Мысли и образы. Истоки. Мысли и образы Святитель Иоанн Златоуст


Сегодня Церковь предлагает чтение шестой главы евангелия от Матфея с 22 по 33 стихи.

22Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? 24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*. 25Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? 26Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 27Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? 28И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; 30если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! 31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Евангельский отрывок, который мы с вами слышали, является частью Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня мы коснемся небольшой ее части.

Господь обращается к нам со следующими словами: Не заботьтесь о том, что вам есть и что вам пить. Если буквально принять эти слова то, конечно, нам достаточно сложно представить, как это возможно не заботиться о своей семье и близких, ежедневных нуждах, как не думать о своем будущем. А может быть некоторые могут подумать, что эти слова их вообще не касаются. Господь говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Однако, Господь не говорит: тебе не нужно есть, пить и одеваться. Напротив, по учению Церкви тело человека - это храм Духа божия.

Господь говорит о том что мы должны искать прежде всего. И здесь мы подходим к очень важному вопросу: для чего я живу, что я полагаю в основу своей жизни. Господь говорит, что во всем, что бы мы ни делали, к чему бы ни касалась наша жизнь, к чему бы мы не простирали свои руки, о чем бы мы ни думали, и во чтобы не вглядывались, - во всем следует искать царства божия и его правды. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Мы не для того ведь сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага».

Что это значит? Например, нам встречается нечто, что очень сильно нас влечет. Мы с этих слов начали сегодня чтение священного Писания: «Светильник для тела есть око». На что мы смотрим то нас и наполняет. Это может быть красивая вещь, предмет или красивый человек и с каждым днем мы можем наполняться этим все больше и больше. Тогда нужно в этот момент спросить себя о следующем: в этом моем желании смогу ли я послужить Богу, в этом моем желании смогу ли я исполнить заповеди Божии, смогу ли я остаться настоящим человеком без греха. Если мы попробуем ответить на этот вопрос, тогда все станет на свои места. В погоне за этим я могу лишиться самого главного - жизни, жизни свободной.

К нам часто приходят мысли, в которых мы представляем себе лучшую жизнь, лучшие условия, положение, достаток, комфорт и т.д. и вот тогда мы должны вспоминать сегодняшние евангельские слова. Посмотрите на птиц, - они не мечтают, они живут, и Бог все дает им для жизни. Посмотрите на полевые лилии, - они не заботятся о своей красоте, но они так красивы и мы всегда обращаем на них внимание, потому что об их красоте заботится Бог. Человек, который живет заботой только о самом себе и ставит это для себя единственной и главной целью, но не живет заботой о правде Божией, сохранении и исполнении слова Божия в своей жизни; такой человек лишает себя жизни. Чем больше о себе забочусь я тем меньше обо мне заботится Бог. Это правило духовной жизни. Потому что там, где Ему нет места, Он его и не занимает.

Сегодняшнее евангелие, дорогие братья и сестры, звучит для каждого из нас. Мы должны уметь ответить на вопрос: зачем я живу? Этот ответ не только для меня самого важен, этот ответ может стать проповедью и свидетельством для других. Поэтому нам нужно посмотреть в себя: для чего я живу, о чем забочусь, о чем мечтаю, к чему стремлюсь, чем я живу. Священное Писание открывает нам важную истину: ищите прежде Царства Божия и господь даст все что необходимо в нашей жизни. Быть с Богом это не значит быть нищим, быть с Богом значит быть счастливым. Сегодняшнее евангелие - это откровение для каждого из нас. Господь промышляет и заботится о нас. Отнесемся с доверием к словам Господа. Будем помнить об этих словах, особенно в самые сложные периоды нашей жизни.

По молитвам святых белорусской земли, память которых мы сегодня совершаем, Всемилостивый Господь да дарует всем Вам, дорогие радиослушатели, мир и свою божественную благодать.

Иерей Александр Пальчевский

Цитата из Библии. В Евангелие от Матфея (гл. 6 стр. 33) сказано: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".

