется определение Высшего Арбитражного Суда от 24 февраля 2009 года. В документе указано: если имела место описанная ситуация и акты были подписаны в тот период, когда расходы признавались для цели уплаты налога на прибыль, то никаких нарушений налогоплательщик не допустил и ссылаться на «отрицательное» постановление Президиума ВАС неправомерно. Налогоплательщик имел право оформить акт в более поздний период.

Второй прецедент можно привести в качестве примера, изучив постановление ФАС Московского округа от 16 ноября 2009 года № КА-А40/1257-09. Налогоплательщикам помогли защищаться в суде следующие аргументы. Они утверждали, что датой осуществления внереализационных и прочих расходов, связанных с производством и реализацией, признается дата предъявления налогоплательщиком документов, служащих основанием для произведения расчета согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ. Данная норма закона позволяет выбирать момент, в котором признавать такие затраты. Таким образом, организация выбирает моментом признания расходов «по получению расчетных документов» или «по оплате». Если указать первый метод, то компания может признавать расходы в том периоде, в котором были получены документы. Описанная позиция, конечно, с правовой точки зрения вызывает некие сомнения. Но уже после выхода вышеуказанного Определения Президиума ВАС от 9 сентября 2008 года № 4894/08 имеется несколько постановлений ФАС Московского округа, которые поддерживают налогоплательщика. При этом обратите внимание: в качестве дополнительного основания для признания решения налогового органа незаконным суды снова начали ссылаться и на прежние «положительные» документы ВАС РФ. То есть в судебной практике эти постановления начинают использоваться как дополнительный довод. По сути, можно наблюдать такую тенденцию: если есть любое основание зацепиться за то, что налогоплательщик не допустил нарушения в описываемых случаях, то вторым пунктом суды подтверждают свои решения предыдущей практикой. Если же организация напрямую включила расходы, выявленные в отчетном периоде, в состав убытков прошлых лет, то, к сожалению, позиция арбитров будет отрицательной до тех пор, пока ВАС РФ не скорректирует свое злополучное постановление.

Если в компанию пришли инспекторы с налоговой проверкой, первым делом нужно посмотреть их документы. Только при их наличии у ревизоров разрешительных бумаг руководство должно впускать на территорию предприятия контролеров. Речь идет о служебных удостоверениях и решении руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении проверки. Причем оба документа должны быть в наличии у чиновников. Если же ревизоры показывают только удостоверение, то инспекцию они проводить не имеют права. Как минимум до тех пор, пока не обзаведутся решением. До того времени им можно смело предлагать прийти в другой раз. А есть ли еще какие-то законные возможности не пустить контролеров? Давайте разберемся.

Закрыто на ремонт

Если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, контрольное мероприятие может проводиться по месту нахождения инспекции. Это действительно так. Именно такое правило закреплено в статье 89 НК. Получается, что в определенных случаях можно перенести проведение ревизии на территорию налоговиков. Однако так резонно делать только в том случае, если вы считаете, что этот «расклад» будет выгоднее компании. Вопрос в том, что же можно считать препятствующими обстоятельствами? К таковым можно отнести, например, ремонт в офисе, на производстве, складе и т.д. Действительно, если помещение на реконструкции - провести проверку там просто невозможно.

По месту жительства

Есть и еще одна «лазейка». Она будет интересна, прежде всего, действующим и бывшим индивидуальным предпринимателям. Дело в том, что налоговики не имеют права проникать в помещения против воли граждан, которые в них проживают. То есть речь идет о квартирах, домах, комнатах и т.д. Таким образом, если предприниматель, например, прекратил свою работу, то в жилое помещение инспекторы могут попасть только с его разрешения. Таким образом, провести ревизию в данном случае контролеры могут только по месту нахождения налогового органа.

По аналогии

Не забывайте, если с документами у инспекторов все в порядке, то у руководства компании нет причины их не впускать на территорию предприятия, в этом случае ревизорам лучше не препятствовать. Почему? Сейчас объясню. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих ревизию, руководитель проверяющей группы первым делом составит акт. Эту бумагу подпишет инспектор и представитель проверяемой компании. Отказываться поставить «автограф» в этом документе не имеет никакого смысла, потому что в этом случае в акте просто сделают запись о соответствующем решении представителя организации. Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена приказом ФНС России от 6 марта 2007 года № ММ-3-06/106@.

