Эмоциональные междометия примеры. Этикетное междометие. Виды междометий по происхождению и структуре
10-й класс
«Досадное недоразумение»,
или Междометия
Цели урока: пробудить у учащихся интерес к междометиям, учить уместному использованию междометий в речи, формировать внимательное и вдумчивое отношение к происходящим языковым процессам, умение анализировать языковые явления.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Междометия – это наименее изученный класс слов в современном русском языке. Академик Л.В. Щерба назвал междометие «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением», имея в виду путаницу взглядов на эту часть речи. В истории изучения междометий можно выделить две противоположные концепции. Первая концепция связана с именем М.В. Ломоносова. Это она положила начало научной трактовке междометий. В этом направлении впоследствии работали А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов. Эти ученые считают междометия словами, признают данные слова частью речи, изучают их структуру, функции в речи, историю образования. Большой вклад в изучение междометий внес академик В.В. Виноградов. Он считал, что изучение междометий важно в плане исследования синтаксиса живой устной речи. Своеобразие междометий В.В. Виноградов видел в том, что они служат субъективным средством выражения эмоций, чувств и функционально сближаются с разными классами слов, занимая в системе частей речи особое место: это и не знаменательная, и не служебная часть речи.
Н.И. Греч, Д.Н. Кудрявский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский – это сторонники противоположной концепции, не считающие междометия словами и исключающие их из состава частей речи.
В школьном курсе русского языка междометия рассматриваются как особая часть речи.
Актуализация опорных знаний.
– Как называется раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи? (Морфология.)
– Что значит понятие части речи ? (Части речи – это основные лексико-грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании определенных признаков.)
– Что это за признаки? (Во-первых, это семантический признак (обобщенное значение предмета, действия, состояния, признака и т.д.); во-вторых, морфологические признаки (морфологические категории слова); в-третьих, синтаксические признаки (синтаксические функции слова).)
– На какие две группы делятся части речи? (Части речи делятся на самостоятельные (знаменательные) и служебные.)
– Какая часть речи занимает особое место, не относясь ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным? (Это – междометие. Междометия не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не служат для связи слов. Они передают наши чувства.)
Изучение темы урока.
– Итак, что же такое междометие? (Междометие – это часть речи, включающая в свой состав звуковые комплексы, которые служат для выражения чувств и волевых побуждений. Междометия находятся на периферии грамматической и лексической систем языка и существенно отличаются как от самостоятельных, так и от служебных частей речи по своим семантическим, морфологическим и синтаксическим признакам.)
– Как вы понимаете выражение звуковые комплексы ? (Междометие – это класс грамматически не изменяемых слов и словосочетаний, вот почему в понятии употребляется выражение звуковые комплексы. )
– Итак, междометия лишены номинативного значения. Однако академик В.В. Виноградов отмечал, что междометия «имеют осознанное коллективом смысловое содержание». Как вы понимаете слова В.В. Виноградова? (Это значит, что каждое междометие выражает определенные чувства и эмоции, которые при поддержке интонации, мимики и жестов понятны как говорящему, так и слушающему. Например, междометие фи выражает презрение, отвращение (Фи, какая гадость!), междометие фу выражает укоризну, досаду, презрение, отвращение (Фу, надоел!), междометие хы выражает недоверие, насмешку (Хы, как ты надоел!). )
– Верно. Закрепленность за тем или иным междометием определенного содержания убедительно выражена в стихотворении М.Цветаевой «Молвь»:
Емче органа и звонче бубна
Молвь – и одна для всех:
Ох – когда трудно и ах – когда чудно,
А не дается – эх!
А в чем отличие междометий от служебных частей речи? (В отличие от союзов, междометия не выполняют функцию связи членов предложения или частей сложного предложения. В отличие от предлогов, не выражают зависимость одного слова от другого. В отличие от частиц, не придают дополнительных смысловых оттенков словам или предложениям.)
– Назовите морфологические и синтаксические особенности междометий. (С точки зрения морфологической междометия представляют собой лексические единицы, не имеющие форм словоизменения. Основная синтаксическая особенность междометий состоит в том, что они не вступают в связь с другими словами в предложении, но могут выступать в роли самостоятельных предложений. В составе предложения междометия всегда держатся обособленно, что подчеркивается постановкой запятой или восклицательного знака на письме.)