Эта часть Евангелия от Матфея говорит о заботе и переживании:

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Примеры

" Воскресение" (1889 - 1899 гг.), ч. 3, гл. 28: "Ищите царства божия и правды его, а остальное приложится вам . А мы ищем остального и, очевидно, не находим его."

Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его

Проповедь в Оптиной Пустыни

С трашно, если все устремления человека обращены только на земное!
Что такое - человек без Бога? Иустин Сербский говорит: «Это лишь обломки человека. Одетая в униформу земля. Ходячий гроб из глины!»

И птицы небесные, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы - поют человеку прекрасную песнь о Боге!

И полевые лилии своей красотой напоминают человеку о неизреченной Красоте Небесной!

А он все выбирает мамону! Ищет лихорадочно - что есть и что пить, и во что одеться!

Человечество мертвой хваткой уцепилось за временное. А в Вечность осуетившееся сердце взглянуть не хочет, а порою уже и не может.

Весь мир, всю Вселенную, Царствие Небесное хочет дать Господь человеку, а тот зажал в своей руке жалкие земные ценности, фальшивые стекляшки и не хочет эту руку разжать, чтобы Господь вложил туда несметные Божественные дары, настоящие духовные жемчужины.

И озабочен он только одним: он ищет царствия земного и правды его, и считает, что все Небесное, Вечное, Божественное как-то само собой, по инерции, магически приложится к нему….

… Ну а все же - как это? Не заботьтесь - что есть, что пить, во что одеваться, как зарабатывать, где жить!! Как это? А дети? А семьи? А престарелые родители? А наши многочисленные обязанности? Все бросить? Всем уйти в леса? Всем стать как лилии полевые?

Конечно, Господь говорит тут о другом. Он говорит о многозаботливости, о неправильно расставленных жизненных акцентах.

… Страшно, когда вся жизнь человека сосредотачивается, фокусируется на земном: на добывании вкусного корма, на выстраивании блистательной карьеры, на погоне за большим достатком, на поиске сладкой славы.

Когда человек выбирает себе господином диавола и добровольно подклоняется под его мрачное ярмо, тогда око его души - нечисто! И свет его сердца - не свет, а ужасная тьма!

Что будем есть и пить? Как будем себя чувствовать? Каким будет наше завтра?? А у св. Николая Сербского есть такое выражение: «Господь говорит: Я ваше завтра!»

Полнота жизни там, где есть доверие Богу! Как говорит св.Григорий Нисский, - «Богатый простор веры!» Полнота жизни - там, где душа человека ищет прежде всего Царствия Божия и Правды Его! Душа ведь больше пищи и тело - одежды. «Свобода наступает лишь тогда, - говорит преп.Максим Исповедник, - когда душа ничего не ставит выше, чем знание Бога».

И вот это искание Царствия Божия, которое внутрь нас есть - самая главная задача любого человека, живущего на земле! Докопаться до своей души, начать возделывать и хранить ее, «пуститься в странствие в недра своего сердца» (как говорил Гоголь), и, самое главное, встретиться с Богом на благословенных глубинах души - вот цель нашего духовного делания! Это и есть динамика уподобления Богу!

По Божественному Промыслу, человеку, как носителю образа Божия, дано творческое задание, которое он призван исполнить в пределах своего земного пути: реализовать в себе подобие Божие, стяжать обожение!

И все мы будем когда-то спрошены - как мы употребили врученные нам таланты! Пытались ли стяжать в сердце творческую энергию Любви к Богу и ближним или закопали все в стремлении хорошо поесть, красиво одеться и закружить в земном танце!!

И это внутреннее делание стяжания в сердце благодати Святаго Духа доступно и возможно каждому христианину. Где бы он не жил - в мегаполисе или в далекой пустыни, в хибарке отшельника или в многоэтажном небоскребе.

Монах, удаляясь от мира, не выпадает из этого мира. Он сострадает миру! Живет трагедию этого мира! И он присутствует в нем. Причем присутствует более, чем активно - только на другом уровне. В молитвенном, духовном пространстве.

