Внутренний аудит системы качества на предприятии. Аудит качества Аудит качества наиболее эффективен если он проводится


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Инструменты контроля качества аудита. Внешние проверки качества аудита. Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими. Функции сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2009

    Внутренний контроль качества аудита. Требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки. Форма и содержание внутренних стандартов аудиторской организации: перечень стандартов, положения о методике проведения аудита.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2007

    Внутренний и внешний контроль качества аудита. Требования к системе внутреннего контроля качества аудита. Процесс подготовки программы аудита. Разработка общего плана аудита. Договор на проведение аудита. Права и обязанности аудиторской организации.

    презентация , добавлен 02.04.2017

    Возникновение аудита в мировой практике как новой доверительной формы проверки финансово-экономической деятельности экономических субъектов. Сущность и виды внешнего аудита. Взаимодействие и отличия внешнего аудита и системы внутреннего контроля.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Организация внутреннего аудита системы качества. Процедуры предварительного ознакомления аудитора с клиентом. Достоинства и недостатки внешнего аудита. Основные этапы проведения внешней проверки комиссией органа по сертификации систем менеджмента.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

    Внутренние аудиты как форма контроля руководством системы менеджмента качества предприятия. Составление плана внутреннего аудита. Подготовка рабочих документов. Проведение аудита на местах. Сбор и проверка информации. Формирование наблюдений аудита.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2011

    Взаимосвязь, цели, задания и отличия внешнего и внутреннего аудита. Порядок реализации материалов аудиторской проверки. Контроль качества проведения аудита. Аудит кредиторской задолженности по кредитам банков. Понятие сопутствующих аудиторских услуг.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2010

    Понятие и методы внутреннего аудита. Изучение системы внутреннего контроля сбыта (реализации) продукции на основании организационной структуры предприятия и его учетной политики. Организационная модель аудиторской оценки эффективности данных процедур.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

Источник: сайт консалтинговой компании «Quality America», которая занимается программным обеспечением для статистического контроля процессов, обучающими материалами по менеджменту качества и «Лин Шесть Сигм». Услуги организации представлены в 23 странах.

Кто такой аудитор качества и в чем заключается цель такого аудита? Похож ли он на финансовый аудит? Аудит качества, надзор и – это одно и то же? Похожие вопросы часто задают те, кто не знакомы со спецификой этой сферы. Если говорить о том, что такое , то, кажется, лучше всех высказался Алан Джей Сейл (Allan J. Sayle, – ред.):

Цитата: ‘Аудиторы представляют собой самую важную из профессий в области . Они должны обладать лучшими и наиболее обширными знаниями о бизнесе, которые внедряются и так далее. Они лицезреют в непосредственной близи: что работает, что не работает, видят сильные и слабые стороны стандартов, инструкций, процедур и систем’

Цель аудита качества: оценить или проверить продукцию, процессы, которые повторяясь, определяют конкретных товаров или линейки продуктов, или формируют систему, поддерживающую выпуск продукции. Аудит качества также предназначен для оценки того, насколько объект проверки действует в соответствии с управляющей исходной документацией, например, внутриорганизационными директивами, центральными и региональными законами и . От финансового аудита, аудит качества отличается тем, что в первом случае ставится цель проверить добросовестность и точность используемых методов расчетов. , что разница между двумя видами аудитов предопределяется расхождением в самом фундаментальном – , есть и много общего. Многие методы аудита качества берут свое начало в традиционных практиках финансового аудита.

Системный, процессный аудиты, аудиты продукции и соответствия

Системный аудит

Аудит системы качества отвечает на вопросы кто, чем, где, когда и как в (СМК, – ред.) производит ее продукт. Например, какова структура СМК? Кто ответственен за производство продукции? Кто ответственен в организации за обеспечение качества продукции, удовлетворение или превышение требований потребителя к ней? Какова степень вовлеченности менеджмента в ежедневное функционирование СМК? Какие процедуры используются для координирования усилий компании по выпуску продукции? Как процедуры хранятся и обновляются? В каком месте с ними можно ознакомиться? Какие типы процессов используются (напрямую или косвенно, – ред.) для того, чтобы изготавливать продукцию? Как существующие процедуры поддерживают эти прямые и опосредованные ? И так далее. Аудит системы качества характеризуется тем, что сосредоточен не на тактических, а на основополагающих стратегических вопросах, связанных с системами менеджмента качества. При этом типе проверки аудиторы «копают вширь, а не вглубь», так как им гораздо важнее составить общее представление. Существует определение аудита качества, это: «систематическая и независимая проверка того, действительно ли мероприятия и реальные результаты по управлению качеством согласуются с запланированными практическими мерами и внедрены ли эти меры эффективно и таким образом, чтобы достигать поставленных целей» (ISO 10011-1 (1990), – ред.). Также аудит качества – это «документируемая деятельность с целью подтвердить путем проверки и оценки объективных доказательств, что применимые элементы системы качества приносят пользу и спланированы, документированы и в соответствии с имеющимися требованиями (оригинал статьи ссылается на руководство американского органа по стандартизации ANSI/ASQC A3 (1987), – ред.).