Позже на основании этой бумаги инспекция по имеющимся у нее данным о проверяемой организации или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

И вот тут возникает резонный вопрос: на руку ли это фирме? Вероятнее всего – нет.

Что означает «по аналогии»? Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Суд да дело

А теперь разберемся, какова арбитражная практика по рассматриваемому вопросу. Стоит отметить, что она не очень многочисленна: компании нечасто рискуют отказать инспекторам во входе на территорию офиса, производственное или складское помещение.

Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Интересно ознакомиться с постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2011 года по делу № А70-9334/2010. Компания просила арбитров признать недействительным решение инспекции. Почему? В связи с воспрепятствованием доступа в здание ревизоры провели проверку в своем помещении и приняли решение о взыскании недоимки по единому налогу, НДФЛ, пеней и штрафов. По мнению организации, чиновниками была нарушена процедура проведения ревизии. Руководство фирмы настаивало, что в акте не было зафиксировано, когда, где и кому инспектор предъявлял служебное удостоверение и решение о проведении проверки, там же в документе не было указано, кто конкретно осуществлял действия по воспрепятствованию входа на территорию компании и в чем заключались эти действия. И вообще исцу было не ясно, имеют ли лица, мешавшие пройти в офис ревизорам, какое-либо отношение к проверяемой компании.

Однако арбитры на сторону фирмы не встали. Они подтвердили, что отсутствие в акте подписи проверяемого лица не является нарушением, так как в бумаге была сделана запись о том, что он отказался ставить на ней свой автограф.

Интересно, что руководство организации в момент судебного разбирательства заявляло, что оно имело возможность предоставить помещение для проведения налоговой проверки. Однако судьи признали, что этих слов недостаточно, ведь по факту инспекторов в офис так и не пустили.

Организация ссылалась на тот факт, что бухгалтерские документы находятся в сейфе в помещении, от которого нет ключа. Соответственно, представить бумаги нет никакой возможности. Суды пришли к выводу, что в такой ситуации ревизоры имели все права провести проверку на своей территории и определить сумму налогов, подлежащих уплате, по имеющимся у них данным о фирме.

Что же дал анализ этого постановления арбитров? Главный вывод, который можно сделать: если уж вы решились не пускать на свою территорию инспекторов, а их дальнейший расчет вам не понравился – оспаривать его нет смысла. Тем более бесполезно заявлять, что вы имели возможность предоставить помещение для контрольных мероприятий. Как говорится, после драки кулаками не машут. Поэтому если вы не пустили налоговиков, то нужно смириться с их решением.

Марина Скудутис, эксперт журнала "Расчет"

В статье мы рассмотрим, что собой представляет налоговая проверка? Как следует себя вести в случае налоговой проверки? Можно избежать либо отсрочить налоговую проверку, чтобы успеть привести документы в порядок? Что может быть поводом для осуществления налоговой проверки?

Какие виды налоговой проверки существуют

Налоговая проверка является основной формой налогового контроля – процессуальные действия со стороны уполномоченных органов по контролю соблюдения законодательства о налогах и сборах.

Налоговые проверки бывают следующих видов:

– выездные

– встречные

– камеральные

– дополнительные

– повторные выездные налоговые проверки

Выездная налоговая проверка

Считаются самым опасным видом налоговых проверок – поскольку львиная доля штрафов начисляется по их результатам.

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте ? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

Выездные проверки могут быть:

– выборочными (тематическими) и комплексными

– плановыми либо внеплановыми

– контрольными

– встречными

Комплексные и выборочные проверки

Комплексная проверка предполагает изучение правильности проведенных расчетов с бюджетом в отношении всех налогов. Выборочная проверка – по нескольким либо одному налогу.

Тематическая проверка – особый вид выборочной. Предполагается проверка не нескольких либо одного налога, а определенного направления деятельности. К примеру, проверка расчетов с поставщиками, применения налоговых льгот, экспортных сделок и пр.

Контрольная проверка

Для понимания, как прошла выездная проверка, у вышестоящих налоговиков есть право проведения еще одной – по аналогичным налогам и периодам. Такая проверка известна как контрольная.

