Какие сказочные мотивы использованы в повести "Ночь перед Рождеством"? Викторина по произведению Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему Образы главных героев


Повесть «Ночь перед Рождеством» входит в сборник Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В ней автор прекрасно отобразил жизнь простого украинского хутора с его традициями и живописными пейзажами.

Среди героев повести особенно выделяется образ Вакулы – деревенского парубка, работающего кузнецом. Он добрый и простодушный, однако, наделен сообразительностью и отважностью. Работа кузнеца – тяжелый труд, который превратил Вакулу в сильного и терпеливого юношу. Но кроме силы у него есть и талант к рисованию. Он малюет картины религиозной тематики. И это у него выходит так правдоподобно, что даже нечистая сила затаивает на него обиду.

Важная черта характера героя – вольнолюбие, которое было так характерно для украинского казачества. Вакула уважает старших людей, но не мирится с несправедливым отношением. Например, он противостоит богатому казаку Чубу, который смотрит на него свысока и не расценивает его в качестве достойного жениха своей дочери. Герой влюблен и упорно борется за свое счастье. Он продолжает ухаживать за кокеткой Оксаной, хотя от девушки из-за вредного характера уже многие женихи отвернулись. Вакула замечает, что дочка Чуба немного чудная, но восхищается ее красотой и готов ради нее на все.

Однажды просит Вакулу принести ей черевички, которые носит сама царица. Девушка задевает гордость парубка такой насмешливой просьбой, но он все равно соглашается принести ей черевички. Сначала он не знает, как выполнить просьбу и даже идет к загадочному Пацюку за советом. Но он насмешливо отвечает, что тому, кто носит нечистую силу за спиной, не нужна помощь. Герой удивляется, считая сказанное простой бессмыслицей. Но когда Вакула открыл мешок, который он вынес из дому, то увидел там черта, спрятанного Солохой. Тогда Вакула соглашается на сделку ради Оксаны.

В результате Вакуле удалось перехитрить нечистую силу и заставить отвезти его во дворец к царице. Там он решается попросить у царицы ее черевички. Удивленная искренностью и смелостью парубка, владычица выполняет просьбу. Вакула возвращается в Диканьку победителем. Но за время его отсутствия между людьми прошел слух, что он покончил с собой из-за отказа Оксаны. Красивая панночка очень жалела, что попросила о невозможном подарке парубка, потому что осознала, что любит его. Когда Вакула принес ей черевички, то ей они оказались не нужными, а нужен только он сам. Любовь изменила Оксану и принесла счастье кузнецу Вакуле.

Парубок в конце повести обретает долгожданное и вполне заслуженное семейное счастье. Он женится на Оксане, у них появляется сын. Автор показывает, что люди с добрым сердцем, отважные и настойчивые могут добиться успеха.

В образе кузнеца Вакулы писатель показывает представителя простого народа, наделенного высокими моральными качествами. Парубок сильный, честный, добрый, смекалистый и талантливый, благодаря чему достигает поставленной цели.

Несмотря на то, что его мать Солоха настоящая ведьма, летающая на метле и таскающая с ночного небосвода звёзды, молодой кузнец очень набожен. Основные темы для своего художественного творчества он черпает в библейских сюжетах. На стене церкви Вакула изобразил эпизод Страшного суда, где грешники избивают чёрта, за что на него страшно обозлился главный «герой» написанной картины.

Вакула и Оксана

Вакула давно и страстно влюблён в капризную, но самую видную дивчину на деревне Оксану, дочь зажиточного казака Корния Чуба. Норовистая девушка не спешит отвечать кузнецу взаимностью, она без конца любуется собой и высмеивает горячие признания поклонника.

В предрождественскую ночь, когда кознями чёрта и ведьмы, в кромешной тьме ещё и разгулялась вьюга, Вакула пришёл в дом к своей возлюбленной. Девушка смеётся над влюблённым казаком и замуж идти не желает. Она требует черевички с ног самой царицы в доказательство любви. Вакула уходи к себе в хату, где прихватывает три тяжёлых мешка, в которых спрятались друг от друга чёрт, голова, дьяк и Чуб, отец Оксаны. Все четверо приходили к ведьме Солохе «погостить», но не хотели быть увиденными. Кузнец не придаёт значения чрезмерной тяжести мешков, так как груз на сердце от обидных слов Оксаны давит на него в стократ сильнее.