– Проанализируйте следующие две группы междометий: ай, эх, о, ха; батюшки, то-то, однако же. Как вы думаете: в чем их различие? (Первая группа междометий – это лексемы непроизводные, а вторая – производные, т.е. образованные на базе других частей речи.)
– Дайте лингвистический комментарий следующим примерам:
1) ой, ой, ой; ну-ну;
2) ого-го, эге-ге;
3) ох-хо-хо;
4) ахти, нуте, ну-ка.
1) Повторы являются важным грамматическим средством образования междометий.
2) Повтор может быть неполным.
3) В первой части междометия может иметь место перестановка гласного и согласного.
4) Отдельные междометия способны соединяться с местоименным ти, окончанием множественного числа повелительного наклонения те, с приглагольной частицей -ка. )
– О каких фонетических особенностях междометий свидетельствуют следующие примеры: ага, ого, кыш, кыс-кыс, гм, тсс, тпру . (В междометиях ага, ого произносится чуждый литературному языку [ ] фрикативный. В междометиях кыш, кыс-кыс имеет место чуждое русскому языку сочетание кы. В междометиях гм, тсс отсутствуют гласные звуки. В междометии тпру наблюдается сочетание трех согласных.)
– Хотя междометия и занимают обособленное положение в системе языка, они сохраняют связь с другими элементами этой системы. В чем это проявляется? Приведите примеры. (Междометия могут возникнуть на базе знаменательных и служебных слов. А на базе междометий могут быть образованы знаменательные слова: ахнуть, аканье, аховый, нукать, нуканье и т.д.)
– По семантике ученые выделяют два разряда междометий. Приведенные ниже междометия попробуйте разделить на две группы и установить определенную закономерность: бис, о, ах, черт, ба, ой, ого, долой, браво, брр, марш, айда, тьфу, ура, батюшки, алло, господи, тсс, фи, прочь. (Междометия о, ах, ой, ого, ай, тьфу, батюшки, господи, фи, черт, браво, ура, брр, ба выражают различные эмоции, как положительные, так и отрицательные, служат для выявления отношения человека к действительности, к речи собеседника.
Междометия бис, долой, марш, айда, алло, тсс, прочь выражают различные типы и оттенки побуждения к действию.)
– Верно. Междометия, относящиеся к первой группе, – это эмоциональные междометия, ко второй группе, – это побудительные междометия. Побудительные междометия имеют и другие названия: императивные, повелительные. Попробуйте сравнить два эмоциональных междометия: ой и ба. (Междометие ба однозначное, а междометие ой многозначное. В зависимости от ситуации речи и интонации междометие ой может выражать сложную гамму чувств: боль, испуг, удивление, восхищение, сожаление, предостережение, огорчение, радость. Междометие ба выражает удивление.)
– Определите, к какому разряду относятся следующие междометия: полно, ну, айда, марш. (Это побудительные междометия.)
– Попробуйте предположить, может ли одно и то же междометие выражать и эмоции, и побуждение. Попробуйте включить в различные речевые ситуации междометие ну. (Да, может. Ну, пошел отсюда! Ну, цветы! В первом примере междометие выражает побуждение, во втором – удивление, восхищение.)
– Некоторые ученые-лингвисты в качестве особого разряда междометий – этикетных – выделяют всем известные звуковые комплексы: здравствуйте, до свидания, спасибо, прощайте, спокойной ночи, с праздником, на здоровье, всего хорошего и др. Основной аргумент этих ученых: эти звуковые комплексы передают соответствующее содержание в самом общем, нерасчлененном виде. Попробуем оспорить эту точку зрения. Начнем с того, что подумаем, обладают ли данные выражения семантикой, присущей междометиям. (Эти звуковые комплексы не выражают чувств и побуждений, значит, у них нет присущей междометиям семантики.
Основной признак междометий – отсутствие номинативного значения. Выражения же типа до встречи, всего хорошего, спокойной ночи, доброе утро сохраняют прямые номинативные значения своих компонентов.
Выражения прощай(те), прости(те), извини(те), здравствуй(те) являются глаголами в форме повелительного наклонения. Только в особых случаях, например, слово здравствуйте выражает удивление, недовольство:
– Я не пойду сегодня в кино.
– Здравствуй, ты же обещал.
Возьмем слово извини(те). Это слово может выражать протест, несогласие: Опять мне идти в магазин? Нет уж, извини. )
– Молодцы! А сейчас я назову несколько словесных комплексов. Вы их, безусловно, слышали: господи боже мой, матушка царица небесная, скажи-ка на милость... Что они выражают? (Чувства и эмоции.)