Необходимо учитывать, что она не может проводиться инспекторами, которые у вас уже были. Если сначала пришли представители налоговой инспекции, то право повторного посещения есть у регионального управления.

  • Типовой договор на оказание услуг: образец, пояснения экпертов

Повторные проверки могут проводиться налоговой инспекцией лишь при одном условии – если компанией была предоставлена уточненная налоговая декларация, с указанием меньшего размера налога по сравнению с ранее заявленной.

Плановые и внеплановые проверки

При условии предупреждения о налоговой проверке заранее, она является плановой. Ситуация с внеплановыми проверками обстоит иначе – появляются инспекторы без предупреждения. Хотя такая практика является достаточно редкой, к примеру, если они знают о ваших планах уничтожить необходимые документы.

Основанием для проведения плановых проверок становятся годовые планы контрольной работы, также квартальные планы выездных проверок. Следует учесть, что нет универсальных критериев формирования планов. Но при этом налоговые органы придерживаются не случайного принципа выбора мест проверок. По мнению налоговых служб, каждая компания должна обеспечивать для бюджета доход, поэтому нужно выявлять факты неуплаченных налогов и начислять соответствующие штрафы. Поэтому в план выездных проверок включаются, прежде всего, предприниматели и компании, скрывающие налоги.

Также может вызвать подозрения у налоговиков резкое отличие данных отчетности компании и отчетностей у аналогичных предприятий. Либо у компании при одинаковом уровне выпуска товаров отмечаются серьезные различия в платежах по месяцам.

Встречная проверка

Встречная проверка – основана на проверке операций друг с другом 2 либо большего количества фирм. Несмотря на отсутствие в обновленном НК РФ понятия «встречная проверка», у инспекторов есть право проверки не только «подконтрольной» компании, но также партнеров.

Налоговики сами принимают решение о необходимости встречной проверки. Но в случае проверки экспортера, претендующего на возмещение НДС, его поставщику обязательно будет направлено требование предоставить документы.

  • Бизнес по-английски: как адаптировать зарубежные технологии для России

В числе вероятных причин встречной проверки становится отсутствие исковой фирмы – делового партнера компании. Налоговая служба в этом случае обычно отказывает принимать документы «потерянного» контрагента как подтверждающий факт расходов компании.

Рассказывает практик

Проблемы во время выездной налоговой проверки и их решение

Сергей Савсерис, Руководитель налоговой практики «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», Москва

  1. Инспекторы задают вопросы генеральному директору и главбуху. Во время общения с инспекторами нужно помнить про персонифицированную ответственность гендиректора за определенные правонарушения. Следовательно, у генерального директора и главного бухгалтера есть право отказаться предоставлять какие-либо объяснения, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ. Но существует опасность, что при подобном категорическом отказе с вашей стороны проверяющие начнут опрашивать других работников, которые по определенным причинам могут предоставить сведения, не соответствующие действительности.

Всё же проверяющим нужно давать адекватные сведения. Но не больше необходимого объема информации – не выходя за рамки своих должностных обязанностей.

  1. Налоговые инспекторы пытаются выяснить интересующую их информацию у рядового персонала. Чтобы избежать подобной ситуации, следует предоставлять ответы лишь в пределах своей компетенции. Также полезно предварительно назначить человека, который будет ответственен за общение с налоговыми инспекторами. Ему должны быть известны детали финансово-хозяйственной деятельности организации, отлично ориентируясь в должностных обязанностях представителей управляющего звена, документообороте, с компетентностью в данной отрасли и опытом сопровождения аналогичных проектов. Следует проинструктировать и остальной персонал компании, чтобы избежать непредвиденной передачи лишних сведений.
  2. Контролеры предъявляют претензии к налоговому учету Вашей компании. Обычно претензии выдвигаются в отношении недостаточной обоснованности определенных расходов для целей налогообложения. Чтобы избежать подобных проблем, гендиректор должен издать распоряжение, по которому руководители всех подразделений компании должны содействовать финансовой службе для подготовки внутренних актов об экономической оправданности расходов.
  3. Налоговики предлагают проводить выездную проверку непосредственно в инспекции. По общему правилу компания должна предоставить инспекторам помещение для проверки, с обеспечением нормальных рабочих условий. Если обеспечить этого не можете, инспекторы могут настаивать на проверке в ИФНС. Однако проверка в стенах инспекции предполагает множество опасностей:
  • У вашего главного бухгалтера нет возможности видеть, что заинтересовало инспекторов, из-за чего не подготавливается своевременно соответствующая доказательная база;
  • Неконтролируемый доступ инспекторов к документам;
  • Нет личного общения, которому при проверке отводится важное значение;
  • Инспекторы могут консультироваться между собой;
  • Нет полного контроля проведения проверки, без возможности оперативного исправления проблем во время неё;
  • Главный бухгалтер вашей компании должен будет везти множество документов, часто требуется регулярное посещение налоговой инспекции.