На улице Вакула встречает колядующих ребят и Оксану. Она вновь повторяет свои условия — башмачки самой царицы взамен на руку и сердце. В отчаянье кузнец оставляет все мешки, кроме самого лёгкого, на дороге и убегает прочь с намерением утопиться. Молодёжь решив, что в мешках гостинцы, забирает их с собой в деревню. Вакула, немного остыв и передумав топиться, подаётся к запорожцу Пацюку, давно привечающему у себя всякую нечисть, чтобы просить совета. Кузнец уверен, что в ситуации с добычей черевичек самой Екатерины, ему может только нечистая сила помочь. Пацюк заявляет Вакуле, что тот, кого он ищет, находит у него за спиной. Смелый кузнец, схватив чёрта за хвост и оседлав его, обещает наложить на беднягу «крест», если тот не доставит его на приём в царице. Добравшись до Петербурга, путешественники прибиваются к запорожцам и вместе с ними попадают на приём к её Величеству. Честная и простодушная просьба влюблённого парубка растопила сердце царицы, и она подарила ему свои черевички. Добравшись верхом на чёрте обратно домой, Вакула награждает его плетью и отпускает восвояси.

Диканька на следующий день стояла на ушах. Народ поговаривал о сгинувшем из-за любви добром молодце Вакуле. Оксану ранят эти слова, на самом деле она давно отвечает кузнецу взаимностью и лишь девичье кокетство не давало девушке открыться. Совсем она опечалена, когда Вакула не пришёл на утреннюю и обеденную службу, которых раньше никогда не пропускал. Но бравый кузнец просто проспал после безумного ночного путешествия и явился к Оксане домой и с подарками свататься ближе к вечеру. Чуб даёт своё согласие на брак. Перепугавшаяся больше не увидеть Вакулу, Оксана готова была выйти за него уже и без всяких черевичек.

Цитаты Вакулы

Что мне до матери? ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами. Не хочу, сказал бы я царю, ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!

Думаю, и не могу вздумать, куда девался ум мой? Она меня не любит — ну, Бог с ней! будто только на всем свете одна Оксана. Слава Богу, девчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с неё никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться.

Но, Боже ты мой, отчего она так чертовски хороша? Ее взгляд, и речи, и все, ну вот так и жжет, так и жжет… Нет, не в мочь уже пересилить себя! Пора положить конец всему: пропадай душа, пойду утоплюсь в пролубе, и поминай как звали.

На стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалёвана!» — и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери...

Прослушать произведение (аудиокнига ) можно или

Лекция по произведению с телеканала "Бибигон" (лектор Дмитрий Бак) смотреть

Видеоуроки:

  • Видеоурок "Н.В. Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести. Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством». Пейзаж" смотреть
  • Видеоурок " Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Сцены придворной жизни" смотреть
  • Видеоурок " Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Теория литературы. Юмор" смотреть

Экранизация повести:

  • Советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имен и М.Горького в 1961 году режиссёром Александром Роу, смотреть

Тест по произведению "Ночь перед Рождеством" с ответами:

1. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством? (Звёзды.)

2. Как ведьма и чёрт попали в хату? (Через трубу.)

3. Кто и зачем украл месяц?(Чёрт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб – отец Оксаны никуда не уйдёт из дому, и свидание не состоится.)

4. За что чёрт мстил кузнецу? (Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного чёрта били, чем ни попадя.)

5. Сколько лет было Оксане? (16-17 лет.)

6. Какой подарок готовил кузнец Оксане? (Сундук с железной оковкой и росписью.)

7. Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу? (Солоха, мать кузнеца.)

8. Почему из всех своих ухажеров Солоха предпочитала Чуба? (Чуб был богат, хозяйство содержал в порядке, хоть и немолод был, но ещё в добром здравии, а самоё главное – был вдовец.)

9. Как случилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, и выгнал его из собственного дома? (Кузнец был раздражён тем, что кто-то помешал его беседе с Оксаной, Чуба он не узнал (метель, темно), а тот смущённый резкостью тона Вакулы, решил, что попал в чужую хату.)

10. Какое условие кузнецу поставила Оксана, согласившись выйти за него замуж? (Кузнец должен был достать ей «черевички, которые сама царица носит».)

11. Что такое колядование? (Праздничный обряд под Рождеством: игры, хороводы, пение песен величальных и хождение по дворам, за что хозяева одаривали чем-нибудь вкусным: салом, пирогами, мёдом, колбасами.)

12. Кто угодил в мешки в избе Солохи? (Чёрт, голова, Чуб, дьяк.)

13. Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошёл за помощью? (Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, а ещё знался по всеобщему мнению, с нечистой силой.)

14. За что Пузатого Пацюка ценили уважали в селе? (За знахарство.)

15. Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле? («Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами».)

16.Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулай? (Галушки, вареники со сметаной.)

17. Как можно укротить чёрта? (Крестным знамением.)

