Политическая история парфянского царства. Энциклопедия Соседи римской империи парфянское царство


Парфянское царство

древнее государство, возникшее около 250 до н. э. к Ю. и Ю.-В. от Каспийского моря (коренное земледельческое население этой территории - парфяне) и подчинившее в период расцвета (середина 1 в. до н. э.) своей власти и политическому влиянию обширные области от Месопотамии до границ Индии; существовало до 20-х гг. 3 в. н. э. Около 250 до н. э. сакское кочевое племя парнов (дахов) во главе с Аршаком (родоначальником династии Аршакидов (См. Аршакиды)) вторглось в сатрапию Селевкидов Парфиену, или Парфию, незадолго до этого отпавшую от них. Парны завоевали её территорию, затем соседнюю область Гирканию. Селевк II после неудачной попытки восстановить свою власть в 230-227 до н. э. был вынужден признать власть Аршакидов над Парфией. В 209 Парфия была подчинена селевкидским царём Антиохом III (См. Антиох III). Воспользовавшись ослаблением Селевкидского государства, Парфия вскоре восстановила свою самостоятельность. Парпы были ассимилированы парфянами (восприняли их культуру, Парфянский язык и местные верования).

Около 170-138/137 до н. э. царь Парфии Митридат I завоевал восточные сатрапии Селевкидов: Мидию, большую часть Месопотамии, Элимаиду с Сузами, Парсу (Перейду) и часть Греко-Бактрийского царства (около 136 до н. э.). Однако дальнейшая экспансия П. ц. была приостановлена восстаниями греческих городов в Вавилонии, недовольных утратой своего привилегированного положения, а также наступлением кочевых племён саков у северо-восточных границ царства. Селевкиды, опираясь на поддержку недовольных греческих городов, предприняли попытки восстановить своё господство, завершившиеся разгромом армии селевкидского царя Антиоха VII в 129. Положение П. ц. после этого, однако, оставалось неустойчивым: парфяне утратили контроль над Сузами, в 128/127 до н. э. царь Харакены Гиспаосин захватил Вавилон, на восточных границах продолжалась борьба с кочевниками. Стабилизация наступила при Митридате II (около 123-88/87 до н. э.), завоевавшем занятую саками Дрангиану, затем Арейю и Маргиану, на З. - северную Месопотамию. Парфяне активно вмешивались в политическую борьбу последних Селевкидов в Сирии, под парфянским политическим влиянием находилась Армения Великая , где был возведён на престол Тигран II.

Первое соприкосновение парфян с Римом произошло в начале 1 в. до н. э. (в период борьбы римлян с понтийским царём Митридатом VI Евпатором (См. Митридат VI Евпатор)). По соглашению 92 до н. э. границей между П. ц. и Римским государством был признан Евфрат. При парфянском царе Ороде II (около 57-37/36 дон. э.) римские войска под команд. М. Лициния Красс а вторглись в Месопотамию, входившую в состав П. ц., но потерпели сокрушительное поражение при Каррах (См. Карры) (53 до н. э.). К 40 парфяне захватили почти всю Малую Азию, Сирию и Палестину. Это угрожало владычеству Рима на Востоке. В 39-37 до н. э. римляне восстановили свой контроль над этими областями. Но поражение Антония (См. Антоний) (36 до н. э.) в Мидии Атропатене приостановило продвижение Рима за Евфрат. Одновременно римляне попытались использовать внутреннюю борьбу в Парфии, где среди правящих слоев сложились две противостоявшие друг другу группировки. Рабовладельческая верхушка греческих и местных городов Месопотамии и Вавилонии, а также парфянская знать этих районов были заинтересованы в развитии торговли, тесных контактов с Римом; знать коренных районов Парфии, связанная с кочевыми племенами, занимала непримиримую позицию по отношению к Риму, стремилась к широким территориальным захватам. Борьба этих группировок, приводившая к гражданским войнам 57-55, 31-25 до н. э., достигла своего апогея в начале 1 в. н. э. После подавления в 43 длившегося 7 лет антипарфянского восстания в Селевкии на Тигре были лишены автономии греческие города. Усилился интерес к местной культуре, возросли антиэллинистические и антиримские тенденции. Хотя борьба за престол между преемниками Артабана III Готарзом и Варданом и ослабила Парфию, при Вологесе I (около 51/52-79/80) внутренняя стабилизация позволила вновь вести активную политику, результатом чего явилось утверждение в 66 на престоле Армении Великой брата Вологеса Тиридата I (см. Аршакиды армянские). Вскоре начался период резкого упадка Парфии, вызванный ростом местного сепаратизма, непрекращавшимися династийными распрями и набегами кочевников-алан. Это позволило римлянам жестоко опустошать западные области Парфии (114-117, 163-165, 194-198). Однако территории приобретения Рима ограничились только Северной Месопотамией, попытки аннексировать Вавилонию были безуспешными, главным образом из-за восстаний местного населения. Хотя парфянам удавалось временами наносить поражения римлянам, процесс политического распада государства остановить было невозможно. Практически независимыми были области Маргиана, Сакастан, Гиркания, Элимаида, Парса, Харакена, г. Хатра. Внешние и междоусобные войны истощили страну. В 224 правитель вассальной Парсы (Персиды) Ардашир (см. Ардашир I) нанёс Артабану V на равнине Ормиздаган решающее поражение, после которого П. ц. прекратило существование; его территория вошла в состав государства Сасанидов (См. Сасаниды), основателем которого был Ардашир I.

П. ц. не обладало однородной социальной структурой. В восточных областях основную массу населения составляли лично свободные крестьяне-общинники, эксплуатируемые государством. Постепенно формировались отношения личной зависимости крестьян от отдельных представителей знати - «свободных» (азатов), сословие которых включало как потомков парнской кочевой аристократии, так и верхушку парфянской земледельческой знати. Рабство, видимо, было развито слабо. В западных областях (Вавилония, Месопотамия, Элимаида) рабство играло более значительную роль, существовали и иные формы зависимости. Территория П. ц. делилась на сатрапии. Власть царя была ограничена советами родовой знати и жрецов. В сатрапиях имелись царские хозяйства, подати с которых поступали в царскую казну. Единой государственной религии в П. ц. не существовало. В восточных областях преобладали различные формы зороастризма, в Маргиане распространился буддизм, на западе - как греческие и старые вавилонские культы, так и различные синкретические учения, подготавливавшие манихейство, в конце парфянской эпохи начало распространяться христианство.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Первоначально искусство П. ц. выступало как одна из ветвей эллинистической культуры (См. Эллинистическая культура). В дальнейшем элементы эллинистического искусства, принесённого завоевателями, частично были вытеснены, а частично творчески переработаны местным населением. Для восточной части П. ц. были типичны храмы, которые по плану (квадратное святилище с 4 колоннами в центре, окруженное помещениями), возможно, восходят к древнему храму огня (храм в Персеполе, 3 в. дон. э.). Постройки дворцовых ансамблей обычно группировались вокруг центрального двора, в который выходили Айван ы (дворец на горе Кухе-Ходжа в Иране, 1-3 вв.). Наряду с привозными эллинистическими произведениями пластики в восточной части П. ц. распространились местные расписные глиняные статуи (в зданиях Нисы (См. Ниса)), мелкая пластика (в Маргиане (См. Маргиана)). Известны плоскостные и фронтальные наскальные рельефы (например, на скале Бехистун, первые века н. э.), фрагменты полихромных росписей дворца на горе Кухе-Ходжа. Среди изделий декоративно-прикладного искусства восточной части П. ц. выделяются ритоны из Нисы (слоновая кость, 2 в. до н. э.: иллюстрации см. т. 18, стр. 28 ), местных форм, с фризами на греческие и местные сюжеты.