Процессный аудит

В то время как системный аудит носит очень общий характер по своей природе, процессный аудит локализован гораздо более предметно. В отличие от системного, процессный «роет не в ширь, а вглубь». По большей части он сосредоточен на характере того, как 1) люди, 2) материалы 3) механизмы и так далее, которые взаимодействуя производят продукцию. Процессный аудит сравнивает и выделяет способ, которым производится конечная продукция в соответствии с документированными процедурами, рабочими инструкциями, стандартами выполнения операций, которые открывают первыми, когда реализуют процессы, непосредственно производящие продукт. Процессные аудиты оценочны и аналитичны по своей природе. В поле зрения процессного аудита также пригодность и общая надежность процесса как такового. Например, встает вопрос: может ли процесс стабильно приводить к приемлемому результату. Есть ли в процессе вторичные шаги, которые не требуются непосредственно для создания продукции? Актуальны ли существующие процессы с точки зрения того, насколько они позволяют отвечать действующим и возможным в будущем требованиям ключевых потребителей?

Держите в голове, что процессный аудит имеет как бы два режима своей реализации: оценочный и аналитический. Когда он предстает в своем оценочном воплощении, уделите внимание вопросу о том, участвует ли персонал в процессах производства продукции в полном соответствии с производственными процессными планами, процедурами, рабочими инструкциями, стандартами выполнения операций и так далее? В аналитической инкарнации процессного аудита все наоборот: важнее как процедуры, инструкции и так далее, поддерживают аудитируемые процессы. Они помогают или тяготят? Носят исчерпывающий или фрагментарный характер? Есть ли дублирование и параллелизм между различными функциями? Просматриваются ли вторичные шаги, не участвующие непосредственно в получении результата? Весь процесс соответствует артикулированным или подразумеваемым целям организации: достижению краткосрочной удовлетворенности потребителей, долгосрочному повторному результату, сохранению прибыльности и роста?

Аудит продукции

Слово «аудит» в словосочетании «аудит продукции» это некое недоразумение. По сути, речь идет о контроле выпущенной продукции до ее поставки конечному потребителю. Вот, что имеется в виду, когда говорят об аудите продукции. Это проверка переменных и постоянных характеристик товара: внешний вид, размеры, отсутствие разрывов в электронной цепи. Данные аудита продукции обычно предоставляют интересные факты относительно надежности и эффективности системы качества. Аудиты продукции обычно проводят по одной или нескольким из следующих причин:

  1. Оценить качество выпущенной продукции или группы продукции.
  2. Решить, отвечает ли выпущенная продукция или линейка продуктов заранее установленному стандартами уровню качества.
  3. Оценить уровень качества, обозначенный специально для инспекционной проверки.
  4. Измерить степень эффективности инспекционной проверки, чтобы принять решения по вопросам качества.
  5. Проверить то, насколько подходящими являются процессы внутреннего контроля качества на предприятии.

Аудит соответствия

Во время аудита соответствия аудитор проверяет записанные процедуры, рабочие инструкции, контрактные обязательства и так далее. Оцениваются и попытки учесть все эти требования в действиях аудитируемой организации по выпуску продукции. По существу, проверка концентрируется на « ». Аудит соответствия чаще всего строится на сличении и противопоставлении исходной документации (обычно контракта, – ред.) объективным свидетельствам в попытке подтвердить или опровергнуть, что исходная документация и реальное положение дел не противоречат друг другу.

Аудит первой стороны (внутренний аудит)

Аудит первой стороны в стандартном случае проводится самой компанией у себя (иногда его выполняет один конкретный отдел компании, – ред.). «Это аудит тех частей программы обеспечения качества, которые находятся под прямым контролем организации и в ее организационной структуре» (ANSI/ASQC NQA-1 (1986, – ред.)). Аудит первой стороны обычно выполняется группой по внутреннему аудиту. Однако сотрудники какого-нибудь отдела могут осуществить аудиторскую проверку близкую к полноценному аудиту первой стороны. В таком случае подобный «аудит» иногда называют «самооценкой». Цель самооценки обычно сводится к мониторингу и анализу ключевых процессов, связывающих отделы. В центре внимания те процессы, которые при невнимании к ним потенциально могут отрицательно сказаться на качестве продукции, ее безопасности и повредить целостности организационного механизма в целом. Ответственность за мониторинг и анализ процессов, о которых идет речь, ложится обычно на тех, на ком и отражаются проблемы в этих процессах, соответствующие отделы назначают для своей проверки своих же сотрудников. Хотя самооценка и аудит первой стороны субъективны по своей природе, их данные позволяют корректно нацелить весь комплекс мер по установлению реального положения вещей в организации и решению проблем. Когда оба эти инструмента применяются правильно:

  • менеджменту удается получить обратную связь об эффективности системы менеджмента качества;
  • кроме того, руководители получают отличный инструмент для реализации усилий в сфере постоянного улучшения и измерения , которое требуется для внедрения улучшений.