24. Что стало с Оксаной, когда пропал? (Оксана смутилась, задумалась, вспомнила, как хорош собой Вакула, как преданно её любит, какой он мастер и т.д., кончилось тем, что « к утру влюбилась в кузнеца».)

25. Как кузнец сватался? (Принёс Чубу новёхонькую шапку и красивый пояс, повалился в ноги и сказал: « Помилуй, батько! не гневись! вот тебе и нагайка: бей, сколько душа пожелает…Отдай, батько, за меня Оксану».)

26. Как кузнец отблагодарил чёрта? (Отвесил чёрту три удара хворостиной.)

Укажите правильный вариант ответа:

1 . Имя какого издателя указано в заглавии сборника?

А) Тихон Сидоренко;

Б) Рудый Панько;

В) Левко Макогоненко;

Г) Охрим Голопупенко.

2. В каком селе происходит действие повести Н.В. Гоголя?

А) Диканька;

Б) Васильевка;

В) Макеевка;

Г) Добринка.

3. Какое средство художественной выразительности используется в данном фрагменте?

«Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды . Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело славить Христа. ‹…› Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принарядившихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег».

А) эпитет;

Б) олицетворение;

В) метафора;

Г) сравнение.

4. Накануне какого праздника происходит действие в повести?

А) Новый год;

Б) Рождество;

В) Крещение;

Г) Пасха.

5. Как назывались песенки, которые исполняли юноши и девушки в Сочельник?

А) потешки;

Б) прибаутки;

В) колядки;

Г) шарады.

6. Какие из перечисленных персонажей являются персонажами повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

А) козак Касьян Свербыгуз;

Б) Солопий Черевик;

В) Ганна;

Г) козак Цыбуля;

Д) Одарка;

Е) есаул Горобець.

7. Переведите на русский язык слова в левом столбике, подобрав к ним соответствующие слова из правого столбика.

8. Что собирала ведьма поздней ночью?

А) травы;

Б) звёзды;

В) монеты;

Г) цветы.

9. Что спрятал черт в своём кармане в начале повести?

А) люльку;

Б) носовой платок;

В) месяц;

Г) свитку.

10. Что обещал подарить Оксане Вакула, лишь бы она согласилась выйти за него замуж?

А) платок, вышитый золотыми нитями;

Б) черевики, которые носила императрица;

В) платье, расшитое драгоценными камнями;

Г) серебряное зеркальце с изумрудами.

11. За что «чёрт поклялся мстить кузнецу»?

А) Вакула изобразил его в неприглядном виде на стене церкви;

Б) Вакула обманул чёрта;

В) Вакула ударил чёрта;

Г) Вакула угрожал ему кипарисным крестиком.

12. К кому обращался Вакула за помощью найти чёрта?

А) Сердюк;

Б) Панасюк;

В) Пацюк;

Г) Данилюк.

13. Что нужно было сделать Вакуле, чтобы чёрт в его руках «сделался так тих, как ягнёнок»?

А) петь;

Б) утешать;

В) креститься;

Г) пригрозить.

14. Как «поблагодарил» Вакула чёрта?

А) отвесил три удара;

Б) обнял на прощание;

В) подарил целковый;

Г) пригласил в гости.

15. Каким термином обозначается подробное описание внешности персонажа?

«…Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды…»

А) повествование;

Б) описание;

В) портрет;

Г) олицетворение.

16. Какое средство выразительности используется в данном предложении?

«Близорукий, хотя бы надел на нос вместо очков колёса с комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое».

А) гипербола;

Б) аллегория;

В) эпитет;

Г) литота.

17. Что говорили бабы о Солохе?

А) она работящая;

Б) она воровка;

В) она обманщица;

Г) она ведьма.

18. Укажите, кого Солоха не прятала в мешок?

А) чёрт;

Б) дьяк;

В) голова;

Г) Чуб;

Д) Вакула

19. Что, по мнению жителей села, произошло с Вакулой?

А) заблудился;

Б) навсегда уехал;

В) утопился;

Г) повесился.

20. В какой город отправился Вакула верхом на чёрте?

А) Петербург;

Б) Москва;

В) Киев;

Г) Париж.

21. Что из перечисленного соответствует тому, каким увидел Вакула город? (Возможно несколько вариантов ответа)

А) «месяц украдкой заглядывал в окна»;

Б) «домы росли и будто поднимались из земли»;

В) «скрып мороза под сапогом слышался за полверсты»;

Г) «громоздятся четырехэтажные стены»;

Д) «кареты летали»;

Е) «как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками»;

Ж) «пешеходы теснились под домами».