Храмовая архитектура западной части П. ц. характеризуется наличием многих типов святилищ. Храмы вавилонского типа (внутренний двор, по периметру которого располагаются помещения) строились в Ниппуре; греко-римское влияние значительно в храмах Хатры. В крепостных и дворцовых сооружениях часто сочетались греческий Перистиль и местный айван (дворец в Ашшуре, 1 в. н. э.). Для архитектуры жилища (См. Жилище) характерен переход от принесённого греками «пастадного» типа дома к «айванному». В живописи (храмы Дура-Европос) и скульптуре (статуи царей и богов из Хатры) в первые века н. э. заметны тенденции к фронтальности композиции, плоскостности. Мелкая пластика характеризуется постепенным исчезновением греческих типов и обращением к местным сюжетам (лежащая богиня, всадник).

Лит.: Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961; Массон М. Е., Народы и области южной части Туркменистана в составе парфянского государства, «Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции», Аш., 1955, т. 5; Бокщанин А. Г., Парфия и Рим, [ч. 1-2], М., 1960-66; Дьяконов И. М., Лившиц В. А., Документы из Нисы. 1 в. до н. э. Предварительные итоги работы, М., 1960; Кошеленко Г. А., Культура Парфии, М., 1966; его же, Некоторые вопросы истории ранней Парфии; «Вестник древней истории», 1968, №1; Debevoise N., A political history of Parthia, Chi., 1938; Wolski J., L"historicité d"Arsace I, «Historia», 1959, Bd 8, №2; Ghirshman R., Persian art. The Parthian and Sassanian dynasties..., N. Y., : _Schlumberger D., L"orient hellénisé, P., 1970.

Г. А. Кошеленко.

Парфянское царство.

Дворец на горе Кухе-Ходжа. 1-3 вв. Разрез и план.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Парфянское царство" в других словарях:

    В период своего наивысшего могущества, ок. 60 до н. э … Википедия

    Современная энциклопедия

    Государство в 250 до н. э. 224 н. э. к юго востоку от Каспийского м. Название от парфян иранского племени. Территория в период расцвета (сер. 1 в. до н. э.) от Двуречья до р. Инд. Соперник Рима на Востоке. С 224 его территория входила в… … Большой Энциклопедический словарь

    Государство в 250 г. до н.э.Ч 224 г. н.э. к юго востоку от Каспийского моря. В период расцвета (середина 1 в. до н.э.) занимало пространство от Двуречья до реки Инд. Соперник Рима на Востоке. С 224 г. н.э. его территория входила в государство… … Исторический словарь

    Парфянское царство - ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО, государство в 250 до нашей эры 224 нашей эры к юго востоку от Каспийского моря. Территория в период расцвета (середина 1 в. до нашей эры) от Двуречья до реки Инд. Соперник Рима на востоке. С 224 его территория входила в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Парфянское царство. Краткая история

Селевкидское царство, оказавшееся наследником восточных владений Александра, стало уменьшаться в размерах уже через несколько десятилетий после своего возникновения. Особенно ощутимой для Селевкидов была потеря самых дальних восточных областей - Бактрии (современный Северный Афганистан и частично правобережье р. Амударьи) и Парфии (горы Копетдаг и примыкающие к ним долины Юго-Западной Туркмении и Северо-Восточного Ирана). Они были утрачены в середине III в. до х.э. во время междоусобиц двух селевкидских царевичей - Селевка и Антиоха.

Парфянский период длился дольше, чем ахеменидский: на него приходится без малого пять веков - со второй половины III в. до х.э. (отложение Парфии от Селевкидов) по первую четверть III в. х.э. (возвышение и окончательная победа над последними парфянскими царями династии Сасанидов). Но позднейшая иранская историческая традиция (восходившая к Сасанидам) не сохранила об этом периоде почти никаких сведений. "Их корни и ветви были короткими, так что никто не может утверждать, что их прошлое было славным. Я не слышал ничего, кроме их имен, и не видел их в летописях царей". Такая память осталась о парфянах к Х в. х.э., когда персидский поэт Фирдоуси писал свою "Книгу царей".

Парфяне вошли в мировую историю прежде всего как могущественные и коварные противники римских легионов, сражавшихся на Востоке. И до самого недавнего времени, не имея других источников, историкам поневоле приходилось смотреть на парфян глазами латинских и греческих авторов. Естественно, что взгляд их был недружелюбным и настороженным, а главное, беглым и весьма поверхностным. Так из-за неполноты и односторонности источников возникло представление о "темных веках" в истории Ирана, когда эллинистическое наследие оказалось в руках варваров-эпигонов, а духовная культура находилась в упадке. Только в XX в. стали появляться новые материалы (в первую очередь археологические находки), позволившие взглянуть на историю Пафянской державы по-новому.

С разной степенью подробности исследованы в настоящее время десятки городов и поселений парфянского времени на всей обширной территории государства. Яркую картину жизни небольшого пограничного римско-парфянского города удалось воссоздать благодаря работам в Дура-Европос на среднем течении Евфрата. В 20-30-е годы проводились раскопки одного из наиболее крупных эллинистических городов в Месопотамии - Селевкии на Тигре. Менее детально исследованы парфянские слои Ктесифона, одной из столиц Парфянской державы (тоже на Тигре). Проводились раскопки и ряда других городов - Ашшура, Хатры и др., начаты исследования одной из столиц - Гекатомпила, большие результаты дает исследование парфянских памятников в Южной Туркмении (т.е. в Парфии собственно), и в первую очередь многолетние раскопки остатков парфянского города Михрдаткерта (городища Старая и Новая Ниса в 16 км от Ашхабада). Здесь раскопаны несколько храмов, зданий общественного назначения и некрополь. Из наиболее интересных находок в Нисе следует назвать памятники парфянского искусства (глиняная и каменная скульптура, резные роги для вина - ритоны из слоновой кости). Но особое место занимает находка хозяйственного парфянского архива - написанные тушью на остраках (глиняных черепках) документы, учитывающие поступления вина с окрестных виноградников в царские погреба Михрдаткерта, а также его выдачу. Всего архив из Нисы содержит более 2500 таких документов, относящихся к I в. до х.э.

Основателем Парфянского царства считается Аршак - "человек неизвестного происхождения, но большой доблести..." (пишет римский историк Юстин). Его имя дало название династии Аршакидов. Не исключено, что Аршак был выходцем из Бактрии. Но основной силой, на которую он опирался, были северные соседи Парфии - кочевые племена парны (или дахи - название большого племенного союза, в который входили и парны).

Отложение Бактрии и Парфии от Селевкидов относят к середине III в. до х.э., но захват власти Аршаком произошел несколько позже, вероятно в 238 г. до х.э. Первые десятилетия существования Парфянского царства были заполнены напряженной борьбой за расширение владений и отражением попыток Селевкидов вернуть себе власть над мятежной областью. В 228 г. до х.э., когда на парфянском престоле находился уже брат Аршака I Тиридат I, только помощь кочевых среднеазиатских племен спасла парфянского царя от поражения во время похода на Парфию Селевка II. В 209 г. до х.э. сын Тиридата I был вынужден, уступив часть владений, заключить мир с селевкидским царем Антиохом III, совершившим победоносный поход на восток.