Аудит второй стороной

В отличие от аудита первой стороны, аудит второй стороны – это аудит другой программы качества – не под прямым контролем и в составе организационной структуры компании (ANSI/ASQC NQA-1 (1986, – ред.)). Аудиты второй стороны обычно проводят клиенты и связаны с поставками, которые они получают от аудитируемой структуры (или с потенциальными поставками, – ред.). Клиентов интересует: способны ли те или иные поставщики выполнять контрактные обязательства. Очевидно, что система качества поставщика самым тесным образом связана с контрактными обязательствами, причем, как напрямую (производство, инжиниринг, закупки, контроль качества, – ред.), так и косвенно (маркетинг, дистанционные и коммивояжёрские продажи). Она оказывает влияние на разработку, производство, контроль и обеспечение ресурсами. Да, аудит второй стороной обычно проводится представителями клиента у подрядчика, но иногда клиенту выгодно предпочесть обратиться к независимым аудиторам качества (прибегнуть к аудиту третьей стороны, – ред.). Это действие позволяет упрочить доверие с поставщиком, потому что создает имидж честности и объективности клиента в оценке партнеров.

Аудит качества бывает трех видов: аудит качества продукции, аудит качества процесса, аудит системы качества.

1) Аудит качества продукции -- количественное оценивание соответствия установленным показателям качества продукции. Аудит продукции может проводиться сам по себе и направляться на один или несколько видов продукции. Этот вид аудита сориентирован на потребителя (проводится с его точки зрения). Он может проводиться как минимум одним аудитором, но может требовать и большой группы аудиторов. Аудит продукции может выполняться:

из середины, т.е. внутри предприятия, когда рассматриваются результаты технологического процесса, когда каждый продукт рассматривается как входной материал для следующего процесса (или внутреннего потребителя);

извне, при этом аудит продукции может проводиться или у поставщика материалов, или у заказчика, или же при участии конечного потребителя.

2) Аудит качества процесса -- анализ элементов процесса, оценивание его полноты и возможной эффективности. Во время проводки аудита всего процесса определенное время отводится аудиту продукции. Такой аудит нацелен на результаты, которые получаются на выходе процесса. Этому виду аудита посвящена значительная и важная часть аудита системы качества. Независимый аудит процесса - наиболее распространенный и удобный, такой, что приносит быстрейшие и наилучшие результаты. Причина в том, что поставщик скорее согласится с необходимостью изменений в конкретном процессе, чем с необходимостью заниматься глубокими проблемами системы управления, которые сказываются на результате аудита системы.

Аудит процесса:

  • - менее широкий, чем аудит системы;
  • - по обыкновению есть направленным на один или несколько конкретных процессов производства продукции;
  • - требует меньшего объема планирования, чем аудит системы;
  • - может оказаться очень полезным в усовершенствовании процесса, который рассматривается;
  • - менее формальный, чем аудит системы;
  • - можно выполнить за время от одного часа до двух дней.

Этот вид аудита удостоверяет соответствие стандартам, методам, процедурам или другим требованиям.

3) Аудит системы качества -- документированная деятельность, которая осуществляется для получения объективных доказательств того, что элементы системы качества, которые применяются, отвечают ей, что она развивается, документируется и эффективно используется согласно конкретным требованиям. Аудит системы направлен на всю систему обеспечения качества как результата деятельности руководства, и таким образом, включает в себя аудит процесса. Итак, это наиболее трудоемкий вид аудита. По обыкновению он длится от двух до пяти дней. Проводится для того, чтобы выяснить на основе объективных доказательств, как воплощается в жизнь система управления качеством и планы организации и отвечают ли они предъявленному к ним набору требований.

Введение

1. Требования к аудиторам

Введение

Аудит качества - систематическая независимая проверка, позволяющая определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность реализации мероприятий и их пригодность для достижения поставленных целей.

В стандартах ИСО серии 9000 аудит качества рассматривается как одна из форм проверки качества. Однако в отечественных нормативных документах термин «аудит качества» подменяется термином «проверка качества». На наш взгляд, такую подмену нельзя признать обоснованной, поскольку аудит качества представляет собой лишь один из видов проверки качества.

Важно и то, что термин «аудит качества» является общепризнанным среди специалистов мира, занимающихся проблемами обеспечения качества. Характерно, что термин «аудитор» в отличие от термина «аудит качества» уже закрепился в российской нормативной документации по качеству и не вызывает каких-либо недоразумений.

Деятельность по аудиту качества следует отличать от таких видов деятельности по проверке качества, как контроль качества, надзор за качеством и инспекция качества.

Контроль качества - деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик (с целью калибровки) объектов и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

Надзор за качеством - деятельность по непрерывному наблюдению и аудиту состояния объекта с целью удостоверения того, что установленные требования выполняются.