22. К кому обратился за помощью Вакула, прибыв в город?

А) к татарам;

Б) к запорожцам;

В) к белорусам;

Г) к французам.

23. Какой исторический персонаж представлен в повести так:

«Минуту спустя вошёл в сопровождении целой свиты величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в жёлтых сапожках. Волосы на нём были растрёпаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях была видна привычка повелевать».

А) М.И. Кутузов;

Б) А.В. Суворов;

В) А.Д. Меньшиков;

Г) Г.А. Потёмкин.

24. Дополните, какой комплимент сделал Вакула императрице?

«Какие же должны быть самые ножки? Думаю, по малой мере из чистого ______________».

А) золота;

Б) серебра;

В) сахара;

Г) фарфора.

25. Как выкрасил Вакула хату, в которой они жили теперь вместе с Оксаной?

А) нарисовал их с Оксаной портреты;

Б) нарисовал местные пейзажи;

В) нарисовал портрет императрицы;

Г) нарисовал казаков на лошадях.

...поэт вошёл в царство народности как её полный властелин, но, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею, а не тождество...
В. Г. Белинский

Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» похожа на фольклорную волшебную сказку, иными словами, автор активно пользуется вымыслом, фантастикой и символикой, чтобы в иносказательной форме охарактеризовать окружающий мир.

Предметом изображения в волшебной сказке являются необычные, страшные события (женитьба на лягушке, путешествие в загробный мир); в«Ночи...» находим договор доброго христианина — кузнеца Вакулы с чёртом — врагом рода человеческого. В волшебной сказке действие имеет приключенческий характер, положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели (побеждает Кощея, достаёт молодильные яблоки); в «Ночи...» Вакула за рождественскую ночь слетал в Петербург за царскими черевичками (непременное условие для свадьбы с Оксаной) и воротился в Диканьку. В волшебную сказку часто вводятся чудесные персонажи, которые помогают герою достичь своей цели (волк, конь, меч-кладенец и т.д.); в «Ночи...» таким помощником главного героя становится... чёрт.

Вымысел в волшебной сказке может напоминать действительность, а может иметь фантастический характер. Замечательной особенностью «Ночи...» является переплетение реальности и фантастики, подчас такое тесное, что невозможно отделить одно от другого. Здесь реальность объясняется через фантастику. В рождественскую ночь с неба над Диканькой пропал месяц и поднялась метель, потому что чёрт решил навредить кузнецу. Вакула собирался пойти к Оксане объясниться, но не хотел встречаться с Чубом, которого недолюбливал. Чёрт специально украл месяц с неба и положил в свою торбочку, чтобы Чуб остался дома. Фантастика, в свою очередь, приобретает реальные черты в сцене, когда чёрт, украв месяц, прилетает к Солохе и начинает ухаживать за ней, как опытный дамский кавалер. Или Вакула приходит за советом к сельскому колдуну Пузатому Патоку, а тот ест самые обычные вареники фантастическим образом: взглядом перебрасывает вареники из одной миски в другую, наполненную сметаной, а потом тем же магическим способом отправляет их в собственный рот.

Реальность и фантастика переплелись в образе кузнеца Вакулы. С одной стороны, это вполне реальный человек, ничто человеческое ему не чуждо: он горячо любит Оксану и страдает от её кокетства, недолюбливает Чуба, он хороший кузнец и основательный хозяин. С другой стороны, он положительный герой народных сказок, который обладает всеми необходимыми для этого качествами. Автор наделил Вакулу физической силой (гнёт руками подковы), мужеством (путешествует по небу), упорством (не бросает ухаживание-волокитство за Оксаной), красотой (в запорожском кафтане очень понравился царице), подкупающей прямотой в обращении с Оксаной, Чубом, Екатериной. В образе Вакулы соединились черты фольклорного богатыря (Ивана-крестьянского сына) и «иронического дурака» (Иванушки-дурачка, который на деле оказывается самым умным среди сказочных героев). Рядом с Вакулой в повести помещены другие достойные казаки (например, смелые, рассудительные запорожцы).

Гоголь сохраняет идейную установку любой сказки — показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу добра. В соответствии с этим идейным заданием все герои в сказке делятся на добрых (олицетворяют христианские ценности) и злых (представляют языческие образы); в «Ночи...» Вакула — наиболее активный представитель добрых сил, а его мать Солоха (известная всей Диканьке ведьма) и чёрт играют роли сказочных злодеев. Правда, у этих злодеев не получается серьёзно навредить Вакуле. Солоха против женитьбы сына на Оксане, так как сама хочет выйти замуж за Чуба, чтобы прибрать к рукам его богатое хозяйство, но именно Вакула в конце концов получает согласие невесты и её отца. Чёрт, стараясь помешать Вакуле, всё время попадает впросак и сам в конце концов, под угрозой крестного знамения, помогает удалому кузнецу добыть царские черевички. Злые силы в повести совсем нестрашные, наоборот, они описываются с замечательным юмористическим мастерством.