К этому времени под властью Аршакидов уже находились богатая прикаспийская область Гиркания и частично Мидия. Но окончательное превращение Аршакидов из скромных владетелей сравнительно небольшой области в могущественных повелителей мировой державы - "Великой Парфии" - произошло только при Митридате I (171-138 гг. до х.э.). К концу его царствования владения Аршакидов простирались от гор Гиндукуш до Евфрата, включая (кроме собственно Парфии и Гиркании) на востоке области, отвоеванные у Греко-Бактрии, а на западе - большинство областей Ирана и Месопотамию. Селевкиды безуспешно пытались противостоять напору Аршакидов: Митридат I взял в плен и поселил в Гиркании Деметрия II Никатора, а сын и преемник Митридата I Фраат II (138-128-27 гг. до х.э.) упрочил завоевания парфян, нанеся в 129 г. до х.э. поражение Антиоху VII. Парфянская экспансия на запад временно приостановилась, когда державе Аршакидов с востока стала угрожать нахлынувшая из степей Центральной Азии волна кочевых племен (в китайских династийных хрониках это племенное объединение, в состав которого входило и племя кушан, носило название "юэчжи"; античные авторы называли их тохарами). В борьбе с этими племенами нашли свою смерть и Фраат II, и правивший после него Артабан I (128-27 - ок. 123 гг. до х.э.). Дальнейшее продвижение этих племен удалось остановить только Митридату II (ок. 123 - ок. 88 гг. до х.э.). Упрочив границы своего царства, Митридат II сумел "присоединить к Парфянскому царству многие страны". Особенно активной была его внешняя политика в Закавказье (в частности, в Армении).

В 92 г. до х.э. Митридат II, отправив посольство к Сулле, открыл совершенно новую страницу во внешней политике Парфянской державы - контакт с Римом. В последующем отношения между двумя государствами имели далеко не мирный характер. Парфия оказалась главной силой, препятствовавшей проникновению Рима на Восток. Борьба, для которой находилось немало поводов, шла с переменным успехом в течение трех веков: закованных в цепи парфян разглядывали на нарядных улицах Рима во время очередного триумфа, а тысячи римских легионеров изведали тяготы плена в глубине Парфянской державы.

Самую яркую победу парфянам в этой борьбе принес 53 год до х.э., когда в битве при Каррах (Харран в Верхней Месопотамии) римское войско потерпело сокрушительное поражение (только убитыми римляне потеряли 20 тыс.).

В 52-50 гг. до х.э. парфянами была оккупирована вся Сирия, в 40 г. до х.э. парфянскую конницу видели у стен Иерусалима. В 39 и 38 гг. до х.э. успех был на стороне римлян, но в 36 г. до х.э. снова полной неудачей окончился большой поход римского войска против парфян. На этот раз римлян возглавлял Марк Антоний. Это произошло уже в царствование Фраата IV (38-37-3-2 гг. до х.э.), использовавшего победу для установления длительных мирных отношений с Римом. В 20 г. до х.э. Фраат IV совершил важный дипломатический шаг, который произвел огромное впечатление в Риме, - возвратил пленных и штандарты римских легионов, захваченные после побед над армиями Красса и Антония. После этого крупных столкновений между Римом и Парфией не было более ста лет.

Но в 115 г. х.э., уже при императоре Траяне, Армения и Месопотамия были объявлены римскими провинциями. В 116 г. х.э. создается новая римская провинция - "Ассирия", а войска Траяна вступают в Селевкию и в парфянскую столицу Ктесифон, где захватывают "золотой трон" Аршакидов. Только смерть Траяна (117 г.) поправила дела парфян. Однако в 164 г. х.э. (при императоре Марке Аврелии) римляне снова вторглись в Месопотамию, сожгли Селевкию и разрушили царский дворец в Ктесифоне. В 198-199 гг. армия императора Септимия Севера нанесла новое сокрушительное поражение парфянам и захватила в Ктесифоне царские сокровищницы и 100 тыс. пленных. Победа последнего парфянского царя, Артабана V (213-227), над римлянами в 218 г. возвратила Аршакидам Месопотамию, но их трон уже сотрясался в это время под ударами внутреннего врага - возвысившейся в провинции Парс династии Сасанидов, которым предстояло не только поставить последнюю точку в истории Аршакидов, но и продолжить их борьбу с Римом.

Список литературы

1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.world-history.ru/

(330-150 до н. э.).
Аршакиды (247 до н. э. - 224 н. э.).

Парфянское Царство было основано племенами, пришедшими с севера, часть этих племён во времена Парфии оставалась на берегах Аральского моря. Это были сарматы, скифы и массагеты - прародители ряда современных индоевропейских народов, в том числе славян.
В V-III вв. до н.э. массагеты были одним из прославленных своими победами народом. Тогда они отражали натиск переднеазиатских держав - Ассирии, потом Ахменидской Персии и других государств.
Аршак возглавил парнов (или дахов) - кочевников, которые жили в степях между Амударьёй и Каспийским морем. Парны были племенным союзом, названным так по одному из племён, входивших в него.
В III в. до н. э. начались затяжные войны между Селевкидами и Птолемеями за южную Сирию («сирийские войны»). Центр тяжести политики Селевкидов переместился на запад, тогда как восточные сатрапии рассматривались лишь как объект эксплуатации. В результате этого к середине века от Селевкидов отпал ряд восточных областей, во главе которых стояли греческие наместники: Диодот в Бактрии, Евтидем в Согде и Андрагор в Парфии.
Вскоре в Парфию вторглись парны во главе с Аршаком. Андрагор погиб, контроль над страной перешёл в руки Аршака. Это произошло, скорее всего, в 247 г. до н. э., хотя называют и другие даты.

Династия Аршакидов

247 г. до н.э. Аршак I основал Парфянское царство/"Страна Аньси"/страна асов .
247 г. до н.э. - 224 г. н.э. в Парфии правит династия Аршакидов (Арсакидов). Родоначальник Аршакидов - Аршак являлся вождём племени парнов. Аршак I - основатель Парфянского царства, родоначальник династии Аршакидов, «человек неизвестного происхождения, но большой доблести» (по свидетельству римского историка Помпея Трога). Не исключено, что Аршак был выходцем из Бактрии.
Селевкидский царь Селевк II укрепил позиции на западе и начал войну (230-227 гг.до н. э.) с целью возвратить потерянные «верхние сатрапии». Первоначально селевкидские войска имели успех, но затем парфяне при поддержке кочевых племён (апасиаков) сумели одержать победу. Хотя она и не была решительной, мятежи в Сирии не позволили Селевку продолжать войну.
Аршак в городе Ассак провозгласил себя царём Парфии. В древности была страна Аньси. Так она называется в китайских источниках. Другое её название - Парфия. Именно город Арсаак с его освновой "Ас" дал имя Аньси с той же основой "Ас", "Анс". Вечный огонь в городе Асааке упоминается Исидором Харакским ("Парфянские стоянки", 11-13), это символ мировоззрения того времени. Сам же город располагался в области Астауэна, содержащей ту же основу "Ас". По соседству располагалась другая область Парфии (её древнее ядро) - Парфиена с гробницей царей (обожествлённых предков). Город, где находились гробницы, так же назван. Это Парфавниса или Нисая, причём Исидор Харакский указывает, что Нисая - греческое название. надо полагать, в самой Парфии было гораздо более распространено местное название - Парфавниса. Старая Ниса и Новая Ниса - эти названия дожили до сегодняшнего дня. Городища расположены под Ашхабадом.
«…Большой горный хребет тянется с северо - востока на юго-запад (Урал). Он отделяет Великую Швецию (Великую Скифию) от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок (Туркмения). Там были у Одина большие владения…» Китайский путешественник Чжан Цянь указывал: "От Давани до Аньси, хотя и говорят различно, но в обыкновениях весьма сходствуют и в разговорах понимают друг друга..." "Государство Давань располагалось в Фергане (Узбекистан) и горах Тянь-Шаня. Аньси - это Парфия".
"Они бородатые, выпуклоглазые, и по большей части высокорослы и светловолосы. Они искусные в торговле и ремесле. Это древние земледельцы и скотоводы, оседлые племена и полукочевые".
С кушанских и парфянских фресок и росписей на нас смотрят своими выпуклыми глазами бородатые арийцы, создавшие миф об Асгарде и воплотившие его в одном из арийских государств-в Аньси-Парфии.

