Человека однако далеко не все. Как восстановить личностные границы? Страдание готовит к великому служению


1. Страдают все люди

Каждый из нас может сказать о себе слова, которыми начинается третья глава «плача Иеремии» «Я человек испытавший горе». Ещё Достоевский сказал, что «земля от коры до центра пропитана кровью и слезами». Этим он подтвердил слова ап. Павла «вся тварь стенает и мучится доныне». Когда по всей земле прошёл меч, огонь, голод и смуты страдание ещё более охватило человека. Идя по улице, так редко встретишь радостную улыбку. Конечно, бывает улыбка на лицах, но как много в ней горечи, насмешки и притом над самим собой. А сколько незримого горя таится под этими на вид спокойными лицами и за стенами нарядных домов. Иногда человек улыбкой заслоняется, чтобы не заметили его горя. А сочувствие часто неискреннее или бесполезное часто раздражает его. Вспоминается недавняя смерть всемирно-известного клоуна Макса Линдера /1925/, который веселил толпу неистощимым юмором и в то же время таил в себе глубокую язву страдания, приведшего его в конце к самоубийству.

Мы живём в такие дни, когда померкло если не солнце, то человеческое лицо, так много скорби отражает его чело, его преждевременные морщины и седина!

Страдают все - и те, кто много зла сделал, и невинные дети, и молодёжь, не успевшая ещё вкусить жизни. Страдают хорошие люди, и чем лучше человек, тем глубже он скорбит. «Сумма страданий души пропорциональна степени её совершенства», говорит Амиэль в своём дневнике. А Достоевский утверждает, что великие люди испытывают великую грусть».

Люди страдают телом - от голода, холода, болезней и непосильного труда. Страдают душой от клеветы и завести, от самих себя и от других, от соседства с ближними, исходят в тоске одиночества и непонятности, отравлены горечью разочарования, муками обманутой любви или скорбью об утрате близких. Сколько тяжких минут причиняет нам сознание своего несовершенства, так же несовершенства мира, которое выразил Соломон: «Суета сует и всё суета». Недаром А. Толстой признаёт, что Бетховен «подслушал» звуки своего похоронного марша в рыданиях природы. И едва ли не самое большое страдание бывает в отсутствии страдания, так же как самым тяжким трудом бывает отсутствие труда.

Жуткой пустотой леденящей душу, веет от ужаса бесцельности рождающего худшее из страданий - скуку, тяжкую, как это не странно, именно тем, что нет в ней страдания, ни боли, ни горечи, ни тоски - но одна безжизненная пустыня, угнетающая сознание. Ведь не страдать, это значит не участвовать в жизни, в её страде, быть «лишним» и никчёмным.

Имеет ли страдание смысл?

Однажды спросили Будду: «Отчего происходит страдание?». Он ответил рассказом: « Охотник в лесу упал поражённый стрелой. Стал ли он или окружающие спрашивать в этот момент, откуда стрела, или из чего она сделана? Конечно, нет. Но прежде всего постарались извлечь стрелу». Так и мы смертельно ранены стрелою страдания; и самое важное - это вынуть стрелу.

Необходимо знать причину страдания, чтобы избежать её в другой раз, нужно знать цель наших испытаний, потому что это укрепляет дух, делает его стойким в перенесении им боли. Ведь самое тяжёлое страдание - это его бесцельность.

2. Причина страдания.

Страданием мы называем чувство неудовольствия, которое мы испытываем в том случае, когда действительность не отвечает нашим желаниям. Под действительностью мы разумеем внешние обстоятельства, как бедность, болезнь, голод, холод и наши нравственные действия, наши поступки, которые нередко противоречат нашим высшим желаниям.

Источник страдания обычно заключается в уклонении человека от законов природы, как физической так и духовной. Или наши желания дурны, противоречат действительности, природе вещей, природе человека. Или наоборот, видимая действительность противоречит нашим хорошим желаниям, и мы страдаем, таким образом, из-за добра. Но это потому, что самую действительность извратили дурные желания человека.

Наши действия противоречат нашим высшим желаниям - «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», и мы испытываем тогда внутреннее страдание - мучение совести.

Почти всегда мы найдём причину страдания во грехе, своём или чужом, в нарушении законов жизни, разъединяющей нас с Богом, людьми, природой «ибо грех есть беззаконие» /1Ин.3:4/.