5. Налоговики затягивают сроки проверки, приостанавливают проверку. Срок выездной проверки по общему правилу составляет 2 месяца. Право приостановки проверки у инспекторов есть при следующих условиях:

  • С целью встречных проверок контрагентов. Может быть подобное приостановление лишь по 1 разу для проверки каждого контрагента;
  • При проведении экспертиз;
  • Для получения сведений от зарубежных государственных органов;
  • Для перевода иностранных документов на русский язык.

Необходимо оформление приостановления и возобновления проведения выездной проверки решением руководителя налогового органа. Общий срок приостановления не должен быть более 6 месяцев. Существует определенное исключение из данного правила – если за 6 месяцев налоговикам не удалось получить данные от иностранных государственных органов. В таком случае проверка может быть продлена еще на 3 месяца.

  1. Контролеры нарушают законодательство в ходе проверки. Данное явление должно быть документально зафиксировано вашим юристом либо главным бухгалтером. Если инспекторы в дальнейшем решат привлечь вас к ответственности, данные составленные документы могут стать основанием отмены постановления налогового органа.

Как проверить контрагента, чтобы потом он не предоставил проблем во время налоговой проверки

На самом деле нет особых сложностей в проверке противоположной стороны по договору, даже без ведома этой организации. С этой целью можно воспользоваться разными интернет-сервисами. В частности, такой бесплатный сервис на своем сайте представила и налоговая служба. Для работы с этим сервисом достаточно минимум информации, уделив задаче меньше часа. При наличии нескольких копий документов на руках удастся собрать необходимые сведения достаточно быстро и легко.

Использование сервиса ФНС (Федеральная налоговая служба) для проверки контрагента

Для работы с сервисом на сайте налоговой службы необходимо:

– Найти слева на главной странице раздел «Электронные сервисы».

– Посетить подраздел «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

В результате удастся получить ряд важных сведений:

– Выявление формально несуществующих фирм, индивидуальных предпринимателей с поддельными документами

– Полное название компании, в том числе для каждого филиала при их наличии

– Юридический адреc

– ОГРН/ОГРНИП с датой присвоения

– Если деятельность прекращена, будет указана дата записи о данном факте

Дополнительные налоговые проверки

Помимо основной информации, пользователям благодаря сервису доступна проверка выбранного контрагента также по другим параметрам в данном разделе. В частности, прокрутите на сайте немного вниз, чтобы увидеть 10 разделов под формой для заполнения – для поиска дополнительных сведений.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка предполагает изучение инспекторами документов, которые подлежат сдаче в налоговый орган в обычном порядке. И лишь при наличии определенных вопросов у инспектора есть возможность затребовать дополнительные данные. По результатам данной проверки обычно выявляется наличие арифметических ошибок в отчетности, производится сверка данных в документах.

У камеральной проверки двойное назначение:

– Контроль достоверности и правильности составления налоговых деклараций

– Основной способ отбора налогоплательщиков для осуществления выездной проверки

Рассказывает практик

Какие проблемы могут возникнуть во время камеральной проверки

Ольга Баранова, Заместитель директора департамента налогового и бухгалтерского консалтинга «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», Москва

При камеральной проверке у предприятия могут возникнуть проблемы при определенных условиях:

  1. Налоговики нарушают сроки проведения камеральной проверки. Обычно предметом в рамках данных проектов становятся декларации по налогу на прибыль и по НДС. Проверка НДС производится обязательно, если компания рассчитывает вернуть налог из бюджета. Для проверки у инспекторов есть 3 месяца, но этот срок нередко нарушается.