Культ обожествления предков

АСГАРД - , парализованной ростом в историческом Слое христианства. Катастрофа произошла в 12-м веке.

Асгард

Жилище асов называется Асгард (затомис). Расположен Асгард близ Идавелль-поля. Когда боги только начинали строиться, пришёл к ним мастер - великан и обещал за три полугодия построить крепость, неприступную для великанов, а в награду потребовал богиню Фрейю, солнце и луну. По совету Локи асы согласились, но когда они увидели, что великан успеет построить крепость в срок, то пригрозили Локи лютой смертью, если он не помешает мастеру выполнить условия сделки. Пришлось Локи пойти на хитрость. Великану помогал в работе конь Свадильфари. Превратившись в кобылу, Локи отвлекал коня от работы, и строитель не успел закончить её в срок. Понял великан, что обманут, и впал в ярость. Тогда асы позвали Тора, и он убил великана своим молотом. А у Локи родился жеребёнок о восьми ногах - будущий конь Одина Слейпнир.
С начало боги воздвигли святилище с двенадцатью тронами и престолом Одина. Всё в нём как из чистого золота, и называется оно Чертогом Радости. Потом построили они столь же прекрасное святилище богинь - Вингольв и дом, в котором поставили кузнечный горн, и сделали наковальню, молот и другие орудия. Делали они вещи из камня, из дерева и из металла, что зовётся золотом. И поэтому назывался тот веком золотым.
Из камней, которые лизала корова Аудумла, возник человек Бури. Его сын Бор взял в жёны Бестлу, дочь великана Бельторна, и родились у них три сына (три культуры, три демиурга) - Один, Вили и Ве.
Один - Отец всех Павших. Ему принадлежит чертог, который называется Валгалла. Живут в нём эйнъерии - павшие в бою храбрые воины. Отбирают воинов в Валгаллу валькирии, прислуживающие им там во время пиров.
На пирах в валгалле пьют эйнхерии медовое молоко козы Хейдрун, которая щиплет листья ясеня Иггдрасиль, и едят неиссякающее мясо вепря Сэхримнира - его варит повар Андхримнир в котле Эльдхримнир. Один же бросает всю еду двум волкам - Гери и Фреки - и пьют только вино. На плечах у него сидят вороны Хугин и Мунин. От них он узнает обо всём, что происходит на свете.
У входа в Валгаллу-ворота Вальгрид, а перед ними-Роща Гласир ("Сияющая"), все листья в ней как бы из красного золота.
Один часто является в виде змеи, ворона, орла, коня и волка. Это бог магического знания, знающий руны - сакральные письмена… чтобы узнать руны, сам себя приносит в жертву и, пронзённый собственным копьём, девять дней висит на ясене Иггдрасиль (Древо Жизни).

Восточные руны

Общее начертание и все элементы божественных скандинавских рун соответствуют найденным в Монголии (более старым).
Божественные Руны II тысячелетия до н.э. оставлены на скалах Монгольского Алтая. Вместе с ними на скалах изображены Солнце, кони, хищные звери. В местах их находок (долина Цаган-Гол) совсем не встречаются тюркские Руны. Знаки и рисунки выбиты на тёмных выходах скал.
Те же арийские тамги, или руны, прослеживаются в последующие века в Средней Азии и в Причерноморье.
Потомком Велеса почитается Арий Оседень (Ясон), у него был брат Троян. У Ария и Трояна был отец Двоян и дед Один. Один считался воплощением Велеса. Сотворение Рун Одином произошло в результате мистического прозрения, когда Один пронзил себя копьём на Мировом Древе, ясене Игдрассиль.
"Ведомо мне, что висел я на ветреном древе
Девять целых ночей, пронзённый копьём,
Отданный Одину, себе самому;
На Древе, о котором никто не знает,
Откуда корни его восходят.
Они не давали мне ни еды, ни рога (питья);
Я вглядывался вниз, я ловил Руны,
И сколь учил их, столь плакал..."
Одинец, владыка Асъ-града, дал праславянам и праскандинавам руническую письменность. Земной Один передал Руны асам (ясуням), Даин передал Руны альвам, Двалин передал Руны двергам, а Алевид передал их великанам-йотунам. И было это у Ирийского Древа, у истоков священной Ра-реки (Волги).
В Скандинавии журавль ассоциировался с Одином, которому в облике рун были открыты "живые шифры" Вселенной. Шаманы древней Британии и Северной Европы носили мешочки, сделанные из кожи журавля, в которых хранились руны или другие предметы силы.
Крылатый конь фигурирует в мифах и преданиях большинства мировых культур. В скандинавских мифах это был Слейпнир, восьминогий скакун, уносивший бога Одина в иные миры. Его зубы были расписаны рунами, указывая на то, что он носит в себе язык Космоса.

Славянские руны

СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ представляют из себя смешение северных и южных Рун. Славянские Руны использовались не только для передачи звуков речи. Руны почитались священным даром богов и предков, им приписывалась волшебная сила. Овладение тайнами Рун почиталось необходимым для гадания по Рунам, для наделения силой оружия (на котором высекались руны), для совершения волшбы. Каждый род имел родовой знак, вязанный из рун. Славяне полагали, что Руны давали покровительство пращуров. Главный рунический ряд был выстроен по славянскому Зодиаку.