Какие же эти законы? На языке биологии и социологии - это законы жизни, сохранения рода и вида, общества и личности.

На языке этики - это законы любви, чистоты, справедливости и почитания того, что выше нас.

На языке религии - это заповеди Бога.

Библия признаёт зло как отношение: Диавол ставший к Богу в неверное отношение, противоречащее его первозданной, доброй природе и уклонение от своей нормальной природы. Смысл страдания с одной стороны связан со злом, а с другой имеет смысл жизни, для которой живет человек, Библия говорит, что основной источник нашего страдания есть «изгнание из рая» вызванное грехом неповиновения, уклонение от заданной нормы. И с тех пор цель жизни есть «возвращение в рай». И мы вернёмся в него лучшими, чем вышли из него. Ибо мы вышли из него с познанием зла. А вернёмся с победой над злом, вышли побеждёнными а вернёмся победителями.

3. К чему приводит страдание?

Не даёт ли оно благих плодов в жизни и тем самым не оправдывается ли страдание?

Не признаём ли мы, что многие страдания в нашей жизни оказали на нас благоприятное влияние и были для нас школой жизни?

Во-первых, страдание, испытанное нами вслед за каким-либо нашим преступлением, учит нас правде, подтверждая наличность нравственного закона в жизни. Я обидел человека, а в скоре и сам испытал горечь обиды, причинённой мне самому другим человеком. Я пожалел дать нищему - вскоре потерял свой кошелёк. Иаков обманул Исава, похитив у него первородство, а потом много раз был и сам обманут Лаваном и своими сыновьями. Царь Адони-Вазек, после того как победители Евреи отрубили у него большие пальцы на руках и на ногах сказал: «семьдесят царей с отсечёнными на руках и на ногах их большими пальцами, собирали крохи под столом моим, как делал я, так и мне воздал Бог» /Суд.1/

В жизни постоянно осуществляется закон: «чем кто согрешил, тем и наказывается».

Эти страдания учат нас тому, чтобы мы не делали другим того, чего не хотим себе. Так можно открыть и осознать нравственный строй жизни, хотя и ценою страдания, и ощутить себя в разумном мироздании, не в хаосе, а в космосе. Поэтому становится понятным восклицание Давида: «Благо мне, что я пострадал, чтобы научиться уставам Твоим»

4. Страдание очищает душу.

Потребность человека в очищающей скорби так велика, что часто он сам ищет возмездия, наказания за преступления, лишь бы утолить свою совесть, чтобы телесными страданиями успокоить внутреннюю муку. Вот таким добровольным страданием человек переплавляет душу и приготовляет её для принятия Божественного очищения, поскольку в деле искупления должно участвовать и усилие человека, свидетельствующее об искренности его покаяния.

«Сотворите достойно плод покаяния» - проповедовал Иоанн Креститель.

Страдание является для нас источником нравственных ценностей и положительных духовных приобретений, оно приводит нас к вере, любви и духовной силе. Мы живём на этой земле для того, чтобы поработать над красотой нашей души, и жизнь есть огромная мастерская, в которой душа готовится для нового неба и новой земли.

«Через большое горнило сомнений моя осанна пришла», - говорит Достоевский. Этим горнилом было и жуткое ожидание казни, когда он в 1849г. Стоял на эшафоте, и ужасы 4-летней каторги, и жизнь в «мёртвом доме», и тяжёлая болезнь эпилепсия.

«Отчего ты Лука так мягок?» - спрашивают одного из героев драмы «На дне» /Горького/.

«Оттого я мягок, что меня много мяли». И разве вы не испытывали того, как страдание делает нас снисходительнее к другому, воспитывает чуткость к чужому горю пониманию души человека. И разве не самое ужасное - потеря способности любить? Ведь ад и есть, по словам старца Зосимы, страдание о том что нельзя более любить».

Наши телесные страдания могут способствовать нашему нравственному освобождению, ибо - «страдающий плотью перестаёт грешить» /1Петр. 4:1/.

«Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» /Иов.5:7/.

Это нынешнее твоё страдание, которого ты так трепещешь - он впишет новую черту красоты в твою душу. В твой образ, оно чеканит твой идеальный облик, по образу Бога - только переноси его!