Подобно и мирянин - внешне живущей в суете мира может быть глубоко погружен во внутреннюю исихию. Старица Смарагда рассказывает: Сидит торговка, торгует чем-то, платок на глаза надвинут, а сама творит Иисусову молитву. Подходит к ней нищий и говорит тихо: «А ты бы попроще: Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную . Тебе легче будет». Вот такие бывают торговки и нищие.

Понятие «мир», по святым отцам, означает «жить по страстям». «Не любить мира», «уйти из мира», «отречься от мира», «умереть для мира», - это значит умереть для греха и отречься от пагубного действия страстей!

Господь благословляет Своею Любовью наш падший, погруженный в себялюбие мир! Он молчаливо и кротко напоминает:

Рожайте детей, растите, кормите, их, но помните, что все вы сами - дети Небесного Отца!

Изобретайте новые технологии, но знайте, что Творец Вселенной - выше и мудрее всех земных технологий!

Лечите людей, помогайте им избавиться от болезней, но не забывайте, что Господь - Главный Врач и душ и телес наших!

Охраняйте границы Отечества от «нашествия иноплеменных», но не теряйте упование на Бога: «Аще не Господь сохранит град - всуе бде стрегий!»

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы (Мф. 6, 31-34).

Какими странными кажутся нам подчас эти евангельские слова! Как можно не заботиться о завтрашнем дне, о хлебе насущном? Как искать Царства Божия прежде работы, например, если человек работу потерял? Прежде денег, если деньги абсолютно необходимы? Прежде лекарства, если кто-то из наших близких тяжко болен? Прежде выхода из трагической ситуации, если мы в такой ситуации оказались?

Как поверить, что все это приложится, если житейский опыт подсказывает: без наших усилий не прикладывается практически ничего?

Спаситель отнюдь не запрещает нам заниматься повседневными делами, решать всевозможные проблемы, создаваемые жизнью. Он говорит здесь о другом. Об умеренности в насущных потребностях и об иерархии ценностей. О том, что в нашей жизни главное и что - второстепенное. Главное - то самое Царство Божие, о котором говорил Христос: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20–21). Царство Божие - это не какое-то временное или пространственное понятие, это то, чем должна стать человеческая жизнь здесь, на земле. И если человек будет думать прежде всего о Царствии Божием, о едином на потребу, то у него, говоря просто, все встанет на место в голове. Насущные потребности, обеспечение жизнедеятельности приобретут нормальный вид: человек будет понимать, что ему нужно ровно столько, сколько ему нужно для нормальной жизни, но не больше. Тогда ему будет проще заботиться о «нуждах низкой жизни», и многое, по евангельскому слову, приложится - получится как бы само собой.

И это касается не только отдельного человека. Господь формулирует здесь единственный закон, по которому только и может существовать человеческая цивилизация. Ведь все наши кризисы, войны, экологические катастрофы - от того, что люди перестали заботиться о главном, а заботятся в основном о внешнем. Слова Спасителя противоречат сегодняшнему миру, обществу, которое само себя с гордостью называет обществом постхристианским, и одновременно - обществом потребления. Современный человек не слышит этих слов, он на первое место ставит не духовные, а материальные ценности, возводит эти ценности в абсолют, и это приводит цивилизацию к катастрофе.

Но если мы вернемся к отдельному человеку - ему не всегда легко применить эти евангельские слова к себе. Он пришел утром на работу - и узнал, что его сократили в связи с кризисом. А у него дома семья, дети, масса проблем… В силах ли он в эти часы «искать прежде Царства»?

Однако заметьте: в норме человек все же не впадет в отчаяние, он будет искать другую работу, думать, чем кормить своих детей, словом, будет жить дальше. Если он человек верующий - значит, ему надо строить жизнь на том же фундаменте, на котором он строил ее до сих пор. Вот тут-то и встанет вопрос, насколько он состоялся как христианин. Мы верующие люди, но если мы проанализируем свою жизнь, мы увидим, насколько мы непостоянны. Наша вера во многом зависит от нашего душевного состояния: сегодня мы верим так, завтра иначе, а послезавтра ведем себя как совершенно неверующие люди. Однако чем глубже и тверже человек в своей вере, чем больше духовного труда вложено им в собственную душу, тем скорее он вспомнит, что в любой, даже трагической ситуации искать надлежит прежде всего - Царства Божия и правды Его. Тем скорее он вернет то самое Царство, которое «внутрь вас есть» - мир с Богом. В этом смысле верующий человек гораздо лучше защищен от разного рода кризисов, чем человек, который никогда не задумывался о вещах духовных.