Выход из ситуации. Ожидаете в течение 3 месяцев. Если инспекторы спустя данный срок решение не вынесут, главный бухгалтер должен направить в инспекцию письмо с просьбой предоставить результаты проверки. В случае получения отказа вновь, главбуху или юристу следует подготовить судебное заявление о признании незаконность бездействия налоговой инспекции, также о возмещении НДС из бюджета.

  1. Перечень запрашиваемых документов не соответствует закону или предмету проверки. Налоговые инспекторы при камеральной проверке могут запрашивать ряд дополнительных документов у вашей компании. Регламентирован список ситуаций, когда это нужно делать, статьей 88 НК РФ.

Выход из ситуации. Если поступает требование предоставить документы, нужно поручить главному бухгалтеру проверку соответствия их перечня закону. Юрист должен ознакомиться с судебной практикой. Вполне вероятно, что некоторые дела подтверждают необоснованность требований со стороны инспекторов. Но представим ситуацию, когда контролеры в своем требовании правы. В таком случае нужно подумать, можно ли будет расценивать дополнительные документы не в вашу пользу. Для подстраховки главбуху нужно дать указание о предоставлении в налоговую инспекцию не только запрошенных бумаг, но и комментариев вместе с ними, даже если последние не требовались.

  1. Вы не успеваете подготовить запрашиваемые документы в срок.

Выход из ситуации. Если не успеваете с передачей налоговой службе в инспекцию всех документов, бухгалтеру нужно поручить составить заявление в налоговую о продлении отведенного срока, указывая причины подобной ситуации. Возможны ситуации, когда инспекция вашу просьбу не учитывает. Однако данное письмо будет ценным аргументом в вашу пользу при рассмотрении дела в судебном порядке.

11 причин для налоговой проверки вашей компании

Если при анализе выясняется, что у компании налоговая нагрузка ниже среднего по отрасли показателя более, чем на 10%, у налоговиков будет сигнал к проверке. Налоговики уверены, если налоговая нагрузка у компании менее 5-7% (если не используется упрощенное налогообложение либо единый налог на вмененный доход), она практически гарантированно экономит на уплате налогов.

2. Убытки в течение двух и более лет

  • Организации с убытками в налоговой отчетности в течение последнего календарного года при сохранении данной тенденции в отчетных периодах прошлого года;
  • Убыточность организаций с существенными вычетами из НДС;
  • Убыточные компании, которые выплачивают заработную плату меньше среднего уровня по отрасли;
  • Убыточные компании с положительной динамикой выручки от реализации.

3. Большие суммы налоговых вычетов

Если за год доля «входящих» вычетов по НДС от суммы начисленного налога у компании превышает 89%.

4. Темпы роста расходов превышают темпы роста доходов

При росте расходов в сравнении с предыдущим отчетным периодом, к примеру, в 1.8 раза, а рост доходов составил 1.2 раза, либо остались на прежнем уровне.

5. Зарплата работников ниже среднего уровня

6. Предельные значения при специальных режимах

Компании, перешедшие к уплате ЕНВД, ЕСХД либо к упрощенной системе налогообложения. Внимание налоговиков будет привлечено, если показатели деятельности в течение года вдвое превысили 95% от предельных величин, которые дают право использования специального налогового режима.

7. Договоры с перекупщиками или посредниками

Внимание налоговой инспекции привлекается следующими условиями:

  • Если компания не может выполнить обязательства по договору в результате недостатка материальных ресурсов, времени, сотрудников;
  • При операциях компании с товаром, не производящимся либо который не мог быть выпущен в объеме, отраженном документами бухгалтерского учета;
  • Осуществление операций не в месте нахождении организации;
  • При выявлении взаимозависимости участников сделки;
  • Проведение расчетов через один банк;
  • При транзитных платежах участников взаимосвязанных операций.

8. Компания получала уведомления налоговиков, однако пояснений не дала

9. Изменение местонахождения

Компании, которые пытаются сменить юридический адрес, с получением отсрочки для устранения нарушений, которые выявлены со стороны инспекторов, привлекают внимание.

10. Отклонение уровня рентабельности от среднего по отрасли

Если рентабельность активов либо продаж в компании ниже средних показателей по отрасли по аналогичному виду рентабельности – более, чем на 10%.