Не бойся ударов великого резца, который отсекает от мрамора обломки заслоняющие дивную красоту - её зрит своим провидящим оком Божественный художник.

5. Страдание готовит к великому служению.

Страдание делает не только нас лучшими, но и вырабатывает в нас способность и других делать лучшими. Через эту школу прошёл Иосиф испытавший предательство и темницу, Давид - переживший гонение и скитание, да и все пророки и праведники. В этой школе нищеты, покинутости, одиночества, непризнания люди получают новое сердце, делающих их способными служить великому.

«Ибо золото испытывается в огне, а люди угодные Богу в горниле уничижения». И поэтому Бог посылает ап. Павлу «жало в плоть», чтобы он не возгордился, не превозносился чрезвычайностью откровений, но понял великую тайну смирения: «сила моя совершается в немощи».

Страдание ведёт не только к силе, но и к мудрости. Оно утончает взор, углубляет способность к откровениям. Ап. Иоанн, страдая за слово Божие, был в темнице на острове Патмос, и взору его духа явилось откровение Христа.

Чтобы разбивать словом крепкую скалу человеческого сердца, нужно самому испытать, что значит иметь разбитое сердце. Но ведь не то страшно, когда разбивается сердце, а когда оно превращается в камень. Не в этом ли тайна вечного обаяния Христа? Потому он и может сострадать нам в немощах наших, что «Он подобно нам искушён во всём, кроме греха». Он сам прошёл путь человеческого страдания: «взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни».

6. Непонятные страдания.

Мережковский выразил свою веру в мудрость и проведение такими словами:

Через борьбу и хаос дикий,

Через страдание и ложь,

Ты к гармонии великой

Народ измученный ведёшь.

Но существуют страдания, причину которых напрасно искать в наказании за грех, и также непонятна их цель. Их тайна совершается в ином, потусторонним плане бытия, они посылаются не в наказание, а для испытания. О таком испытании говорит книга Иова.

Иов был всесторонне испытан и оказался верным. Этот род страданий вызван не грехом человека, но той тайной бытия, о которой говорит Достоевский: «Диавол с Богом борется, а поле битвы поле человека». Эти страдания даны человеку не по его вине, - «Да явятся на нём дела Божии: и да оправдается человек, а следовательно и создавший его Бог.

Победа добра в душе человека, его оправдание требуют, чтобы человек свободно, бескорыстно избрал правду и тогда, когда нет за неё никакой награды и даже, когда человек терпит невинное страдание. Ибо Христос возжелал свободной любви человека. Устоит ли в этом испытание человек? Благословит ли Бога, добро и скажет ли из глубины своего страдания, как сказал Иов: «Да будет имя Господне благословенно», или словами Ивана Карамазова: «Прав Ты Господи, ибо открылись пути Твои!».

7. Принятие страдания.

Итак вот в чём смысл страдания, отчего и зачем они происходят. Они имеют свою действующую причину - а именно, уклонение от нормы и смысла жизни или разумной жизни.

Они имеют также свою цель - возвращение человека к нормальной жизни, к его истинному назначению - воспитание человека в бескорыстной любви к добру.

И поскольку причиной страдания является уход от бога, то следствием её есть возвращение к Богу а, через Него к природе и людям, и даже больше: обожание всего, чтобы «Бог был всё во всём». И это есть цель бытия. Отсюда становится понятным выражение бельгийского поэта Метерлинка: «Хоть ангелы прекраснее людей, но в их очах нет слёз». Однако далеко не все люди побеждают страдание. Многие бывают раздавлены им. У них оно рождает не хвалу, а хулу, не благословение, а ропот и проклятие.

8. Как преодолеть страдание.

Истинная мудрость заключается не в одном лишь анализе страдания и его объяснение, а в умении его побеждать. И в этом заключается одна из важнейших задач жизни. Ибо принять жизнь - значит принять страдание, и уметь жить - значит уметь страдать.

Практически мы относимся к страданию двояко: или мы бежим от него, или его принимаем.