– Ученые отмечают их структурную расчлененность, фразеологичность, семантическую целостность. Попробуйте этот ряд примеров продолжить. (Батюшки мои, боже мой, черт знает что, вот как, пустое дело, вот чудо-то, фу ты пропасть, скажите на милость, вот так фунт и др.)
– Составьте предложения, включив в них данные примеры.
Докажите, что междометия служат целям экономии языковых средств. (К примеру, вы не ожидали увидеть, встретить в каком-то месте своего знакомого. Удивление по этому поводу можно выразить предложениями: И ты здесь?, Как ты здесь оказался? Ведь ты не собирался сюда приходить. Кого я вижу?!, а можно одним междометием: Ба!
Призвать замолчать, успокоиться можно предложениями: Тише, пожалуйста, ничего не слышно, а можно одним междометием: Ш-ш! )
Практическая часть урока.
Задание 1. Словарный диктант-кроссворд на тему «Чувства». Учитель читает лексическое значение слова, учащиеся записывают слово, соответствующее данному лексическому значению.
Высшее удовлетворение, восторг. – Восхищение.
Чувство сильного возмущения, негодования. – Гнев.
Впечатление от чего-нибудь неожиданного и странного, непонятного. – Удивление.
Состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять, в чем дело. – Недоумение.
Чувство раздражения, неудовольствия вследствие неудачи, обиды. – Досада.
Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. – Зависть.
Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. – Удовольствие.
Решительное возражение против чего-нибудь. – Протест.
Выражение неодобрения, осуждения. – Порицание.
Задание 2 . Вставьте в таблицу напротив указанных значений подходящие междометия. Учащимся розданы листки с таблицей, в которой не заполнены вторая и четвертая графы. Междометия для выбора: эхма, чур, у, фу, уф, ох, ша, чу, ух, э, хы, цыц, эх. Придумайте примеры употребления междометий в речи.
По завершении работы таблица будет иметь следующий вид.
№ п/п | Междометие | Выражаемое междометием значение |
Примеры употребления в речи |
1 | Ша | Возглас в значении «пора кончать, хватит» | Побегали – и ша! |
2 | Хы | Выражает недоверие, насмешку | Хы, чего захотел! |
3 | Чу | Выражает призыв обратить внимание на негромкий, неясный или далекий звук | Чу! Что-то затрещало в саду. |
4 | Э | Выражает недоумение, удивление, недоверие и другие самые разные чувства | Э, а как ты здесь оказался? Э, а я не согласен. |
5 | Ух | Выражает удивление, высокую оценку, восхищение и другие подобные чувства | Ух, егоза! Ух, достанется тебе от бабушки! |
6 | Чур | 1. Возглас, которым требуют соблюдать какое-нибудь условие. 2. Возглас (обычно в детских играх), которым запрещают касаться чего-нибудь, переходить за какой-нибудь предел | Только чур меня не трогать! Чур не я! |
7 | У | Выражает укоризну или угрозу, а также удивление, страх и другие эмоции | У, как ты загорел! У, бесстыдник! |
8 | Цыц | Окрик, выражающий запрет, приказание прекратить что-нибудь или замолчать | Цыц, Валентин! |
9 | Эх | Выражает сожаление, упрек, озабоченность | Эх, что тебе после всего сказать! |
10 | Уф | Выражает усталость, утомление или облегчение | Уф, как тяжко! |
11 | Эхма | Выражает сожаление, удивление, решимость и другие подобные чувства | Эхма, не ожидал я этого. |
12 | Фу | Выражает укоризну, досаду, презрение, отвращение | Фу, надоел! |
13 | Ох | Выражает сожаление, печаль, боль и другие чувства | Ох, нет сил больше терпеть! |
Задание 3. Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Ответ обоснуйте.
1) И копейки не дам. 2) И, полно! 3) Появились надежды, и он вновь стал весел.
1) Пиши ручкой, а не карандашом. 2) А, попался! 3) Пойдем гулять, а ?
Задание 4. В предложение Больно! попробуйте вставить различные междометия.
(Ай, больно! Ой, больно! У, больно! Ох, больно! А, больно!)
Задание 5. Сделайте лингвистический комментарий к следующим примерам: полноте, на-ка, ну тебя, айда на речку, марш в комнату.
Многие побудительные междометия близки к формам повелительного наклонения, эта близость подтверждается тем, что междометия могут приобретать показатель множественного числа -те (полноте). Междометия могут соединяться с частицей -ка (на-ка), способны управлять другими словами (ну тебя, айда на речку, марш в комнату).