1. Требования к аудиторам

Аудитор часто воспринимается как жандарм. Если сотрудники отдела управления качеством чувствуют слабость своего положения или не имеют поддержки у более высоких руководителей организации, то они могут использовать внешнего аудитора для запугивания работников других подразделений результатами предстоящей внешней проверки и, как им может казаться, для укрепления своего положения.

Отметим, что всякий аудитор уже наблюдал изнутри за несколькими компаниями, в том числе, возможно, и за вашими конкурентами. Любые приемы, наблюдения или предложения с его стороны в ваш адрес представляют собой бесплатную консультацию.

1.2. Квалификационные требования, предъявляемые к аудиторам

Уверенность и доверие к процессу аудита зависят от компетентности лиц, проводящих аудит. Эта компетентность должна быть продемонстрирована на основе:

− личных качеств;

− способности применять знания и умения, которые приобретаются посредством образования, опыта работы, подготовки в качестве аудиторов и опыта проведения аудитов.

Данная концепция компетентности аудиторов приведена на рис. 1.

Рис. 1. Концепция компетентности

Некоторые знания и умения, являются общими для аудиторов систем менеджмента качества и экологического менеджмента, а некоторые специфичны для аудиторов по отдельным дисциплинам.

Аудиторы развивают, поддерживают и улучшают свою компетентность посредством постоянного повышения квалификации и регулярного участия в аудитах.

2. Общие знания и навыки аудиторов

Аудиторы должны обладать знаниями и умениями в следующих областях:

а) принципы, процедуры и методы аудита, позволяющие аудитору выбирать такие способы работы, которые соответствуют различным аудитам и обеспечивают последовательное и систематичное их проведение.

Аудитор должен уметь:

− применять принципы, процедуры и методы аудита;

− результативно планировать и организовывать работу;

− проводить аудит в согласованные сроки;

− расставлять приоритеты и концентрироваться на важных вопросах;

− собирать информацию путем результативных опросов, наблюдений и анализа документов, включая записи и данные;

− понимать применимость и последствия использования метода выборки для аудита;

− проверять точность собранной информации;

− подтверждать достаточность и соответствие свидетельств аудита для обоснования наблюдений и заключений по результатам аудита;

− оценивать факторы, которые могут повлиять на надежность наблюдений и заключений по результатам аудита;

− использовать рабочие документы для регистрации действий по аудиту;

− подготавливать отчеты по аудиту;

− обеспечивать конфиденциальность и безопасность информации;

− результативно общаться самостоятельно, используя знание языка, или через переводчика;

б) система менеджмента и справочные документы, позволяющие аудитору понять объем аудита и применить критерии аудита. Знания и умения в этой области должны охватывать:

− применение систем менеджмента для различных организаций;

− взаимодействие между составными элементами системы менеджмента;

− стандарты на системы менеджмента качества или системы экологического менеджмента, применимые процедуры или другие документы системы менеджмента, используемые как критерии аудита;

− понимание различия между справочными документами и приоритетности тех или иных документов;

− применение справочных документов к различным ситуациям в процессе аудита;

− информационные системы и технологии утверждения, обеспечения безопасности, рассылки и управления документами, данными и записями;

в) организационные ситуации, позволяющие аудитору понимать производственную ситуацию в организации. Знания и умения в этой области должны охватывать:

− размер, структуру, функции организации и взаимосвязи (подразделений) внутри нее;

− общие бизнес-процессы и относящуюся к ним терминологию;

− культурные и социальные традиции проверяемой организации;

г) применимые законы, технические регламенты и другие требования, относящиеся к соответствующей дисциплине, позволяющие аудитору работать с учетом и пониманием требований, которые применимы к проверяемой организации. Знания и умения в этой области должны охватывать:

− местные, региональные и национальные кодексы, законы, нормативные правовые акты и технические регламенты;

− контракты и соглашения;

− международные договоры и конвенции;

− другие требования, которые касаются организации и выполнять которые организация обязалась.

2.1. Общие знания и навыки руководителей аудиторских групп

Руководители аудиторских групп должны обладать дополнительными знаниями и умениями в руководстве аудитом для обеспечения его результативности и эффективности. Руководитель аудиторской группы должен быть способен:

− планировать аудит и результативно использовать ресурсы в процессе аудита;

− представлять аудиторскую группу при контактах с заказчиком аудита и проверяемой организацией;

− организовывать и руководить членами аудиторской группы;

− обеспечивать руководство и сопровождение работы аудиторов-стажеров;

− руководить аудиторской группой при вынесении заключений по результатам аудита;

− предупреждать и разрешать конфликты;

− подготавливать и завершать отчет (акт) по аудиту.