Первое отношение обнаруживает Будда: он сознаёт, что действительность дурна и желания дурны: он бессилен переделать то и другое, и поэтому он видит единственный выход в том, чтобы уйти от всяких желаний, от личности, от самосознания в нирвану /небытие/. Этот путь есть бегство, уход от жизни, жажда безжеланности. Будда сказал то, что мог сказать, будучи только человеком и притом живя шесть веков до явления в мир Иисуса Христа. Он пришёл к убеждению, что жизнь глубоко испорчена и искажена, что этой жизнью не стоит жить, и лучше не жить никакой жизнью. И поэтому он проповедовал духовное самоуничтожение. И многие в наши дни, усталые от жизни. Желают таким образом уйти от страданий и жизни.

Более легкомысленное бегство от страдания есть, когда люди, большая часть которых находят в стремлении минутным наслаждением заглушить горечь жизни, забыться безумием «пира во время чумы» или пляской на краю смерти. «Будем есть и пить ибо завтра умрём».

Другое отношение к страданию есть его принятие. «Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать» - говорит А.С. Пушкин.

Но и в принятии страдания ещё не всё. Можно тупо терпеть, стиснув зубы. А можно преодолевать и преображать страдание. Оно может быть камнем, давящим душу, но оно может сделаться скалою, на которую мы станем как на твёрдую опору.

Когда пророк Иеремия, рыдающий о своём народе и ненавидимый этим народом за постоянные обличения, падает духом и жалуется Богу: «Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и сорится со всею землёю. О, Господи... Ты знаешь, что ради тебя несу я поругание. За что так упорна болезнь моя и рана моя так не исцелена, что отвергает врачевание? Неужели ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою?»

Бог отвечает ему: «Если извлечёшь драгоценное из ничтожного, - то будешь как мои уста» /Иер. 15/, т.е. будешь обладать властью, творческою силою Божественного слова. Вот эта именно способность - извлекать драгоценное из ничтожного - и составляет тайну всякого творчества., Божественного делания. Не она ли в химической лаборатории природы на гниющих отбросах растит благоуханный цветок. Не его ли художник, взяв «презрённое из жизни», возводит его «в перл создания» /Гоголь/.

Не эту ли силу, в сущности, в середине века алхимики, называя её философским камнем, который превращал бы грубые металлы в золото. И она есть эта сила, творящая изумруд из глины и алмаз из угля.

Но поистине, всё великое входит в этот мир через врата страдания. Мы любуемся жемчужиной, как она рождается? В Индийском океане живёт моллюск в створчатой раковине. В раковину попадает песчинка, которая раздражает тело моллюска. Тогда он в целях самозащиты выделяет из себя перламутровую жидкость, которая обволакивает песчинку. Эта работа идёт годами. Так рождается жемчуг, красота венцов и ожерелий.

Но не всякое страдание способно её произвести. И потому обращаясь теперь к переживаемым нами страданиям, мы должны прежде всего различить два рода их.

9. Страдания за неправду.

Есть страдания за нарушение правды, те которые вытекают из несоответствия действительности нашим дурным желаниям. В этом случае действительность хороша. Но наши желания греховны. Скупец сохнет от жадности, алкоголик изнывает не находя возбуждающего напитка, жестокий человек ночей не спит от того, что ему не удаётся месть, развратного человека мучит сжигающая его нечистая страсть. Ведь всё это тоже страдания.

«Скорбь и теснота всякой душе человека делающего злое» /Рим.2/.

О сколько их, этих мучеников во имя «учения мира» говорит Л.Н. Толстой. Их гораздо больше, чем за учение Христа и гораздо тяжелее эти страдания, потому что они бессмысленны. Они и не могут иметь смысла, потому что вытекают из нарушения смысла жизни. Законов природы, любви и чистоты.

Они происходят от борьбы против Христа во имя греха. Против смысла, разума /Логоса/, во имя бессмыслицы. Их временный отрицательный смысл состоит лишь в том, что они свидетельствуют об уклонении от истинного, вечного смысла жизни и показывают, как не надо жить. Так некогда Христос предостерёг противившегося Ему Савла: «Трудно тебе идти против рожна»!

Все эти физические и душевные болезни лишь сигнальные огни, которыми природа оградила края зияющих бездн и топких болот, чтобы охранить человека. Это самозащита, иммунитет природы. И величайший из этих страданий - скука, свидетельствующая о высшем назначении человека, о том, что природа его души не терпит пустоты, и что этой пустоты не заполнят никакие, самые материальные фантазии, ибо «бессмертную душу может насытить только Бог».