Тюркские руны

К VIII в. н.э. относятся самые ранние из дошедших до наших дней памятников тюркской письменности. Выполнены они на камне и состоят из одних согласных букв(гласные подразумевались)-такие тексты носят название рунических. На некоторых скалах уцелели записи чёрной и красной тушью, указывающие на использование писчих приборов, кисти, тростникового пера. В курганах поблизости находят перочинные ножи, была также найдена и чернильница.
Изложены тюркские руны при помощи разных алфавитов, но на одном и притом вполне литературном языке. Известно, что первые письменные свидетельства о тюркоязычных народах относятся к III веку до н.э.
По тюркским рунам Центральной Азии и Южной Сибири можно судить о степени образованности разных слоёв общества того времени. Тексты, например, нанесённые на скалы в Хакассии, Туве и Монголии, подписаны титулованными именами феодалов IX-X вв. н.э. О своём высоком социальном положении знать напоминала даже там, где уместнее было бы смирение. На стенах некоторых восточно-туркестанских храмов VII-XII вв. н.э. указаны титулы, не имеющие себе равных по пышности. Эта традиция распространялась на всех членов аристократических семей.
По надписям на енисейских и орхонских памятных стелах можно судить о том, что их авторы и исполнители были профессионалами.
Среди текстов попадаются церковные гимны, легенды, религиозно-философские записи и т.д. Некоторые из них содержат тысячи знаков и частично изложены на среднеперсидском и иных языках. Составление подобных текстов требовало знаний в разных областях науки, и можно утверждать, что в эпоху рунического письма у тюрков уже существовал особый образованный слой.
Бальдр (сын Одина, культура родственная культуре Одина),самый красивый и мудрый из асов, жил в чертоге Брейдаблик ("Широкий блеск"), прекраснее которого нет в Асгарде. Вдруг стали ему сниться сны, предвещающие опасность. Тогда Фригг взяла клятву со всех вещей и существ, что они не тронут Бальдра. А когда она рассказала об этом, стали Бальдр и другие асы забавляться: Бальдр становился на поле тинга (собраний), а другие бросали в него каменья, пускали стрелы, рубили его мечом. Но ничто не вредило Бальдру. Его неуязвимость пришлась не по душе завистливому Локи. Выведал он у Фриг, что не взяла она клятвы с молодого побега омелы, растущего к западу от Валгаллы. Вырвал Локи этот побег и пошёл на поле тинга. Там дал он побег слепому Хеду, и тот метнул его в Бальдра, как ему указа Локи. Пронзил прут Бальдра, и упал он мёртвым на землю. И было это величайшее горе для богов и людей. Асы перенесли тело Бальдра к морю и положили в ладью, но только великанше Хюррокин удалось столкнуть эту ладью в воду. Не выдержав горя, умерла жена Бальдра Наина (соборная душа этого народа), и её сожгли в ладье вместе с Бальдром. А брат Бальдра Хермод отправился к хозяйке царства мёртвых Хель, чтобы вернуть его назад в Асгард. И обещала Хель, что Бальдр вернётся к асам, если всё живое и мёртвое на земле будет по нему плакать. И плакали все, кроме великанши Текк, а был это перевоплотившийся Локи. И остался Бальдр в царстве мёртвых. Сурово отомстили асы Локи за Бальдра. Поймали они его и связали кишками, а Скади повесила над лицом Локи ядовитую змею, яд которой приносил ему мучения, хотя жена его Сигюн и подставляла чашу под капающий яд. Когда капли яда попадали на Локи, он содрогался, вызывая землятрясения. И мучиться ему до конца мира. У каждого аса в Асгарде свой чертог. Чертог Одина (демиург), украшенный серебром, называется Валаскьяльв. В нём восседает он на престоле, который зовётся Хлидскъяльв. Отсюда он видит все миры.

Бог Тор


Бог Тор

Сыном Одина считается Тор, сильнейший из всех богов и людей. Владения Тора называются Трудвангар ("Поля Силы"), или Трудхейм. Там находится его чертог Бильскирнир, самый просторный в Асгарде: он вмещает пять сотен покоев и ещё сорок. Ездит Тор в колеснице, запряжённой двумя козлами. Есть у него три сокровища - молот Мьёлльнир, пояс силы и железные рукавицы, которые он надевает, когда хватается за молот. Тор защищает Асгард и Мидгард, мир людей, от великанов...
В чертоге Ноатун ("Корабельный сарай"), что расположен на небе и одновременно у моря, живёт Ньёрд. Он очень богат, управляет ветром, морем и огнём, покровительствует мореплаванию, рыболовству и охоте на морских животных. Сын Ньёрда Фрейр - самый славный из асов. Он - бог урожая и богатства, которому подвластны дожди и солнечный свет.
Дочь Ньёрда зовут Фрейей. Это богиня плодородия, любви и красоты. Ездит она в колеснице, запряжённой двумя кошками, а живёт в просторных и прекрасных палатах Сессрумнир, которые находятся в чертоге Фолькванг ("Поле боя"). С поля брани забирает Фрейя половину убитых, а другая достаётся Одину. Мужа Фрейи зовут Од. Он отправился в дальние странствия, а Фрейя ищет его и плачет по нему золотыми слезами. У них есть дочь Хносс ("Сокровище"), которая так прекрасна, что всё прекрасное в мире зовётся её именем.
Ньёрд и Фрейр по происхождению ваны (атланто-арийская культура). Боги - ваны живут в стране, которая называется Ванахейм.
У чертога, что зовётся Секквабекк, плещут холодные волны. Живёт в нём богиня Сага. Каждый день пьёт она с Одином из златокованных чаш.
И ещё живут в Асгарде богиня-врачевательница Эйр, юная дева Гевьон, Фулла с распущенными волосами и золотой повязкой на голове, богиня любви Сьёвн и богиня славы Ловн, умная и любопытная Вёр, от которой ничего не скроешь, мудрая Снотра. Вар подслушивает людские клятвы и обеты. Сюн сторожит в чертогах двери, чтобы не вошли в них те, кому не дозволено. Хлин бережёт всех от опасностей. Она скачет на своём коне в разные страны с поручениями от Фригг.
В краю, покрытом кустами и высокими травами, живёт молчаливый ас Видар, ещё один сын Одина. Он сильный почти как Тор и отомстит за своего отца во время гибели богов (гибель культуры Асгарда).
А сын Бальдра Форсети ("Председатель тинга") - владелец палат Глитнир, которые убраны столбами из золота и покрыты серебром. Так он разрешает споры, и все уходят от него в мире и согласии.
Тюр - бог победы, он самый отважный и смелый.
На краю небес, у самого моста Биврест, в чертоге Химинбьёрг (Мир Архангелов) живёт Хеймдалль, белый ас, страж богов, охраняющий их от великанов. У него есть рог Гьяллархорн, в который он затрубит перед концом мира".
В древнем сказании о Хельги можно найти валькирию, открыто покровительствующую герою. Она же его возлюбленная.
Подчиняются валькирии Одину, участвуют в присуждении побед и распределении смертей в битвах. И не только переносят воинов в Валгаллу, но ещё и подносят им питьё, следят за пиршественным столом. Одну из валькирий верховный ас примерно наказал за то, что она отдала победу не тому, кому следовало. Это страшное наказание для валькирии: она больше не могла участвовать в битвах и обязательно должна была выйти замуж.
Их имена: Хильд - "битва", Херфьётур - "путы войска", Хлёкк - "шум битвы", Христ - "потрясающая", Мист - "туманная", Труд - "сила"... Всего их 12.
В музеях Ашхабада и Москвы есть крылатые девы, изображённые на монетах и печатях Парфии. Они женственные, красивые, их крылья похожи на крылья ангелов..."
"Ардвисура Анахита - богиня-мать и богиня священных вод Асгарда. Ардви - означает воду.
Есть глаза - самоцветы, что солнечным
Светом полны.
Глаза Анахиты сияют собственным
Светом, как звёзды,
Как розы небесные!
Только не хватит сравнений,
В Асгарде цветов не хватит
С их ароматом,
Под золотыми кронами рощи Гласир,
Чтобы оттенки глаз богини
Запечатлеть.
Волна живых волос
Лучиста. Нет слов -
Ищу слова.