Задание 6. Вспомните пословицы, в состав которых входят междометия.
Чур одному – не давать никому.
Ай-ай, месяц май, тепел, да холоден.
Ах, ах, а пособить нечем.
Ах, какая тоска! Не выпустил бы из рук куска, все бы ел да песни пел.
Ох-хо-хо-хо-хонюшки, плохо жить Афонюшке.
Задание 7. Определите, какие синтаксические функции выполняют междометия в следующих предложениях. Свой ответ прокомментируйте.
2) Если парень в горах не ах, если сразу раскис и вниз, шаг ступил на ледник и сник... (В.Высоцкий)
3) Все эти хи-хи, ха-ха, пенье, трусливые разговоры – мерзость! (А.Толстой)
4) Он не мог молчать, не мог снисходительно улыбаться или отделаться своим противным «А!» – он должен был сказать что-то. (Ю.Казаков)
5) Что народу легло – ай-ай ! (Д.Фурманов)
Ответ. Междометие синтаксически не связано с другими элементами предложения. Но в данных примерах междометия выступают в функции различных членов предложения. Примеры 1, 2 – сказуемое, пример 3 – подлежащее, пример 4 – дополнение, пример 5 – обстоятельство. Если междометие выступает в функции подлежащего и дополнения (примеры 3, 4), то оно получает способность иметь при себе определение.
Задание 8. Ученые-лингвисты среди эмоциональных выделяют три группы междометий:
а) междометия, выражающие удовлетворение – одобрение, удовольствие, радость, восхищение и т.п., положительную оценку фактов действительности;
б) междометия, выражающие неудовлетворение – упрек, порицание, протест, досаду, злость, гнев и т.п., отрицательную оценку фактов действительности;
в) междометия, выражающие удивление, недоумение, испуг, сомнение и т.п.
Постарайтесь привести как можно больше примеров на каждую группу междометий.
а) Ага!, ай!, ах!, браво!, о!, ура! и т.д.;
б) а!, ах!, вот еще!, брр!, тьфу!, фу!, эх! и т.д.;
в) ба!, батюшки!, матушки!, ну и ну!, вот так клюква!, подумать только!, увы!, хм! и т.д.
Одни и те же междометия в зависимости от выражения эмоций входят в разные группы. Таковы междометия а!, ах!, ай!, о!, ой!, фу!, эх! и др.
Найдите междометия в следующих предложениях и определите их принадлежность к той или иной группе.
1) Кто-то, перегоняя, проговорил ей над ухом: «Ай да глазки!». (А.Толстой)
2) Ах, да воротите же их! – застонала нервная дама. – Фу, как вы все бестолковы! (А.Куприн)
3) Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! (А.Чехов)
4) Пантелей Прокофьевич деловито оглядел чернявую головку, торчавшую из вороха пеленок, и не без гордости удостоверил: «Наших кровей... Эк-гм. Ишь ты!». (М.Шолохов)
5) – Вот так так! – Ромашов вытаращил глаза и слегка присел. (А.Куприн)
Предложения 1, 4 – междометия ай, эк-гм выражают удовлетворение (восхищение, удовольствие) – значит, относятся к первой группе.
Предложение 2 – междометия ах, фу выражают неудовлетворение (досаду, злость, гнев) – следовательно, относятся ко второй группе.
Предложения 3, 5 – междометия батюшки, вот так так выражают удивление и недоумение, поэтому относятся к третьей группе.
Задание 9. Прочитайте междометия: ау!, айда!, брысь!, алло!, эй!, гоп!, вон!, но!, караул!, тсс!, ну!, цыц!, чу!, ш-ш! Какие это междометия? Попробуйте их сгруппировать. Как вы думаете: это возможно?
Побудительные (императивные). Данные междометия можно объединить в две группы: междометия, выражающие повеление, приказ, призыв к какому-либо действию и т.п. (айда!, брысь!, гоп!, вон!, но!, тсс!, ну!, цыц!, чу!, ш-ш!), и междометия, выражающие призыв откликнуться, служащие средством привлечь внимание и т.п. (ау!, алло!, караул!, эй!) .
Определите, что выражают междометия в следующих предложениях.