Матф.6:25-34

Сразу стоит заметить, что Иисус не запрещает труд и предусмотрительность. Он не учит тебя сесть сложить руки и ждать пока с неба упадет кусок хлеба. Вообще-то такое случается, но случается с теми, кто доверяет Богу.

Одна старушка, не имея хлеба, молилась о том, чтобы Господь послал ей хлеб. Мимо ее окна проходила молодежь и услышали, как она просит, чтобы Бог послал ей хлеба. Они рассмеялись от этой идеи: «Как это Бог ей даст хлеб? Что Он с неба ей сбросит?». В обед они снова проходили мимо ее окна и слышали, как она продолжала молиться о хлебе. Проходя вечером и услышав, что она по-прежнему молится, они решили разыграть ее. «Давайте кинем ей хлеб, пусть думает, что это Бог ей дал». Они купили хлеб и через окно бросили буханку на стол. Старушка открыла глаза, подошла к столу и взяла в руки хлеб.

«Спасибо Тебе, Господи, за ответ», - сказала она.

Молодые люди рассмеялись и отправились по домам.

Бог знает, как дать тебе обеспечение, и иногда Он делает это совсем не так, как ты ожидал. Тебе нужно доверять Богу и не беспокоиться о том, где взять пищу и одежду.

Матф.6:25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды ?

Иисус учит, что если Бог дал нам жизнь, конечно же, Он даст нам и пищу для поддержания жизни. Если Бог дал нам тело, Он даст нам и одежду, чтобы мы могли одеться. Таким образом, Иисус говорит: Если Бог дал нам жизнь, мы можем довериться Ему в отношении всего, что необходимо для поддержания жизни.

Матф.6:26 Взгляните на птиц небесных : они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их . Вы не гораздо ли лучше их?

Господь мог бы предоставить в пример Илию, Иоанна и сказать, как они были питаемы, но тогда бы мы искали причины, почему Бог кормил их. Иисус же сказал о птицах, чтобы показать нам, насколько Бог Отец безусловно заботится о своем творении .

Матф.6:27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?

Иисус продолжает доказывать, что волноваться и беспокоиться в любом случае бессмысленно. Никто не может и помыслить о том, чтобы волнением и беспокойством прибавить себе 45 см роста! Забота и беспокойство ничего не решают.

Матф.6:28-30 И об одежде что заботитесь ? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую , которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас , маловеры!

Если Бог так украсил полевые цветы, хотя в том не было никакой нужды, то не тем ли более оденет и нас?

Матф.6:31-32 Итак не заботьтесь и не говорите : что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает , что вы имеете нужду во всем этом.

Иисус выдвигает очень важный аргумент против волнения и беспокойства: «это свойственно язычникам, а не тем, кто являются детьми Бога ». Неверующие не примирились с Богом, поэтому им есть о чем волноваться. Верующие же усыновлены, и им больше нет необходимости переживать о таких мелочах.

Матф.6:33 Ищите же [заботиться] прежде Царства Божия и правды [праведности] Его, и это все приложится вам.

Что приложится ? Все, в чем ты имеешь нужду. Подумай минуту обо всем, в чем ты нуждаешься. Бог не просто готов дать тебе «сухой паек», но дать все, в чем ты нуждаешься. Что значит: …Ищите же прежде Царства Божия и правды Его? Существует три царства: царство мира, царство диавола, Царство Божье. У каждого царства есть свои законы и принципы, но только одно царство является вечным. Очень часто нас интересует земное и материальное, но Бога интересует вечное и духовное.

Иисус учит нас не заботиться о том, что может предлагать этот мир и диавол, но заботиться о том, что предлагает Бог. В Божьем царстве уже действуют небесные принципы и законы. Мы должны учиться этим принципам, потому что нам предстоит провести вечность в небесах.