Пусть тайна не умирает... Анахита - это Багбарту - супруга, урартийского бога Халди, Афродита, которую чтили греки и Царевна-Лебедь (Богиня-Лебедь)".

Прототип Небесного Асгарда (Затомис) - города богов располагался в предгорьях Копетдага (Туркмения, Иран). На западе Асгард называли Нисой. Ниса, духовный центр Парфии, занимал две возвышенности поблизости от современного селения Багир неподалёку от Ашхабада. На одной из двух возвышенностей - царская крепость Аршакидов, там находились дворцы с хозяйственными службами, храмы, винохранилища, место пребывания гвардии. Это место называется сейчас Старой Нисой. Это была резиденция парфянских владык. Отдельные архитектурные объекты здесь исследованы. Удалось восстановить приблизительный облик некоторых из них.
Асгард был духовным центром самого сильного и обширного из государств Востока. Он был усыпальницей, городом поклонения древним царям, городом храмов и мавзолеев, удивительных сокровищниц царей Парфии.


Асгард. Валгалла – дворец скандинавского бога Одина в предгорьях Копетлага. Реконструкция.

Валгалла - Круглый храм Старой Нисы. В плане внешний контур стен этой постройки образует квадрат, а внутри располагалось единственное круглое помещение диаметром не менее 17 м. ("круглый замок", "Круглый храм" Старой Нисы). Высота стен этого круглого зала достигала 12 м. Стены состояли из двух ярусов. Первый ярус сиял белизной. Во втором ярусе (с высоты 6 м.) располагались колонны и раскрашенные статуи двенадцати асов (богов) во главе с Одином. Статуи второго яруса из глины-сырца. Обожествлённые предки, асы, встречали здесь гвардию и других воинов. Это их статуи вызывали как бы эффект их присутствия. В "Младшей Эдде" говорится, что Один пировал с воинами вместе, но никогда не притрагивался к еде, ему достаточно было одного вина. Двухъярусность "Круглого храма" соответствует особенностям других памятников, например, "Квадратного зала" в Старой Нисе. Площадь "Квадратного Зала" около 400 кв. метров, высота потолков достигала 9 м. Между колоннами в специальных нишах были установлены глиняные раскрашенные скульптуры. Они появились лишь в начале нашей эры, а до этого, вероятнее всего, зал служил для приёмов. Он располагался в центральной части Старой Нисы и был связан в единый ансамбль с Валгаллой.

"Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или жилищем асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались диями, или владыками" (Сага об Инглингах, II).
В "Квадратном Доме" располагались двенадцать однотипных помещений с сокровищами и произведениями искусства. Каждая из комнат была посвящена одному из двенадцати асов. Когда дары асам из разных земель наполнили эту сокровищницу, дверные проёмы комнат один за другим были замурованы и опечатаны. Это сделали жрецы. Жрецы в скандинавских мифах нередко отождествлялись с самими асами, и никто не смел входить в комнаты-сокровищницы после них.
Со временем все комнаты сокровищницы асов были заполнены дарами, поступавшими от многих родственных племён и даже из далёкой Фракии. После этого строится второй ряд кладовых. Но и эти кладовые были заполнены, и снова сокровищница асов расширяется.
В одной из комнат-сокровищниц хранились ритоны из слоновой кости высотой от 30 до 60 см. Они датируются II в. до н.э. Эти ритуальные сосуды оканчивались внизу фигурками животных и фантастических существ, многих из них можно узнать по описанию в исландских сагах. Некоторые из ритонов очень похожи на фракийские той же эпохи. Верхняя часть ритонов украшена рельефными фризами. Сокровищница с ритонами принадлежала главному богу Одину. В "Младшей Эдде" сказано, что ему не надо угощений, а нужно лишь вино. А рядом с сокровищницей располагалось большое винохранилище.
Внутренний двор, окружённый кладовыми, обведён колонным портиком. Владения Парфии простирались до Индии. В Старой Нисе найдены детали мебели, они из слоновой кости.

Идавелль-поле ("ида" - занятие, деятельность, исландское "вала" и русское слово "валун"- округлый камень, латышское "вельт" и древнеиндийское "валати" - "поворачивать", а также "катать") - "занятие шаром", "занятие катанием". Это поле для игры с шаром.
В "Прорицании вёльвы" говорится, "Встречаются асы на Идавелль-поле, о поясе мира могучем беседуют и вспоминают о славных событиях и рунах древних великого бога. Снова должны найтись на лугу в высокой траве тавлеи золотые, что им для игры служили когда-то". Идавелль-поле переводят как "вечнозелёное поле", "сияющее поле", "поле неустанной трудовой деятельности".
Шары для игры были сделаны из гипса, внутри них остатки растений. Сухие растения облегчали вес такого шара, делали его прочнее. Игра велась на поле, напоминающем современный стадион.
Поле, похожее на стадион, расположено близ Мансурдепе, недалеко от Нисы. Там собирались асы для игр и бесед.
Второе поле с гипсовыми шарами было в самой Нисе в центре Асгарда.
В Осетии когда-то тоже была распространена подобная игра - "игра в камни":
Раз на заре-ещё едва светало -
Отборные от каждого квартала
Все юноши с оружием вышли к бою,
Чтоб забавляться нартскою игрою.
К поляне игр участники стекались
И к состязанью там приготовлялись,
К борьбе сынаг, к метанию камней,
И лишь тогда оставили коней,
Когда уж были в поле для игры...
Вот начали играть: катали камни,
Испытывая силы в состязанье.
Вот первый камень катится с горы,
Гремит и скачет первенец игры.
Но Урызмаг рукой, что было сил,
Огромный камень на лету схватил.
Несутся камни, Урызмаг их ловит
И новый ряд камней уже готовит.
Хамыц же быстро камни те берёт,
По одному Борсе передаёт.

На втором холме находилась Новая Ниса . Храм Новой Нисы был сооружён в III-II вв. до н.э. и разрушенный в I в. до н.э. Храм возведён на платформе, сложенной из сырцового кирпича. Высота платформы - около метра. Тыльная часть его примыкала к городской стене, с трёх сторон оно было окружено колоннами. Вход располагался в центре длинной стороны. Здание это двухъярусное. Нижний ярус соответствовал по высоте колонному портику. Его украшали пристенные полуколонны и терракотовые плитки. Полуколонны и узкая полоса фриза были чёрными. А вся стена первого яруса - малиновая ("как бы из чистого золота"). Верхний ярус - белый ("он как бы из серебра").


Асгард. Храм у городской стены. Реконструкция.

У этого святилища (Новой Нисы) располагалась "Роща Гласир ".
В городе асов росли деревья с золотыми листьями. "Младшая Эдда" помнит о целой роще таких деревьев. Роща называлась Гласир. Золотая листва её радовала глаз. Речь идёт о декоративных персиковых деревьях с пурпурными листьями. Латинское название этой разновидности как важнейший признак отмечает золотой цвет листвы. Точнее, это цвет червонного золота (Щепотьев Ф.Л. Дендрология. М.- Л., 1949,с. 193).
В Копетдаге находились лишь культовые центры, посвящённые асам, обожествлённым предкам парфян и скандинавов. Эти предки пришли из юго-западной Монголии через Среднюю Азию (район плато Устюг), затем часть их спустились к Копетдагу. Они пришли из Великой Свитьод (Монголия) и назвали землю по своему имени-Парфия.
Авторитет Аршакидов был велик, многие кровные родственники парфянских владык были вождями и владыками соседних племён.
Сами Аршакиды старались, чтобы на престолах соседних народов были их родственники. Таким образом "кроме Персии, Аршакиды царствовали в Армении, Грузии, Агвании и у массагетов". Владения Парфии простирались до Индии. Одна из ветвей Аршакидов царствовала к северу от Кавказа над лпинами.