2.2. Специальные знания и навыки аудиторов

Аудиторы систем менеджмента качества должны обладать знаниями и навыками в следующих областях:

а) методы и технологии, имеющие отношение к качеству, позволяющие аудитору оценивать системы менеджмента качества и формировать соответствующие наблюдения и заключения по результатам аудита. Знания

и навыки в этой области должны охватывать:

− терминологию в определенной отрасли;

− принципы менеджмента качества и их применение;

− инструменты менеджмента качества и их применение (например, статистическое управление процессами, виды отказов и анализ их последствий, т.д.);

б) процессы и продукция, включая услуги, позволяющие аудитору понимать производственную ситуацию,

в которой проходит аудит. Знания и умения в этой области должны охватывать:

− терминологию, специфичную для данного сектора экономики;

− технические характеристики процессов и продукции, включая услуги;

− процессы и практику работы, специфичную для данного сектора экономики.

3. Общие требования к образованию, опыту работы и подготовке в качестве аудитора и руководителя аудиторской группы

Аудиторы должны обладать следующим образованием, опытом работы, подготовкой в качестве аудитора и опытом проведения аудитов.

1. Они должны иметь законченное образование, достаточное для приобретения знаний и навыков.

2. Они должны обладать опытом работы, способствующим повышению знаний и навыков. Этот опыт работы должен быть в технической и руководящей сферах или в профессиональной области, предусматривающей принятие решений, решение проблем и контакты с другими сотрудниками, занимающими руководящие и специальные должности, сотрудниками, занимающими аналогичные должности, потребителями и/или другими заинтересованными сторонами.

Часть практического опыта работы должна быть получена на должностях, где осуществляемая деятельность способствует развитию знаний и опыта в области:

− менеджмента качества для аудиторов систем менеджмента качества;

− экологического менеджмента для аудиторов систем экологического менеджмента.

3. Они должны пройти полную подготовку в качестве аудитора, которая способствует повышению знаний и навыков. Такая подготовка может быть проведена организацией, где работает аудитор, или сторонней организацией.

4. Они должны иметь опыт проведения аудитов. Этот опыт должен быть получен под управлением и руководством аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы по такой же дисциплине.

Руководитель аудиторской группы должен обладать дополнительным опытом проведения аудитов для повышения знаний и навыков. Дополнительный опыт должен накапливаться во время работы в качестве руководителя аудиторской группы под руководством и наблюдением другого аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы.

Аудиторы системы менеджмента качества или системы экологического менеджмента , желающие стать аудиторами в другой дисциплине:

а) должны иметь подготовку и опыт работы, необходимые для приобретения знаний и умений по второй дисциплине;

б) должны провести аудиты по второй дисциплине под наблюдением и руководством аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы по второй дисциплине.

Руководитель аудиторской группы по одному направлению должен удовлетворять перечисленным выше рекомендациям для того, чтобы стать руководителем аудиторской группы по другому направлению.

В табл. 2 приведен пример уровня образования, опыта работы, подготовки в качестве аудитора и опыта в проведении проверок для аудиторов, проводящих сертификационные или аналогичные аудиты.

Необходимо отметить, что аудиторы должны постоянно повышать квалификацию – это связано с поддержанием и повышением знаний, умений и личных качеств. Этого можно достичь многими способами, такими, как дополнительный опыт работы, обучение, самообразование, тренировки, присутствие на совещаниях, семинарах и конференциях или другие аналогичные действия. Аудиторы должны демонстрировать свое постоянное повышение квалификации. При постоянном повышении квалификации следует учитывать изменения личных потребностей и потребностей организации, практику проведения аудита, стандарты и другие требования.

2. Уровни образования, опыта работы, обучения по аудиту, опыта проведения аудитов для аудиторов, осуществляющих аудиты по сертификации или аналогичные аудиты

Параметр

Аудитор по двум направлениям

Руководитель аудиторской группы

Образование

Общий опыт работы

Опыт работы в области

менеджмента качества

Не менее двух лет из общих пяти лет

Два года по второму направлению³

Не менее двух лет из общих

пяти лет

Обучение на аудитора

40 ч обучения аудиту

24 ч обучения по второму

направлению 5

40 ч обучения аудиту

Опыт в проведении

Четыре завершенных аудита не менее чем за 20 дней для накопления опыта проведения аудита в качестве стажера под руководством аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы5. Аудиты должны проходить в течение трех последних лет

Три завершенных аудита не

менее чем за 15 дней для

накопления опыта проведения аудита по второму направлению под руководством аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской

группы5. Аудиты должны

проходить в течение двух

последних лет

Три завершенных аудита не

менее чем за 15 дней в качестве исполняющего обязанности руководителя аудиторской группы под руководством аудитора, компетентного как руководитель аудиторской группы5. Аудиты должны проходить в течение двух последних лет

Примечания: 1. Высшее образование представляет собой часть национальной системы образования.

2. Количество лет опыта работы может быть сокращено на один год в случае, когда лицо получило соответствующее высшее образование по системам менеджмента.

3. Опыт работы по второму направлению может совпадать с опытом работы по первому направлению.

4. Обучение по второму направлению заключается в приобретении знаний соответствующих стандартов, законов, технических регламентов, правил, принципов, методов и методик.