Написано, что туда не войдет ничто нечистое. Вот почему мы здесь учимся и изменяемся. Бог не просто дал нам заповеди, чтобы ограничить нас - Он дал нам заповеди, чтобы сделать нас подобными Ему. Он сказал «не кради», потому что Он не вор. Он сказал «не прелюбодействуй», потому что Он это не делает. Он сказал «прости», потому что Он прощает.

Иисус призывает нас, прежде всего, заботиться о вечных вещах, и стремиться к Божьему присутствию и Божьей праведности. Мы должны хорошо знать Его и Его царство.

И, наконец, Иисус говорит, что беспокойство и тревога по поводу обеспечения могут быть преодолены, если научиться жить сегодняшним днем.

Матф.6:34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне , ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.

Вообще, заботы и беспокойство вызваны не внешними обстоятельствами. В одних и тех же обстоятельствах человек может реагировать по-разному, потому что все дело в состоянии нашего сердца.

Один проповедник рассказывает, что однажды он встретил нищего.

«Дай тебе Бог хороший день, друг мой», - сказал он ему.

«Слава Богу, у меня никогда не было плохих», - ответил нищий.

«Да пошлет тебе Бог счастливую жизнь», - сказал проповедник.

«Слава Богу, - ответил нищий, - я никогда не был несчастлив».

Пораженный проповедник спросил: «Что ты хочешь этим сказать?»

«Ну, - ответил нищий, - когда все прекрасно и погода тоже, я благодарю Бога; когда идет дождь - я благодарю Бога; когда у меня довольно еды - я благодарю Бога; когда у меня мало еды - я благодарю Бога. Разве я могу сказать, что я несчастлив, если я счастлив?» проповедник в изумлении смотрел на нищего.

«Кто же ты такой?» - спросил он.

«Я король», - сказал нищий.

«А где твое царство?» - спросил проповедник.

И нищий спокойно ответил: «В моем сердце».

Иисус говорит, что если мы будем искать «прежде Царства Божия», то все, что нам действительно необходимо в этой жизни, «приложится» нам.

Заботы и беспокойство по сути своей является неверием. 30 стих … И об одежде что заботитесь? … маловеры!
Все беспокоящиеся о завтрашнем дне - маловеры: ибо, если бы они имели совершенную веру в Бога, не стали бы так много заботиться. Не стоит взваливать на себя груз забот, которые еще не пришли. У нас есть, чем заняться сегодня, завтра же займемся тем, что будет завтра. Вот это и есть доверие Богу.

Выводы

Иисус открывает нам два условия к получению всего, в чем мы нуждаемся.

  • Не заботиться, не беспокоиться о нуждах, потому что это есть неверие.
  • Искать Царства Божьего и Его правду, потому что это то, о чем действительно нужно заботиться.

Как не беспокоиться, но оставаться в вере?

  • Когда возникает какая-нибудь нужда, мы не должны сразу начинать беспокоиться и суетиться, но нам нужно верить, что наш Отец уже знает об этом и все будет хорошо. Нам просто нужно оставаться в вере, молиться и благодарить Бога за ответ и помощь.
  • Иисус рекомендует не загружать себя заботами, но думать о дне нынешнем.
  • Библейское условие: чтобы увидеть ответ на нужду или проблему, мы должны веровать. Если я буду верить, тогда я увижу.
Пс.26:13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых
Иоан.11:40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

И наоборот, когда мы хотим видеть, чтобы поверить, тогда это называется неверием, и соответственно мы ничего не получим.

Иоан.20:25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю
Иоан.20:27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим .

Как искать Царство Божье и Его правду?

  • Пересмотреть ценности и цели в своей жизни.
  • Стать настоящим, горячим, радикальным христианином.
  • Перестать играть в игры, но взяться серьезно за свою духовную жизнь. Дисциплинировать себя в вопросах молитвы, изучения Слова и посещения собраний.
  • Всегда тестировать себя: в вопросе познания Бога и общения со Святым Духом. Всегда тестировать себя, «где я» и «куда я иду»? И если что-то не так, исправлять ситуацию.