Юмор в «Ночи...», кроме прочего, сглаживает границы реального и фантастического миров. Так, хотя чёрт очень старался, чтобы старый Чуб остался дома, достойный селянин из упрямства отправился в гости. Нечистый просчитался, так как никакая метель не может остановить казака, когда он намерен выпить «перегонной на шафран водки». Ещё пример. Каких размеров должен быть мешок, чтобы в нём могли уместиться два таких солидных казака, как дьяк и Чуб? Каким силачом должен быть Вакула, чтобы разом поднять этот мешок и ещё один, в котором Солоха спрятала многопудового диканьковского голову? Однако все эти несуразности Гоголь описывает совершенно серьёзно, что усиливает комизм ситуации.

В повести Гоголь повторяет распространённые сказочные сюжетные ходы. Часто причиной приключений сказочных героев является поиск пропавшего жениха («Финист-Ясный Сокол») или невесты («Царевна-лягушка»), Своенравная Оксана не ценит любовь Вакулы и похожа, в каком-то смысле, на потерявшую невесту. Кузнец хочет заслужить любовь Оксаны, подарив ей царские черевички, за которыми отправляется в далёкий Петербург. Как обычно бывает в сказках (например, Иван-царевич сжигает кожу царевны-лягушки), Вакула сначала выбирает неверный путь для достижения своей цели: чтобы добиться любви Оксаны, он готов утопиться или заключить сделку с нечистой силой. Однако он вовремя успевает опомниться, отбросив грешные мысли о самоубийстве и продаже своей души чёрту. Гоголь использует сказочный мотив странствий (Иван-царевич проходит Медное, Серебряное и Золотое царство): Вакула летит из Диканьки в Петербург. Тройное повторение эпизодов — характерная особенность фольклорных сказок — присутствует в «Ночи...», правда, повторяются периферийные эпизоды: Солоха прячет в мешки трёх своих поклонников (голову, дьяка и Чуба), чёрт же сам ныряет в маленький мешок. В результате четыре кавалера распределяются по трём мешкам. Как во многих волшебных сказках в финале появляется справедливый и добрый царь, так и в «Ночи...» Вакула добирается до Зимнего дворца, где невыразимо прекрасная царица Екатерина без лишних вопросов исполняет просьбу простодушного кузнеца и дарит ему счастье — золотые черевички из собственного гардероба. Как и у большинства сказок, у повести счастливый конец: добро торжествует над злом, преданный Вакула заслуживает любовь своей избранницы.

Итак, повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» имеет множество черт, роднящих её с волшебной сказкой: захватывающие сюжетные ходы, образ главного героя, группировка персонажей. Однако «Ночь...» представляет собой не фольклорную, а авторскую сказку, то есть литературное произведение, которое отличается от народной сказки изобразительными приёмами.

Во-первых, у Гоголя сказочный сюжет обрастает красочными описаниями, то есть автор стремится опоэтизировать природу и казацкий быт по сравнению с лаконичной фольклорной сказкой. Эти точные и остроумные описания замедляют действие повести, но усиливают увлекательность повествования.

Во-вторых, эпизоды повести выстроены так, чтобы придать захватывающую напряжённость рассказу, а развязка каждого эпизода неожиданна и комична. Так, Чуб заблудился в метели и вернулся-таки домой, как хотел чёрт. Но, столкнувшись в дверях собственной хаты с Вакулой, Чуб оробел, а кузнец, не узнав будущего тестя, крепкими толчками выгнал Чуба на мороз. Когда Солоха уже рассадила трёх своих важных кавалеров в мешки, подоспел последний — казак Свербыгуз. Его она не решилась принимать дома, так как нельзя было найти мешка, в который бы поместился такой дородный мужчина. Тогда «Солоха вывела его в огород, чтобы выслушать от него всё то, что он хотел ей объявить».

В-третьих, Гоголь использует сложные психологические мотивировки поведения героев (почему чёрт не любит кузнеца; как Оксана поняла, что любит Вакулу; почему старухи считали Солоху ведьмой и т.д.).

При всех отличиях «Ночи...» от фольклорной сказки, следует признать, что эта повесть истинно народное произведение: Гоголь отразил в ней народную жизнь в её существенных проявлениях, отразил дух народа, его остроумие, весёлость, его взгляд на мир.