11. Взаимоотношения с подозрительными контрагентами

Какие документы должны предъявить налоговые инспекторы

У налоговых инспекторов есть право начала проверки лишь после предъявления решения о проведении проверки, также при предъявлении служебных удостоверений.

Помните : необходимо предоставление 2 указанных документов одновременно. Ведь само служебное удостоверение без предъявления разрешения еще не позволяет проводить проверку.

Как себя вести, если нагрянула налоговая проверка

Изначально следует попросить инспекторов продемонстрировать решение о проведении проверки и служебные удостоверения. Для проверки подлинности документов можно позвонить в налоговую инспекцию. Далее необходимо проверить, указаны ли в решении о проведении проверки пришедшие в вашу компанию инспекторы? Если в документе не указаны данные о каком-то из инспекторов, у вас есть право не допускать его к участию к проверке. Убедитесь в отсутствии отклонений от установленной формы в решении о проверке (к примеру, проверяемый период не был указан).

При наличии подобных отклонений у вас есть право отказа инспекторам. Но в этом случае можно рассчитывать лишь на временный эффект, ведь инспекторы придут вновь. Многие используют альтернативный вариант – позволяют инспекторам провести проверку, но затем такие основания позволят обжаловать её результаты в суде, избегая штрафов.

Также обязательно должна быть сделана копия решения. В противном случае будет невозможно подтвердить незаконность данного документа в суде.

Следует посмотреть, по каким налогам и за какой период инспекторы будут проводить проверку. Если по этим вопросам проверка уже проводилась, есть право отказа.

Если предоставленные документы в порядке, следует поставить на экземпляре решения дату и подпись – после слов "С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен". Если отказываете инспекторам в проверке, несмотря на корректно составленные документы, у них есть право самостоятельно устанавливать размер налогов, который вам предстоит уплачивать.

Рассказывает практик

Психологическая установки для прохождения налоговой проверки

Алексей Суховерхов , президент компании «Институт мастерства (ИнМаст)», Москва

Важен положительный психологический настрой – с уверенностью в успешном прохождении проверки. Чтобы добиться такого успеха, можно рекомендовать достаточно простой тренинг – представьте себе в начале проверки, что её уже удалось пройти, без выявленных нарушений. Постарайтесь представить себе подобное ощущение максимально отчетливо, поддерживая его во время самой проверки.

При проверке опытные контролеры стремятся не просто выявить имеющиеся нарушения, но также оценивают реакцию со стороны проверяемого. Поэтому, если будете вести себя так, что выражаете боязнь «на чем-то попасться», инспекторы начнут проверку еще более тщательно и комплексно. Предоставьте инспектору возможность найти недочеты – но только мелкие, а не серьезные проблемы.

Нужно добиться и оптимального психологического настроя среди сотрудников. Подчиненным нужно напомнить – инспекторы тоже люди, со своими задачами, целями и опытом. Если бы кто-то из сотрудников был на месте инспектора, то и действовал бы он аналогичным образом. Благодаря этому общение сотрудников с инспектором можно перевести из разряда противостояния ближе к взаимодействию.

Если выездная либо камеральная налоговая проверка компании привела к доначислению налогов, с утверждением штрафа, это не всегда свидетельствует об ошибках главного бухгалтера компании. Следует понимать наличие множества различных неясностей в нормах налогового законодательства, на многие вопросы ответ не может быть однозначным. Поэтому вырабатываться подходы к решению данных вопросов должны вырабатываться исходя из судебной практики, которая регулярно изменяется. Но опыт подтверждает – в свыше 70% ситуаций штрафы и пени оказываются необоснованными либо у налогоплательщиков сохраняются достаточные основания, чтобы оспорить постановление налоговой в суде.

Как инспекторы взыскивает недоимки, пени и штрафы

Если предприниматель либо компания не выполнили требования в отношении уплаты налога, штрафа либо пеней в отведенный срок, у налоговой инспекции есть возможность самостоятельно взыскать соответствующий долг.

Решение о взыскании недоимки и штрафа с индивидуального предпринимателя должно приниматься налоговыми инспекторами не позднее 2 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Еще 6 дней инспекции даются для информирования организации о принятом решении. Если срок в 2 месяца налоговой инспекцией будет пропущен, будет возможность взыскания недоимки, штрафов и пени лишь через арбитражный суд.