1) – Не играйте! – замахали старшины музыкантам. – Тсс... Егор Нилыч спит. (А.Чехов)
2) – Караул! Режут! – закричал он. (А.Чехов)
3) Ребята! Теплынь-то какая, айда купаться. (Вс. Иванов)
4) – Э-ей! – закричал, замахал Григорьев. Повозка свернула в хлеба на полевую дорогу и вскоре подкатила. (В.Кетлинская)
5) – Ну, – сказал я, – выкладывай, что тебе нужно? (К.Паустовский)
В примерах 2, 4 междометия выражают призыв откликнуться, служат средством привлечь внимание. В примерах 1, 3, 5 междометия выражают призыв к какому-либо действию.
Задание 10. Сопоставьте следующие примеры: Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать. (А.Грибоедов). Переписывай! Быстро, ну! (Вс. Иванов)
Ответ. В первом примере междометие ну! является эмоциональным, во втором – побудительным.
Ответ . Междометия широко используются в разговорной и художественной речи. Они служат средством передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности. Кроме этого, в произведениях художественной литературы они усиливают эмоциональность высказывания. Нередко междометия как бы вбирают в себя значение нескольких слов, что повышает лаконизм фразы, например: Пусть не удастся, не выйдет ничего, – ничего. Если же удастся – ого! (Д.Фурманов) Использование междометий передает особенности живой речи, богатой эмоциями, придает тексту живость, непринужденность, экспрессию. Междометия играют важную роль в характеристике персонажа.
Задание 12 . Все вы читали комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Как вы думаете: почему речь Репетилова насыщена междометиями?
Репетилов, как следует из его же собственных слов, способен только «шуметь». Его пустая восторженность естественно выливается в восклицания, пересыпанные междометиями. (О! Познакомься с ним; О! Диво!; ...Ах! Скалозуб, душа моя...)
Вспомните знаменитую Эллочку Щукину из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Сколько междометий включает ее лексикон? О чем это свидетельствует?
Ответ . Эллочка легко обходилась тридцатью словами, из которых три междометия (хо-хо!, подумаешь!, ого!) . Это свидетельствует о языковой и умственной убогости персонажа.
Задание 13. Прокомментируйте знаки препинания. Ученики получают таблицу, состоящую из двух граф. В первой графе записаны примеры. Вторая графа пустая. Во вторую графу ученики записывают комментарий.
Примеры |
Привет! Сегодня я хочу рассказать тебе о маленьких словечках,
которых называют междометиями
. Междометие
- это часть речи
, которая выражает
чувства говорящего
, но не называет
их.
Если ты читаешь литературу на русском языке, то наверное ты уже заметила, что русские очень любят употреблять различные маленькие словечки (междометия): о, а, ах, ой, эх, ну, ого, тьфу, увы, на и т.д.
Междометий в русском языке так много, что я не смею их всех перечислять , уж очень много времени это займет. Ведь мне не только перечислить их надо, но и объяснить какие эмоции они выражают и как их правильно употреблять, а это не так уж и просто, потому что одно и то же междометие может выражать самые разнообразные эмоции. Вот, например, междометие «О!» может выражать восторг , удивление , возмущение , сожаление , радость и т.д.
Я разделю
междометия по группам
в зависимости от
того, какие чувства они выражают и назову только наиболее
употребляемые междометия и так же постараюсь привести хотя бы несколько примеров, чтоб тебе было бы легче понять в какой ситуации ты можешь употреблять те или другие междометия.
1 группа. восхищения , удовлетворения , радости , веселья , одобрения , восторга (положительные чувства): Ура! Браво! То-то! Ах! А! Вот это да! Господи! Слава богу!
Примеры:
Ах
, как хорошо.
Ура!
Наши гол
забили
.
Браво!
- закричал он в восторге.
Господи!
Красота же какая!
А!
Это ты! Я так долго тебя ждала.
2 группа. Междометия, выражающие горе , тоску , печаль , сожаление : Увы! Ах! Эх! Ой-ой-ой!
Примеры:
Я должна была закончить работу, но
- увы!
- Это было невозможно
.
Эх
, нету правды в этом мире
.
Ах
, я был неправ!
3 группа.
Междометия, которые помогают выразить чувства удивления
, испуга
, недоумения
, недоверия
: А! О! Ого! Ну и ну! Ба! Ох! Батюшки! Матушки! Господи!
Примеры:
Батюшки
! Что с твоим лицом случилось?
Ба!
Какие люди! Что вы здесь делаете?
Ого
, как он запел
!
4 группа. досаду , злость , неудовольствие , протест : А! Ах! Ах ты! Черт возьми! Черта с два! Что за черт! Вот тебе на!