, стало уменьшаться в размерах уже через несколько десятилетий после своего возникновения. Особенно ощутимой для Селевкидов была потеря самых дальних восточных областей - Бактрии (современный Северный Афганистан и частично правобережье р. Амударьи) и Парфии (горы Копетдаг и примыкающие к ним долины Юго-Западной Туркмении и Северо-Восточного Ирана). Они были утрачены в середине III в. до х.э. во время междоусобиц двух селевкидских царевичей - Селевка и Антиоха.
Парфянский период длился дольше, чем ахеменидский: на него приходится без малого пять веков - со второй половины III в. до х.э. (отложение Парфии от Селевкидов) по первую четверть III в. х.э. (возвышение и окончательная победа над последними парфянскими царями династии Сасанидов). Но позднейшая иранская историческая традиция (восходившая к Сасанидам) не сохранила об этом периоде почти никаких сведений. "Их корни и ветви были короткими, так что никто не может утверждать, что их прошлое было славным. Я не слышал ничего, кроме их имен, и не видел их в летописях царей". Такая память осталась о парфянах к Х в. х.э., когда персидский поэт Фирдоуси писал свою "Книгу царей".
Парфяне вошли в мировую историю прежде всего как могущественные и коварные противники римских легионов, сражавшихся на Востоке. И до самого недавнего времени, не имея других источников, историкам поневоле приходилось смотреть на парфян глазами латинских и греческих авторов. Естественно, что взгляд их был недружелюбным и настороженным, а главное, беглым и весьма поверхностным. Так из-за неполноты и односторонности источников возникло представление о "темных веках" в истории Ирана, когда эллинистическое наследие оказалось в руках варваров-эпигонов, а духовная культура находилась в упадке. Только в XX в. стали появляться новые материалы (в первую очередь археологические находки), позволившие взглянуть на историю Пафянской державы по-новому.
С разной степенью подробности исследованы в настоящее время десятки городов и поселений парфянского времени на всей обширной территории государства. Яркую картину жизни небольшого пограничного римско-парфянского города удалось воссоздать благодаря работам в Дура-Европос на среднем течении Евфрата. В 20-30-е годы проводились раскопки одного из наиболее крупных эллинистических городов в Месопотамии - Селевкии на Тигре. Менее детально исследованы парфянские слои Ктесифона, одной из столиц Парфянской державы (тоже на Тигре). Проводились раскопки и ряда других городов - Ашшура, Хатры и др., начаты исследования одной из столиц - Гекатомпила, большие результаты дает исследование парфянских памятников в Южной Туркмении (т.е. в Парфии собственно), и в первую очередь многолетние раскопки остатков парфянского города Михрдаткерта (городища Старая и Новая Ниса в 16 км от Ашхабада). Здесь раскопаны несколько храмов, зданий общественного назначения и некрополь. Из наиболее интересных находок в Нисе следует назвать памятники парфянского искусства (глиняная и каменная скульптура, резные роги для вина - ритоны из слоновой кости). Но особое место занимает находка хозяйственного парфянского архива - написанные тушью на остраках (глиняных черепках) документы, учитывающие поступления вина с окрестных виноградников в царские погреба Михрдаткерта, а также его выдачу. Всего архив из Нисы содержит более 2500 таких документов, относящихся к I в. до х.э.
Основателем Парфянского царства считается Аршак - "человек неизвестного происхождения, но большой доблести..." (пишет римский историк Юстин). Его имя дало название династии Аршакидов. Не исключено, что Аршак был выходцем из Бактрии. Но основной силой, на которую он опирался, были северные соседи Парфии - кочевые племена парны (или дахи - название большого племенного союза, в который входили и парны).
Отложение Бактрии и Парфии от Селевкидов относят к середине III в. до х.э., но захват власти Аршаком произошел несколько позже, вероятно в 238 г. до х.э. Первые десятилетия существования Парфянского царства были заполнены напряженной борьбой за расширение владений и отражением попыток Селевкидов вернуть себе власть над мятежной областью. В 228 г. до х.э., когда на парфянском престоле находился уже брат Аршака I Тиридат I, только помощь кочевых среднеазиатских племен спасла парфянского царя от поражения во время похода на Парфию Селевка II . В 209 г. до х.э. сын Тиридата I был вынужден, уступив часть владений, заключить мир с селевкидским царем Антиохом III , совершившим победоносный поход на восток.
К этому времени под властью Аршакидов уже находились богатая прикаспийская область Гиркания и частично Мидия. Но окончательное превращение Аршакидов из скромных владетелей сравнительно небольшой области в могущественных повелителей мировой державы - "Великой Парфии" - произошло только при Митридате I (171-138 гг. до х.э.). К концу его царствования владения Аршакидов простирались от гор Гиндукуш до Евфрата, включая (кроме собственно Парфии и Гиркании) на востоке области, отвоеванные у Греко-Бактрии, а на западе - большинство областей Ирана и Месопотамию. Селевкиды безуспешно пытались противостоять напору Аршакидов: Митридат I взял в плен и поселил в Гиркании Деметрия II Никатора, а сын и преемник Митридата I Фраат II (138-128-27 гг. до х.э.) упрочил завоевания парфян, нанеся в 129 г. до х.э. поражение Антиоху VII. Парфянская экспансия на запад временно приостановилась, когда державе Аршакидов с востока стала угрожать нахлынувшая из степей Центральной Азии волна кочевых племен (в китайских династийных хрониках это племенное объединение, в состав которого входило и племя кушан, носило название "юэчжи"; античные авторы называли их тохарами). В борьбе с этими племенами нашли свою смерть и Фраат II, и правивший после него Артабан I (128-27 - ок. 123 гг. до х.э.). Дальнейшее продвижение этих племен удалось остановить только Митридату II (ок. 123 - ок. 88 гг. до х.э.). Упрочив границы своего царства, Митридат II сумел "присоединить к Парфянскому царству многие страны". Особенно активной была его внешняя политика в Закавказье (в частности, в Армении).
В 92 г. до х.э. Митридат II, отправив посольство к Сулле , открыл совершенно новую страницу во внешней политике Парфянской державы - контакт с Римом. В последующем отношения между двумя государствами имели далеко не мирный характер. Парфия оказалась главной силой, препятствовавшей проникновению Рима на Восток. Борьба, для которой находилось немало поводов, шла с переменным успехом в течение трех веков: закованных в цепи парфян разглядывали на нарядных улицах Рима во время очередного триумфа, а тысячи римских легионеров изведали тяготы плена в глубине Парфянской державы.
Самую яркую победу парфянам в этой борьбе принес 53 год до х.э., когда в битве при Каррах (Харран в Верхней Месопотамии) римское войско потерпело сокрушительное поражение (только убитыми римляне потеряли 20 тыс.).
В 52-50 гг. до х.э. парфянами была оккупирована вся Сирия, в 40 г. до х.э. парфянскую конницу видели у стен Иерусалима. В 39 и 38 гг. до х.э. успех был на стороне римлян, но в 36 г. до х.э. снова полной неудачей окончился большой поход римского войска против парфян. На этот раз римлян возглавлял Марк Антоний . Это произошло уже в царствование Фраата IV (38-37-3-2 гг. до х.э.), использовавшего победу для установления длительных мирных отношений с Римом. В 20 г. до х.э. Фраат IV совершил важный дипломатический шаг, который произвел огромное впечатление в Риме, - возвратил пленных и штандарты римских легионов, захваченные после побед над армиями Красса и Антония . После этого крупных столкновений между Римом и Парфией не было более ста лет.
Но в 115 г. х.э., уже при императоре Траяне , Армения и Месопотамия были объявлены римскими провинциями. В 116 г. х.э. создается новая римская провинция - "Ассирия", а войска Траяна вступают в Селевкию и в парфянскую столицу Ктесифон, где захватывают "золотой трон" Аршакидов. Только смерть Траяна (117 г.) поправила дела парфян. Однако в 164 г. х.э. (при императоре Марке Аврелии) римляне снова вторглись в Месопотамию, сожгли Селевкию и разрушили царский дворец в Ктесифоне. В 198-199 гг. армия императора Септимия Севера нанесла новое сокрушительное поражение парфянам и захватила в Ктесифоне царские сокровищницы и 100 тыс. пленных. Победа последнего парфянского царя, Артабана V (213-227), над римлянами в 218 г. возвратила Аршакидам Месопотамию, но их трон уже сотрясался в это время под ударами внутреннего врага - возвысившейся в провинции Парс династии Сасанидов, которым предстояло не только поставить последнюю точку в истории Аршакидов, но и продолжить их борьбу с Римом.