5. Завершенный аудит – это аудит, охватывающий все этапы, описанные в подразделах 6.3 – 6.6. ГОСТ Р ИСО 19011–2003. Общий опыт по аудиту должен охватывать весь стандарт на систему менеджмента.

3.1. Требования к персональным (личным)

качествам аудитора

Аудиторы должны обладать личными качествами, которые давали бы им возможность действовать в соответствии с принципами аудита.

Аудитор должен быть:

а) порядочным – правдивым, искренним, честным, сдержанным и благоразумным;

б) открытым – воспринимать альтернативные идеи или точки зрения;

в) дипломатичным – умеющим тактично взаимодействовать с людьми;

г) наблюдательным – активно знакомиться с окружением и деятельностью;

д) проницательным – интуитивно оценивать ситуации;

е) разносторонним – быть готовым к различным ситуациям;

ж) упорным – настойчивым, ориентированным на достижение целей;

и) решительным – своевременно принимать решения на основе логических соображений и анализа;

к) самостоятельным – действовать и выполнять свои функции независимо, в то же время результативно сотрудничать с другими.

Перечень других требований к личным качествам экспертов-аудиторов по проверке систем менеджмента.

Рис. 2. Личные качества эксперта-аудитора

3.2. Требования к профессиональным умениям аудитора

Для успешного проведения проверок аудитор должен уметь:

− тщательно готовиться перед началом проверки и перед каждым последующим ее этапом;

− проводить как начальную, так и итоговую встречу (это особенно важно для главного аудитора);

− собирать информацию без проявления агрессивности или запугивания (хороший аудитор заставляет проверяемых вести себя непринужденно);

− осуществлять сбор объективных данных с минимальной суетой, используя визуальные наблюдения, анализ выбранной документации и интервью (опрос);

− проводить опрос самых различных по уровню и рангу сотрудников организации;

− подтверждать свои выводы конкретными свидетельствами и документами (не быть голословными);

− указывать на области для беспокойства путем устных сообщений о них проверяемым при первой возможности, идентифицируя соответствующие обстоятельства, включая вовлеченных лиц, но не делая утверждения о виновности людей, а указывая на отказ процесса системы менеджмента;

− определять статус несоответствия и его серьезность с обоснованием своих утверждений перед руководством проверяемой организации;

− осуществлять подготовку письменных отчетов о несоответствии, обладающих ясностью, объективностью и непредвзятостью, таких, которые могут быть прочитаны и поняты даже человеком, не участвовавшим в проверке, через несколько месяцев и даже лет после его написания (при написании отчета не требуется красота стиля, важно, чтобы написанное было понятно другим специалистам);

− добиваться согласия и конструктивного отношения к обнаруженным несоответствиям, а также планирования реалистичных корректирующих действий и разработки графиков их осуществления (когда заполняется бланк регистрации несоответствий, представитель проверяемого подразделения расписывается в том, что он ознакомлен и согласен с выявленным несоответствием; после этого на следующей части бланка представитель подразделения должен сформулировать (составить план) и указать срок выполнения u1082 корректирующих мероприятий, а аудитор своей подписью подтверждает, что план достаточно хорош, чтобы обнаруженные несоответствия были устранены; аудитор не должен заниматься разработкой корректирующих мероприятий и графиков их проведения);

− записывать все ключевые факты, имеющие отношение к проверке, в окончательном отчете (акте), который (вместе с бланками регистрации несоответствий) войдет в постоянный протокол качества;

бывает не так уж много).

4. Оценка аудитора

Оценка аудиторов и руководителей аудиторских групп должна планироваться, реализовываться и регистрироваться в соответствии с процедурами по программе аудита для обеспечения получения объективных, последовательных, полных и надежных результатов. Процесс оценки должен выявить необходимость в повышении профессиональных знаний и умений.

Оценка аудиторов происходит на следующих этапах:

    начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами;

    оценивание аудиторов как части процесса формирования аудиторской группы;

    постоянное оценивание характеристик аудитора с целью идентификации потребностей, необходимых для поддержания и улучшения знаний и навыков.

На рис. 3 показана взаимосвязь между этими стадиями оценки.

Заключение

Аудит - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

Эффективное проведение аудита и объективная оценка системы качества невозможны без соответствующей подготовки аудиторов. Основу для единообразного подбора кандидатов в аудиторы, их обучения и аттестации составляют минимальные квалификационные критерии, установленные стандартом ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества».

Кандидаты в аудиторы должны иметь, по крайней мере, законченное высшее образование и продемонстрировать способность ясно и свободно формулировать концепции и идеи устно и письменно.

Кандидаты в аудиторы должны пройти специальное обучение в объёме, необходимом для обеспечения их компетентности в профессиональных сферах, требуемых для аудита и руководства аудитом.

Кандидаты в аудиторы должны иметь минимум пятилетний опыт соответствующей практической работы, два года - в области обеспечения качества.