Эти страдания мы должны не терпеть, но устранять их, удалив их причину - грех. Всю силу священного гнева и непримиримого протеста на который только способен человек, должен он обратить против этих поработителей души: гордости, жестокости, нечистоты, которые обещая сладость человеку, подносят к устам его лишь «кубок смерти яда полный», «печаль мирская производит смерть» /2 Кор.7:10/. Эти страдания не стоят ни одной слезы, ни одного вздоха. Поэтому «свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех» /Евр. 12:1/ говорит Писание. И эти слова звучат всегда, как призыв к тому глубокому духовному перевороту, который называется революцией духа.

10. Страдания за правду.

Если страдаешь за дело - кайся, если страдаешь незаслуженно - радуйся. Но есть страдания иного рода, за правду, за торжество любви, чистоту жизни, послушания Богу, страдания Христовы. Здесь с высшими желаниями духа сталкивается враждебная действительность плотской жизни как в других, так и в нас самих. Это борьба против греха во имя Христа. Это «печаль ради Бога, которое производит неизменное покаяние ко спасению».

На пути к правде стоят эгоизм, самоутверждение, грубая чувствительность во мне самом, и я объявляю им борьбу, «томлю томящего меня», как говорит Ефрем Сирин, по поводу одухотворения плоти. Это борьба, неизбежный этап на пути к счастью. И поскольку эти препятствия со стороны моего «я» плоти и людей мира восстают против моих высших желаний, я страдаю.

Люди «не прощают добра», как это ни странно. Люди распяли Христа, они гонят Его и теперь. В этом мире, где распят наш Господь, мы должны быть гонимы, если мы не в дружбе с этим миром.

А всякий идущий за Христом без креста, недостоин Его. Потому что «все желающие жить благочестиво во Христе будут гонимы»

Мы боремся с грехом в людях, боремся» с человеком за человека» - и такая борьба не прощается не только со стороны духа тьме, но и тех людей, которые «тьму возлюбили более, нежели свет». И страдание за исповедание за имя Христа и Евангелие словом и делом и есть «участие в страданиях Христовых». Это истинная Христианская вера, которая дала миру красоту мученичества: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блажены, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас, теми он хулится, а вами прославляется.

Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» /1Пет. 4:13-19/.

Эти страдания прекратятся лишь в Царствии Божием, когда оно явиться во всей своей силе, - и именно для того, чтобы Это Царствие радости наступило, нужно страдать. Страдание за Христа - не тяжкая доля, а радостное преимущество. И потому сказано: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» /Фил. 1:29/.

Эти страдания за смысл жизни, за Логос, за Христа. Об этих страданиях сказал Христос: «Печаль ваша в радость будет». «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

Как же нам отличить страдание за правду от страданий за нарушение правды? Для этого мы должны внести в нашу жизнь высший образ (критерий) добра и зла, принять Того, Кто есть Смысл жизни, Кто сказал о себе: «Я свет миру, кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

И в этом свете мы не только различим гибельные страдания от благих. И не только будут озарять своим светом, но и сожгут очищающим огнём страдания за ложь, устранив их причину - тёмные, низменные желания, а страдания за правду они преобразят в радость и красоту.

11. Христос и страдание.

В самом деле, не для того ли пришёл Христос в этот мир, чтобы освободить человека от тяжести страдания? Не в этом ли благая радостная весть Нового Завета?

Вне Христа, человек, тщательно усиливается разрешить вопрос о страдании.

Как было уже сказано, учение Будды стремится устранить страдание через уничтожение желаний в человеке, но этим делает человека бесстрастным, бесчувственным, безразличным, безличным... и вместе со страданием Будда устраняет и сознание и жизнь.

А Христос преображает дурные желания в хорошие, ибо только дурные, злые желания причиняют человеку гибельные страдания. Он устраняет из желаний лишь их смертоносное жало - грех саму же личность человека. Его сознательную, духовную жизнь Он утверждает. Христос не сказал ни одной погребальной речи. Когда Он встречал похороны, Он просто их прекращал, воскрешая мёртвых.