Примеры:
Ах ты
, негодяй
!
Черта с два!
Ничего ты не получишь, ничего я тебе не дам!
Вот тебе на!
Опять все провалилос
ь!
Что за черт!
Что творится
?
5 группа.
Междометия, которые выражают злорадство
, сарказм
, презрение
, иронию
, отвращение
: Фу! Фи! Тьфу! Ишь!
Примеры:
Фи
, мерзость! И как я раньше всей этой гадости
не замечал.
Фу
, надоел
!
Тьфу
, не хочу я даже на тебя смотреть.
Ишь
, какой нахал
!
Я могла бы еще продолжать, потому что междометий и вправду очень много. Но, мне кажется, что этого достаточно, я не хочу тебя загружать
излишней
информацией.
На прощание хочу продемонстрировать эффективность междометий и то, как они упрощают нашу повседневность . Например, если ты встретила своего друга в коком-то месте, где ты не ожидала его встретить, то свое удивление ты можешь выразить предложениями: Кого я вижу! Ты тоже здесь? Какие люди! , а можешь и одним междометием: Ба!
Междометия делятся на две группы:
- 1) эмоциональные, используемые для выражения чувств (эмоций), например радости, удивления, испуга, возмущения, но без названия их: ах! эх! бис! браво! ура! — Ура ! Наши победили! Бис ! Браво !;
- 2) побудительные, используемые для выражения желания говорящего, побуждения к действию кого-либо, например: тсс! алло! цыц! стоп! цып-цып! (Алло ! Кто у телефона?; Тсс , молчать!; Стоп , дальше ехать нельзя! ).
К побудительным близки междометия, которые обслуживают сферу этикета и используются для выражения приветствия, благодарности, извинения: Здравствуйте (Иван Иванович!); Спасибо (за помощь); Извините (за беспокойство); Простите (за вторжение). Как видно из примеров, этикетные слова открыты для обращения (Иван Иванович ), могут иметь при себе зависимые слова (за помощь , за беспокойство , за вторжение ).
Междометия употребляются обычно в устной речи. Поэтому выражаемые ими эмоции во многом зависят от интонации, что обусловливает способность многих междометий выражать различные чувства: ах! ох! ух! о! ой! Например, ах может употребляться при испуге: Я пришел тебе сказать , что меня теперь ищут... — Ах! — вскрикнула Соня испуганно (Ф. Достоевский); при выражении восхищения: Ах , какие это были ночи! Что лучше их (В. Гаршин); при выражении горя, сожаления: Ах , Дуня , Дуня! Что за девка-то была! (А. Пушкин), возмущения: Матрена! — закричал Дмитрий Степанович. — Ах , баба проклятая (А. Н. Толстой). Междометие ой выражает испуг: Ой ! Геннадий Демьянович , батюшка , помилосердствуйте. Не убивайте (А. Островский ); удивление: Сколько каждый такой самоварчик [котел] должен весить? Пудов восемьсот , я думаю?.. — Нет , побольше , тысячи полторы. — Ой-ой-ой (И. Куприн); радость: Я тебе приятное приготовила... Покупаю у старухи Кугушевой дом — вот садик-то наш разрастется , а? — Мамочка , ой , как хорошо (М. Горький); сожаление: Теперь ему так живется — ой-ой-ой ! Даже выпивать с горя начал... А давно ли обвенчались (М. Горький).
Некоторые междометия ассоциируются с выражением только каких-либо определенных чувств: презрения (тьфу ), с призывом к чему-либо, например к молчанию (тсс ), к прекращению какого-либо действия (цыц), к удалению чего-либо (долой , прочь ): — Цыц , Розка , — говорила тогда Марья Петровна , обращаясь к собачке , которая принималась неистово лаять , — цыц ! (Д. Григорович); Долой тиранов! Прочь оковы! Не нужно гнета , рабских пут! (Из песни).
Одно и то же чувство может быть выражено разными междометиями — иначе говоря, среди междометий можно выделить синонимические ряды:
Ох! Вот ведь какая судьба!
Ах! Удивительно злая судьба!
Ох! Вот ведь какая судьба!
Ах! Поразительная судьба!
(Н. Матвеева )
Ехал солдат лесом, ехал целый день.
(Ай-ай-ай-ай! Ой-ой-ой-ой!)
Ель, сосна. Да!
А навстречу — бабка, глупая, как пень.