Парфянское царство было одним из сильнейших государств своего времени. Его цари из династии Аршакидов сумели превратить небольшое государство в Центральной Азии в империю, простиравшуюся до Евфрата. В политической сфере Парфия была наследницей государства Ахеменидов, а также эллинистического царства Селевкидов. Иранские черты сочетались в Парфии с сохранением греческого полисного устройства захваченных городов. Парфия – пример государства, которое смогло долгое время противостоять Риму и сохранить свою независимость.

Около 250 года до н.э. сатрап провинции государства Селевкидов Парфия Андрагор провозгласил независимость. Чуть позже эту область вскоре вторглось племя парнов, во главе которого стояли братья Аршак и Тиридат. После гибели первого из них Тиридат стал царем нового государства. Он присоединил к Парфии Гирканию и отразил вторжение Селвкидов.

В 209 году до н.э. царь Селевкидов Антиох III вторгся в Парфию. Он нанес парфянам ряд поражений и заключил союзный договор с признанием зависимости парфянского царя от сирийского правителя.

Около 171 года до н.э. царем Парфии стал Митридат I (171-138), внук Тиридата. Он подчинил Элимаиду, Мидию, Персиду и после побед над Селевкидами – Месопотамию. В 130-129 годах до н.э. Антиох VII попытался отвоевать у парфян Мидию и Междуречье, но проиграл и погиб.

В 130-120-е годы до н.э. Парфии на востоке пришлось вести трудную борьбу с захватчиками-кочевниками, называемыми тохарами (вероятно – юэчжи). На западе наместник Вавилонии воевал с арабским государством Харакена. Позднее сатрап Вавилонии Готарз основал в Междуречье независимое государство. Митридат II отвоевал у саков восточные области и вернул контроль над Вавилоном.

Римско-парфянские взаимоотношения

В I веке до н.э. соседом Парфии на западе стал Рим. Во время Третьей Митридатовой войны и Рим, и Понт добивались помощи Парфии, но она сохранила нейтралитет. В 53 году до н.э. парфяне отразили римское вторжение в Месопотамию. Через два года парфянские всадники вторглись в Сирию, но были разбиты.

Во время войны Цезаря с Помпеем царь Ород предлагал последнему помощь в обмен на Сирию. После победы Цезарь планировал большой поход против державы Аршакидов. В 40 году до н.э. парфяне при поддержке римских сторонников Брута и Кассия вторглись и захватили большую часть Сирии и Малой Азии. В Иудее они посадили на трон лояльного им претендента. В 39 году до н.э. римляне выбили парфян из захваченных земель, а еще через год отразили новое вторжение. Власть над Иудеей вместо пропарфянского Антигона получил Ирод. За этой войной последовал неудачный поход Марка Антония вглубь Парфии.

К первому веку н.э. между двумя империями была установлена граница по Евфрату. Севернее державы соперничали за влияние в Армении, правители которой в зависимости от ситуации поддерживали Парфию или Римскую империю. Около 1 года до н.э. парфянский царь Фраатак отказался от претензий на Армению, где стал править про-римский царь.

В 32 году парфяне посадили на трон Армении своего ставленника Аршака, но через три года его сверг брат царя Иберии Митридат, которого поддерживали римляне. В 35 году римляне попытались сделать царем Парфии лояльного им Тиридата, но уже через год его свергли. Оба государства снова заключили мир.

В 54 году парфяне заняли Армению и посадили на трон Тиридата, брата царя Парфии. Через три года в Армению вступила римская армия Корбулона. В ходе кампании 57-60 годов Корбулон вытеснил парфян из Армении, на троне которой снова оказался про-римский царь. На последующие десятилетия Армения оставалась в сфере влияния Рима.

Новая война Парфии и Рима произошла в правление римского императора Траяна. В 113 году царь Парфии Пакор, воспользовавшись смутами в Армении, посадил на ее трон своего сына Партамасира. Парфянский царевич попытался решить дело дипломатией и признавать себя зависимым от Рима правителем, но был убит во время переговоров. В ходе кампаний 115-116 году Траян вторгся в Междуречье, взял парфянскую столицу Ктесифон. На захваченных парфянских землях император учредил провинцию Ассирия. После смерти Траяна в 118 году римские гарнизоны покинули Месопотамию, и парфяне вернули контроль над регионом.

В 160-170-е годы между государствами шла новая война. Римляне удержали контроль над Арменией. В 195-199 годах император Септимий Север вел кампании против Парфии. Ему не удалось захватить новых земель, но парфяне понесли большой урон от военных действий.

Падение Парфянского царства

В период I-III веков Парфянское царство сотрясали смуты. Многочисленные претенденты на трон восставали против центральной власти или становились полунезависимыми правителями.

Около 220 года царь Персиды Ардашир возглавил восстание против Аршакидов. Правителя Персиды поддержали мидийцы. Вместе они вторглись в Вавилонию. Около 227 года покорение территории Парфянского царства Ардаширом завершилось, а царь Артабан V погиб.

Итог Парфянского периода в истории Персии

Парфянское царство не смогло стать по-настоящему устойчивым государством, способным стать настоящей мировой империей. Последние века его истории оно страдало от сепаратизма и междоусобиц в правящем доме.

Соседство Рима и Парфии – пример относительно мирного сосуществования двух крупных держав. Парфянам удалось сохранить независимость своего царства перед лицом неоднократных римских вторжений. Но попытки продвижения парфян на запад были остановлены римлянами. Попытки Парфии установить контроль над Арменией оказались безрезультатными и ослабили государство. На смену ослабевшим Аршакидам должна была прийти новая династия, которая бы реорганизовала империю.