Страдание есть основной вопрос человека вопиющий к Богу. Христос есть ответ Бога на вопль. Христос принёс Евангелие милосердия, исцеления, мира и любви. Люди всегда будут любить эту книгу, потому что в ней они найдут отзвук на все человеческие печали - начиная от горьких слёз отрекшегося Петра и кончая невыразимой скорбью Девы Марии, стоящей у креста с сердцем, пронзённым мечом тоски о Сыне Своём.

И наконец здесь мы встречаем превосходящие наш опыт муки Господа. Ведь Он сам прошёл весь тяжкий путь человека, притом неся на Себе наши скорби без вины. Что же даёт Христос человеку, обременённому страданием за неправду? Прежде всего Он даёт «слепым про зрение», т.е. научает отличать страдания за ложь от страдания за правду. Он прощает вину и освобождает от кары за неправду, от мук совести, и этим самым соединяет нас с Богом.

Те, кто переживал узы и темницу за исповедание Евангелия, знает по опыту, что со Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на воле тюрьма.

Вспомним, что сделал милосердный самарянин. Он возлил на раны несчастного елей и вино. Так нужен елей утешения смягчающий боль скорбного больного человека, может быть это будет слово утешения, или внимательное чуткое отношение, слово участия. А не так как утешали друзья Иова: «Тебя Бог наказал». Жалеть человека надо каждого и того, кто глубоко пал. «Ведь каждый грешный человек - это тоже ты» - гласит восточное санскритское изречение.

Человека надо любить и жалеть, а не грех его, больного, а не болезнь его. Но Евангельская помощь возливает на раны не только елей, но и вино, чтобы предохранить от гниения, дезинфицировать. Оно утешает человека, но в то же время бичует его грех, Христос говорит грешнице: «и я не осуждаю тебя» - и в этой благости елей. Но дальше Он прибавляет: « иди и больше не греши» - это вино, сберегающее от гибели.

«К одним будьте милостивы, а других страхом спасайте».

Только благая весть претворяет скорби в радость, злобу в любовь и ведёт на небесный пир Каны Галилейской.

12. Участие в страданиях Христа.

Как может иметь человек участие в страданиях Христа? Почему ап. Павел придавал такое огромное значение этому опыту? Но прежде всего нужно выяснить, что надо понимать под выражением «страдание Христа»? Мы так склоны понимать под этим Его мучения в Гефсиманском саду и Его искупительную смерть на Голгофе. Но этим они далеко не исчерпывались, Не были ли три последние года Его земной жизни непрерывною цепью страданий?

Вспомним, как тяжело было для Христа, Святого Сына Божьего, жить среди грешных людей, в постоянном прикосновении с их нуждами и непрерывно иметь перед глазами их нравственное унижение и пагубные следы греха. Как тягостно было всегда быть духовно одиноким, мало понятным, постоянно не понятым даже самими близкими и любимыми людьми. Не иметь времени для еды и сна, терпеть голод и лишения всякого рода, не иметь места, где «преклонить голову Свою». Подвергаться тягчайшим искушениям, и за всё это пожинать клевету, ненависть и преследования. Как мучительно было быть оставленным всеми, даже близкими учениками, подвергнуться издевательствам, истязаниям и под конец - ужасной крестной смерти.

Смерть Христа на Голгофе была лишь завершением целой жизни служения и страдания. Не забудем, что эти Его страдания были добровольными страданиями. «Потому любит меня отец» - говорит Христос, «что я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её от Меня, но Я Сам отдаю её: имею власть отдать её и имею власть опять принять её».

Это значит никто, ни Бог, ни люди, - не принуждали Его избрать для Себя такую жизнь. Во всякое время Он имел полную возможность жить для Себя и дать нам погибнуть, Но Он предпочёл пожертвовать Своею жизнью для нашего спасения движимый любовью к нам. Именно это придало Его страданиям характер жертвы.

В чем заключалась цель этих страданий, и какая была им причина? Целью их было - распространение благого Царствия Божьего, и тем самым спасение рода человеческого. Причиною их является великий принцип расплаты, проявляющийся одинаково в мире нравственном и мире физическом, и действующий с такою безошибочною последовательностью, как и закон тяготения. «Даром ничего не даётся». Не бывает прогресса без труда, без усилий, без жертв. Представим себе, как зерно пшеницы лежит спокойно и уютно в своей чистенькой коморке в колосе в поле, оно наслаждается солнечным сиянием, ветерком, близостью множества других таких зёрен на том колоссе и поле. Как ужасно должно показаться зерну упасть в холодную, сырую, грязную, тёмную землю, лежать там в одиночестве, разложиться и погибнуть. Но ведь только такою ценою даётся жатва.