(Ай-ай-ай-ай! Ой-ой-ой-ой!)
Говорит она...
(И. Матвеева )
Неясность чувств, выражаемых по поводу едущего солдата и идущей навстречу бабки, подкрепляется и расплывчатостью употребляемых восклицаний-синонимов.
Отдельную группу составляют звукоподражательные слова (гав-гав , хрю-хрю ), которые, с одной стороны, как междометия, не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, а с другой — в отличие от собственно междометий не выражают каких-либо чувств. В языке немало звукоподражательных слов, которые передают по традиции те или иные звуки (часы ходят "тик-так" , петух поет "ку-ка-ре-ку" , человек смеется "ха-ха" ),
О закреплении тех или иных звукоподражательных слов за определенными проявлениями человеческой деятельности, связанной со звучанием, свидетельствует устойчивое их использование в литературных произведениях. Например, в "Песне о блохе" (в переводе из И. В. Гёте, музыка М. Мусоргского):
Жил-был король когда-то,
При нем блоха жила,
блоха, блоха!
Милей родного брата
Она ему была:
блоха... Ха , ха , ха , ха , ха!
Блоха? Ха , ха , ха , ха , ха!
Зовет король портного:
"Послушай ты, чурбан!"
Для друга дорогого
Сшей бархатный кафтан!
Блохе кафтан? Хе , хе , хе , хе , хе!
Блохе? Хе , хе , хе , хе! Кафтан?
Ха , ха , ха , ха. Ха , ха , ха , ха!
Блохе кафтан!
Большинство звукоподражательных слов создается и употребляется отдельными лицами, которые передают таким образом индивидуальное восприятие каких-либо звуков, исходящих из окружающего мира. Примером может послужить "звуковое" изображение рытья земли для освобождения завязнувших в ней колес автомашины:
В две лопаты с двух сторон дружно мы начали копать землю...
Кряк , кряк. Дзень , дзень , дзенъ , кхы , кхы. Шлеп , шлеп , шлеп. Чмок , чмок. А, гадство. У нас узнаешь, как не даваться. Шлеп , шлеп. Глубже бери, все равно осядет. Чмок , чмок. И когда это будут у нас дороги? Кряк , кряк. Сам-то откуда?.. А зовут как? Буль , буль. Сергей. Глина... Из-под каждого колеса надо полкубометра выбрать. Шмяк , шмяк... Чмок. Трах! Серега распрямился, держа в руках обломок черенка лопаты (В. Солоухин ).
Сомнительно отнесение к междометиям "глагольных междометий", т.е. бессуфиксальных отглагольных образований типа прыг , скок , так как они, хотя и являются неизменяемыми эмоциональными словами, все же имеют лексическое значение, соотносительное с глагольным, и выступают в предложении только в роли сказуемого (Лягушка прыг-скок и ускакала ).
По своей структуре междометия могут быть простые, т.е. первообразные, непроизводные (ах , ох ), сложные, образованные повторением одного и того же междометия или соединением разных междометий (кис-кис , дрынь-брынь ), а также составные, представляющие сочетания слов (о Боже , слава тебе Господи , леший возьми ).
В составе междометий выделяются три группы: 1) междометия эмоциональные, 2) междометия побудительные, 3) междометия этикетные.
Эмоциональные междометия могут выражать различные положительные или отрицательные эмоции, а также то или другое эмоциональное состояние: радость, весёлость, страх, ужас, недоумение, опасение, восхищение и т. д., например: Ах, на свете всё из той же самой глины... (Ф. Сологуб) (разочарование); А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить... (А. Грибоедов) (злорадство); Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз твердить одно и то же... (А. Грибоедов) (раздражение); Кто перед всеми знал почёт? Максим Петрович! Шутка! (А. Грибоедов) (восхищение); Увы! Поныне только люди... (Вяч. Иванов) (сожаление).
Побудительные междометия обычно выражают: 1) зов, оклик, например: Эй, воротник, говоришь по-немецки? (Ин. Анненский); 2) побуждение, запрещение, например: Тсс. ни слова... даль былого... (Ин. Аннениский) (оклик и запрещение); 3) заверение, например: Вот, сударь, если бы вы были за дверями, ей-богу, нет пяти минут, как поминали вас мы тут... (А. Грибоедов) (заверение).