Прежде чем взять на себя ответственность за проведение аудита в качестве аудитора, кандидат должен приобрести соответствующий опыт. Этот опыт будет считаться приемлемым, если кандидат примет участие, как минимум, в четырех аудитах. При этом опыт, включающий анализ документации, практическую деятельность и составление отчёта об аудите, должен быть в достаточной степени современным.

Кандидат в аудиторы должен иметь широкий кругозор, способность к логическому мышлению, обладать аналитическим складом ума, твердостью воли, способностью реально оценивать ситуацию, понимать сложные процессы с точки зрения главной перспективы, а также роль отдельных подразделений в организации в целом.

Кандидаты в аудиторы с помощью соответствующих способов должны продемонстрировать знания и возможность их применения, а также необходимые навыки по руководству, требуемые для осуществления аудита.

Аудиторы должны поддерживать свою компетентность путём: актуализации своих знаний в области стандартов на системы качества, процедур и методов аудита, и участия в повышении квалификации.

Этика поведения аудитора строится на необходимости строгого соблюдения определенных правил и норм нравственного поведения. Специфический характер деятельности аудитора обусловлен тем, что он всё время находится в общении с людьми. Ему приходится указывать на нарушения и ошибки тех сотрудников, деятельность которых он проверяет, и делать ему это надо достаточно тактично, корректно, чтобы не вызвать у них чувств унижения и обиды, с другой стороны, он должен быть достаточно тактичным с теми, кто назначил его на проведение аудита.

Список использованной литературы

1. В.Н. Строителев, В.И. ПриваловАудит качества: Учеб. пособие. – Королёв,

КИУЭС, 2008.- 284 с.,

2. ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества.

3. Системы качества. Международные стандарты ИСО серии 9000: в 3 т. – М., 1997.

4. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования. – М. : ИПК "Издательство стандартов", 2004. – 26 с.

5. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции / А.В. Гличев. – М. : РИА "Стандарты и качество", 2001. – 424 с.

6. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин / под ред. О.П. Глудкина. – М. : Радио и связь, 1999. – 600 с.

Аудит качества, как уже упоминалось, определяется как систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения критериев аудита. В зависимости от того, кем проводится аудит, он может быть внешним или внутренним (см. п. 1.2).

В случае если аудиту подвергаются две или более систем менеджмента, он называется комплексным. Если две или несколько организаций совместно проводят аудит организации, он называется совместным.

Основные виды аудита качества приведены на рис. 5 .

Целями аудита качества являются:

Оценка соответствия СМК требованиям ГОСТ ISO 9001:2011 и

требованиям, установленным организацией;

Оценка результативности поддерживаемой в рабочем состоянии

СМК на основе объективных свидетельств аудита.

Проверка соответствия устанавливает, насколько документированная СМК понята, внедрена и соблюдается персоналом организа-

Рис. 5. Виды аудита качества ции. Аудитор ищет соответствие между запланированными мероприятиями и выполнением этих мероприятий. Выполняя требование стандарта ГОСТ ISO 9001:2011, аудитор должен проводить проверку результативности внедрения СМ К.

В зависимости от объекта аудита качества можно выделить аудит системы, аудит процесса и аудит продукции (рис. 6) .


Рис. 6.

Объектом аудита системы является вся СМ К как целое в единстве и взаимосвязи процессов, ее образующих. Аудит системы представляет собой масштабную оценку, цель которой - убедиться, что система результативна в части выполнения ее целей и соответствует собственным системным требованиям и требованиям ГОСТ ISO 9001:2011. Это деятельность более высокого уровня, чем аудит процесса, охватывает большую территорию, но не является столь подробной, как аудит процесса. Иногда аудит системы называют вертикальным, поскольку он позволяет убедиться в том, что все процессы СМК в совокупности работают результативно.

Обычно аудит системы является внешним и проводится второй или третьей стороной. Внешний аудит системы качества, проводимый третьей стороной (независимым органом по сертификации систем качества), имеет своей целью подтверждение соответствия системы качества требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001:2011 и называется сертификационным.

Надо учитывать, что качество сертификации может варьироваться: сертифицированная СМК не обязательно будет хорошей. Более того, даже хорошая система качества не дает достаточной гарантии завоевания прочной конкурентной позиции компании.

Нередки ситуации, когда СМ К, прошедшая процедуру сертификации и получившая сертификат соответствия, оказывается нерезультативной, малоэффективной или даже неэффективной. Отсутствие результативности СМК, по нашему мнению, обусловливается ее формальным соответствием стандартной модели. Следовательно, сертификация СМК в ряде случаев не позволяет оценить степень фактической зрелости системы качества в организации. Результаты сертификации зачастую бывают не связаны с уровнем удовлетворенности потребителей и не дают верного представления о конкурентоспособности организации по показателям экономической эффективности. По существу, сертификация СМК превратилась в довольно прибыльный бизнес, который серьезно затрудняет завоевание организацией конкурентоспособности. Несоответствие системы качества международным и отечественным стандартам может снизить престиж организации в представлении потребителей и привести к проигрышу в конкурентной борьбе.