После решения о взыскании налоговая инспекция будет выставлять инкассовые поручения в банковские структуры, в которых обслуживаются счета компании. Налоговики за счет положений Налогового кодекса могут списывать средства с валютных и расчетных счетов. Нельзя взыскивать средства с депозитных (если не истек установленный срок) и ссудных счетов.

Как избежать налоговой проверки

В отношении предпринимателей предусмотрено систематическое проведение налоговых проверок, в любом случае их не удастся избежать. По крайней мере, предполагается камеральная проверка для анализа всех отчетов компании. Несдача отчетов будет выявлена, что приведет не только к штрафу, но также риску для предпринимателя оказаться в списке выездных проверок.

Поэтому нужно следовать принципам налоговой дисциплины, со своевременной подачей необходимых отчетов, с совершением платежей, установленных законодательством, чтобы минимизировать вероятность выездной проверки. Но в любом случае нужно быть всегда готовыми к возможному прибытию проверяющих, тем более, сегодня налоговые инспекторы обязаны информировать предпринимателей о планируемой проверке и предмете её проведения.

5 способов отсрочить время налоговой проверки, чтобы привести документы в порядок

Способ 1. Предложите налоговикам свои сроки представления документов

Компании для подготовки документов предоставляются 10 дней. Если бухгалтерии не удастся уложиться в отведенные сроки при оформлении всех документов, нужно направить просьбу об отсрочке на рассмотрение ИФНС.

Способ 2. Представьте документы в самый последний день

Возможна передача документов на рассмотрение налоговой инспекции лично, через представителя компании, электронным письмом либо заказным письмом по почте. Для этого, согласно Налоговому кодексу, предоставляются 10 дней с момента получения требования. Возрастет срок до 20 дней при выездной проверке консолидированной группы компаний. Измеряется указанный срок в рабочих днях по 5-дневной рабочей неделе.

Способ 3. Не позволяйте контролерам вывозить документы, если проверка проходит на территории Вашей компании

Компании выгодно, чтобы проверка осуществлялась в инспекции. Но порой более предпочтителен обратный вариант.

Способ 4. Не передавайте документы, если требование содержит неточные формулировки

Часто налоговики запрашивают документы в неправильной форме. Такие требования можно игнорировать, ведь для них установлена определенная форма на законодательном уровне.

Способ 5. Не передавайте документы, которые уже проверялись

У инспекторов нет права запрашивания бумаг, которые уже изучали в рамках камеральных и прочих выездных проверок. Хотя данная норма не действует в 2 случаях:

– Предоставление инспекции подлинников, в дальнейшем возвращенных компании.

– Утрата документов инспекторами из-за обстоятельств непредвиденной силы.

  • Искусство переговоров: как добиваться выгодного результата во всем

Инспекторам во всех остальных случаях нужно будет искать копии у себя или документально обосновать потерю документов, либо возможен вариант ознакомления с подлинниками документов на территории компании (нежелательный вариант для организации).

13 правильных ответов на каверзные вопросы при налоговой проверке

Вопрос №1. Почему компания получила небольшую прибыль?

Компания занимается продажей специфического оборудования, зависима от сезонности, к тому же сейчас испытывает некоторые трудности, так как привлекла большие займы. Организация молодая и только развивается.

Вопрос №2. Когда финансовые показатели организации изменятся?

Конкретный ответ на это вопрос лучше не давать, вполне подойдут общие фразы, например такие: «в следующих налоговых периодах», «в ближайшее время», «как только наладится сбыт».

Вопрос №3. Почему Вы закупаете товары и услуги по высоким ценам?

Компания ориентируется не только на цены, но и на качество услуг, сырья, сроки поставки. Поэтому стоит пояснить, что по остальным критериям поставщик наиболее оптимален. Например, он продает дороже, но предоставляет отсрочку платежа или предлагает доставку продукции.

Вопрос №4. Из-за чего в последнее время резко увеличилась доля вычетов по НДС?

Временное повышение доли вычетов можно объяснить ростом расходов на дополнительные услуги, покупкой крупной партии товара.

Вопрос №5. Почему Вы так часто меняете поставщиков?