К побудительным междометиям относятся слова, используемые для подзывания животных или управления животными (кис-кис, цып-цып, кусъ-кусъ, но!, тпру! и др.). Их не надо путать со звукоподражательными словами, имитирующими звуки, издаваемые животными (мяу-мяу, гав-гав, ко-ко-ко, пи-пи-пи, и-го-го и др.) Звукоподражательные слова, в отличие от побудительных междометий , не передают значения волеизъявления. Ср.: Она, как будто по инстинкту, произнесла: «Кис, кис!» — и вдруг из бурьяна вышла её серенькая кошка, худая, тощая... (Н. Гоголь).
Этикетные междометия — это слова, связанные с выражением в речи норм этикета (Спасибо! Благодарю! Здравствуй! Привет! До свидания! Счастливо! Всего хорошего!), например: Здорово, друг, здорово, брат, здорово! (А. Грибоедов) (приветствие).
Значение междометия, его морфологические признаки и синтаксическая функция
Междометие - часть речи, которая выражает различные чувства и побуждения, но не называет их.
Выражаемые междометиями чувства или волеизъявления передаются при помощи особой интонации, например: Ах, сколько у меня интересного материала!.. (А. Куприн); Эй! Лисья шуба, коли есть лишни,/Не пожалей пятишни... (Ин. Анненский).
Междометия отличаются и от знаменательных, и от служебных частей речи. От знаменательных частей речи междометия отличаются тем, что не называют явления действительности, а от служебных - тем, что не выражают отношений между словами в словосочетании и предложении, не служат для связи слов и предложений и не вносят в предложение дополнительных смысловых оттенков.
Междометия не имеют ни лексических, ни грамматических значений и не могут выступать в роли какого-либо члена предложения. Однако междометия являются базой для образования слов других частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, которые активно используются вречи. Например: Лошади равнодушно переступив ли через преграду и двинулись дальше, однако кучер кареты затпрукал, натянул поводья (Б. Акунин).
К междометиям не следует относить слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др., а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц. (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др.).
Виды междометий по происхождению и структуре
По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы. К этой же группе относятся и сложные междометия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т. п.
Производные междометия образованы от слов других частей речи: а) глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь); б) существительных (батюшки, караул, господи); в) наречий (довольно, полно); г) местоимений (то-то же).
К производным междометиям относятся и слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут).
По структуре междометия могут быть: а) простыми, то есть состоять из одного слова (аи, ой, увы); б) сложными, т.е. образованными соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы); в) составными, то есть состоять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз).
Виды междометий по значению
В составе междометий выделяются три группы: 1) междометия эмоциональные, 2) междометия побудительные, 3) междометия этикетные.
Эмоциональные междометия могут выражать различные положительные или отрицательные эмоции, а также то или другое эмоциональное состояние: радость, весёлость, страх, ужас, недоумение, опасение, восхищение и т. д., например: Ах, на свете всё из той же самой глины... (Ф. Сологуб) (разочарование); А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить... (А. Грибоедов) (злорадство); Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз твердить одно и то же... (А. Грибоедов) (раздражение); Кто перед всеми знал почёт? Максим Петрович! Шутка! (А. Грибоедов) (восхищение); Увы! Поныне только люди... (Вяч. Иванов) (сожаление).
Побудительные междометия обычно выражают: 1) зов, оклик, например: Эй, воротник, говоришь по-немецки? (Ин. Анненский); 2) побуждение, запрещение, например: Тсс. ни слова... даль былого... (Ин. Аннениский) (оклик и запрещение); 3) заверение, например: Вот, сударь, если бы вы были за дверями, ей-богу, нет пяти минут, как поминали вас мы тут... (А. Грибоедов) (заверение).
К побудительным междометиям относятся слова, используемые для подзывания животных или управления животными (кис-кис, цып-цып, кусъ-кусъ, но!, тпру! и др.). Их не надо путать со звукоподражательными словами, имитирующими звуки, издаваемые животными (мяу-мяу, гав-гав, ко-ко-ко, пи-пи-пи, и-го-го и др.) Звукоподражательные слова, в отличие от побудительных междометий , не передают значения волеизъявления. Ср.: Она, как будто по инстинкту, произнесла: «Кис, кис!» - и вдруг из бурьяна вышла её серенькая кошка, худая, тощая... (Н. Гоголь).
Этикетные междометия - это слова, связанные с выражением в речи норм этикета (Спасибо! Благодарю! Здравствуй! Привет! До свидания! Счастливо! Всего хорошего!), например: Здорово, друг, здорово, брат, здорово! (А. Грибоедов) (приветствие).