Процессный подход дает возможность подвергать аудиту процессы по мере их протекания через функции организации. Взаимосвязанные процессы являются основой любой СМК и поэтому должны учитываться при планировании аудитов. Объектом аудита процесса может быть один или несколько процессов СМК. Во время аудита процесса могут быть последовательно изучены все функции или проведено перекрестное исследование входящих в процесс функций. Аудит процесса называют горизонтальным, поскольку большинство процессов в организации протекает в горизонтальных плоскостях ее организационной структуры.

Аудит процесса особенно полезен в период разработки СМК. В большинстве случаев аудит процесса проводится сотрудниками организации, т.е. является внутренним. Аудиты процессов можно использовать в качестве средства предупреждения проблем. Часто причиной проблемы является плохо организованный процесс. Внедренная программа аудита процесса является идеальным путем удовлетворения требования постоянного улучшения ГОСТ ISO 9001:2011.

Лудит продукции направлен на продукцию или услуги, предоставляемые организацией потребителям. Данный вид аудита является особенно полезным, поскольку проводится с точки зрения потребителя. Аудит продукции помогает реализовать требования ГОСТ ISO 9001:2011, касающиеся взаимодействия организации с потребителем, и может быть как внешним, так и внутренним. Аудиты СМК не являются аудитами продукции; тем не менее, если требуется провести дополнительную проверку продукции, аудитор должен рассмотреть возможность включения такой проверки в план аудита .

Аудиты всех видов должны проводиться компетентным и независимым персоналом. Аудитор должен быть беспристрастным и независимым в своих суждениях. В силу этого внутренний аудитор не может проверять собственную работу. В любом случае аудит качества - это сбор объективной информации о соответствии СМ К требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001:2011, позволяющей оценить потребность в корректировке и улучшении системы качества.

СМК, как и все другие системы, должны развиваться. Этапы зрелости СМ К и аудита качества приведены на рис. 7 .


Рис. 7.

По мере того как СМК становится более зрелой, все больше внимания уделяется полученным результатам. Владельцы процессов и внутренние аудиторы уделяют все больше внимания результатам, получаемым вследствие работы системы и внутренних процессов, ее образующих. Владельцы процессов создают системы измерений, позволяющие определить, насколько хорошо функционируют внутренние процессы СМК. Области, в которых получены невысокие результаты, отмечаются как требующие улучшений. Внутренние аудиторы будут тратить больше времени на изучение результативности процессов и меньше - на проверку соответствия. Они будут иметь больше возможностей для того, чтобы сконцентрировать внимание на процессах, имеющих проблемы функционирования. Организации на данном этапе сосредоточиваются на повышении своей результативности, производительности и прибыльности.

Высшим этапом зрелости СМ К является этап постоянного улучшения. Данный этап характеризуется наличием развитой системы измерения характеристик всех важнейших процессов СМ К. Мониторинг результативности и соответствия по-прежнему будет выполняться, но большее внимание будет уделяться эффективности и получению дополнительной ценности от существующих процессов. На этом этапе инновации и лучшие практики внедряются на всем предприятии. Внутренние аудиторы будут уделять больше внимания эффективности процессов, связанной с ликвидацией непроизводительных трат ресурсов и рабочего времени. Данный этап характеризуется полной реализацией преимуществ от внедрения СМК.

Внутренние аудиторы могут идентифицировать слабые места систем в отношении соответствия и результативности, а также возможности для улучшений. Аудиторы могут стать движущей силой для изменений и улучшений в областях, жизненно важных для предприятия. Внутренний аудит является одним из наиболее важных процессов системы качества; он важен не только для сертификации, но и для постоянного совершенствования СМК.

В любом случае внутренние аудиты должны фокусировать внимание на выходах процессов, улучшении удовлетворенности потребителей и связи с другими участками организации.

Нами разработан перечень вопросов, которые следует задавать при каждом аудите независимо от того, какой процесс подвергается аудиту:

  • является ли процесс идентифицированным и соответствующим образом описанным?
  • определены ли ответственность и полномочия участников процесса?
  • внедрены ли процедуры (документированные или нет) и поддерживаются ли они в рабочем состоянии?
  • являются ли требования ясными, четкими и понятными?
  • подвергается ли процесс мониторингу (и если требуется, измерениям)?
  • имеются ли средства контроля процесса?
  • имеются ли критерии оценки функционирования процесса и методы их измерения?
  • является ли процесс результативным в достижении требуемых результатов?
  • осуществляется ли постоянное улучшение процесса?

При рассмотрении направлений постоянного улучшения можно рассмотреть следующие дополнительные вопросы:

  • все ли цели, поставленные перед процессом, выполняются?
  • создает ли процесс значительные риски в части несоответствий продукции или проблем функционирования процессов в будущем?
  • имеются ли устаревшие и ненужные виды деятельности?
  • можно ли сочетать данный процесс или некоторые виды деятельности, входящие в него, с другими процессами для повышения

результативности или эффективности?

Ответы на поставленные вопросы определяют результат оценки.