Компания сама выбирает поставщиков и политику работы с ними. Во-первых, наличие только одного крупного контрагента не всегда выгодно. Во-вторых, компания пока не определилась с наиболее надежными поставщиками. В-третьих, новые партнеры продают товары на более выгодных условиях.

Вопрос №6. Вы работаете с однодневками?

Дайте отрицательный ответ, однако подготовьте доказательства проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов. Сообщите, что всех партнеров Вы проверяете на сайте ФНС в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Изучаете их судебную историю в картотеке арбитражных дел на сайте www.kad.arbitr.ru , а также потенциальную возможность банкротства в реестре сведений о фактах деятельности юрлиц на портале www.fedresurs.ru . Предоставьте данные, из которых видно, что Ваш партнер не однодневка. Например, сообщения в СМИ о работе организации или сайт в Интернете.

Вопрос №7. Чем объясняются низкие цены на вашу продукцию?

Возможный ответ: цена зависит не только от себестоимости, но и от рыночных условий. Если ее поднять, продажи существенно сократятся.

Вопрос №8. Почему зарплата сотрудников компании ниже минимального или среднего уровня по отрасли?

Объяснить можно, например, тем, что большинство сотрудников работают неполный день, или тем, что доходы персонала зависят от результатов деятельности компании. Подтвердить все эти доводы можно копией штатного расписания и положением об оплате труда. Кроме того, низкую заработную плату можно объяснить временными трудностями: падением спроса, сокращением рынка, кризисом.

Вопрос №9. Почему на балансе компании оборудования больше, нежели численность штата, способного им управлять?

Во-первых, часть оборудования компания может не использовать. Во-вторых, техника может быть полностью автоматизирована. А значит, большой штат компании не нужен.

Вопрос №10. Чем Вы объясните, что в день зарплаты со счета снимается больше денег, чем требуется?

Помимо зарплаты, компания выплачивает аренду, проценты по займам, также несет дополнительные ежемесячные расходы (например, на покупку канцтоваров). Заказывать сразу одну сумму в банке удобнее.

Вопрос №11. Почему у подчиненных зарплата больше или такая же, как у их начальника?

У руководителей фиксированная зарплата, а у подчиненных оклад плюс премия. Равенство доходов можно также объяснить большим количеством обязанностей сотрудников. Но если Вы хотите избежать лишних недоразумений, поручите отделу кадров изменить штатное расписание.

Вопрос №12. Почему долги перед контрагентами вы погашаете, а перед бюджетом – нет?

Компания вынуждена платить за материалы. Иначе при неисполнении обязательств поставщики расторгнут договоры и прекратят работать с компанией. Производство остановится, что приведет к банкротству. Тогда в бюджет вообще ничего не поступит. А так компания заплатит, только позже и с пенями.

Вопрос №13. Когда вы планируете погасить недоимку по налогам и сборам?

Если сумма большая и Вы сомневаетесь, что сможете ее погасить единоразово, поручите составить примерный график платежей. Главное, начать перечислять в бюджет хотя бы небольшие суммы. Тогда внимание налоговиков резко ослабнет.

Информация об авторах и компаниях

Ольга Баранова, заместитель директора департамента налогового и бухгалтерского консалтинга «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Аттестованный консультант по налогам и сборам, работает в области налогообложения и аудита около 10 лет. Имеет опыт аудиторских проверок, составления заключений по вопросам финансового права, разработки нормативных актов для клиентов по определению методологии ведения бухгалтерского и налогового учета, руководства проектами по проведению налогового аудита с целью выявления налогового потенциала и налоговых рисков, участия в судебных проектах.

Сергей Савсерис, руководитель налоговой практики «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Специализируется на спорах по гражданскому и налоговому праву, налоговому консультированию крупных российских и иностранных компаний, в частности, занимается вопросами недобросовестности налогоплательщика, проблемами налоговых последствий при изменении правовой квалификации договора, экономической обоснованностью расходов.

Алексей Суховерхов , президент компании «Институт мастерства (ИнМаст)», Москва.

«Институт мастерства (ИнМаст)» . Сфера деятельности: оказание услуг по подбору и обучению персонала, организации и проведению корпоративных и открытых тренингов по бизнес-психологии.