Разве ап. Павел не мог, оставаясь верующим, жить с некоторыми удобствами, иметь свой домашний угол и выступать по временам с назидательной проповедью. Но когда он услышал призыв Христа, он не поколебался пойти по той стезе, которую наметил ему Христос. «Я ни на что не взираю, и не дорожу своею жизнью» - говорит он, и потому мы видим его «в трудах., безмерно в ранах, в темницах, многократно при смерти, в опасности, в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» /2Кор:2:23 -28/.

Трудно вообразить какую вереницу самоотречения, усилий, борьбы и страдания представляла его жизнь. Движимый любовью ко Христу, он добровольно посвятил себя делу Христа и охотно взял на себя свою долю стоимости этого предприятия. В этом и было «участие в страданиях Христа». Ап. Павел высоко ценил участие в страданиях Христа. «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его». Не радовала ли его та мысль, что все эти страдания были добровольными ради Христа, от этого выросла новая крепкая и тесная связь между ним и Христом. Кроме того, он познал на опыте, что путь страданий за Христа - драгоценная школа в которой он многому научился. Он научился полагаться не на свою силу, но на силу Божию, «которая совершается в немощи». Скорби, пережитые им ради Христа, принесли с собой небесное утешение, так что он мог сказать про себя: «по мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше «. /2Кор 1:5/.

 ( Победишь.ру 94 голоса : 4.03 из 5 )

Предыдущая беседа

Фрэнсис Бэкон

О том, что знания – это сила, слышали и знают многие. Однако далеко не все люди прилагают достаточно усилий для того, чтобы теми или иными полезными для них знаниями обзавестись. Поэтому, я считаю, что следует рассмотреть эту тему более подробно, чтобы каждый из вас, уважаемые читатели, четко понимал, в чем именно заключается великая сила знаний и что нужно делать, чтобы эту силу обрести. С одной стороны, вроде бы понятно, что нужно учиться, получать знания всеми доступными методами, чтобы многое знать и, следовательно, многое уметь. Но с другой стороны, о том, какие именно знания необходимо получать и каким образом это лучше делать, и главное, как их потом использовать в своей жизни, не всегда и не всем понятно. Поэтому с этим моментом определенно нужно как следует разобраться. И мы с вами это сделаем. Мы подробно рассмотрим данную тему и узнаем о знаниях все, что о них нужно знать.

Что такое знания?

Знания – это информация, которая, во-первых, проверена практикой, а во-вторых, – и это самое главное, – дает человеку наиболее полную картину реальности. В этом принципиальное отличие знаний от обычной информации, которая позволяет нам иметь лишь частичное представление о тех или иных вещах. Знания еще можно сравнить с инструкцией к чему-либо, а информацию с обычными советами. Те знания, которыми человек обладает, очень хорошо отложились в его памяти, благодаря тому, что он их неоднократно применял в своей жизни, закрепляя эти знания на практике и подтверждая их истинность своим собственным опытом. Со временем знания становятся бессознательным навыком.

Виды знаний

Знания бывают разными. Например, есть поверхностные знания, а есть глубинные. Поверхностные знания – это такие знания, которые основаны на видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в определенной предметной области. Для поверхностных знаний достаточно хорошей памяти – прочитал, услышал, увидел и запомнил полученную информацию, не думая о том, почему она именно такая, а не другая. И вроде бы как что-то знаешь. Поверхностные знания часто основаны на двух, максимум трех звеньях причинно-следственной цепи. Модель рассуждений человека, обладающего поверхностными знаниями, будет достаточно простой. Она обычно имеет такой вид: «Если [условие], то [действие]». Более сложные мыслительные конструкции в этой схеме, как вы понимаете, невозможны.

Совсем другое дело, глубинные знания, в них уже используется более сложная структура размышлений и рассуждений. Глубинные знания представляют собой абстракции, сложные схемы и глубокие аналогии, которые отображают структуру и процессы в предметной области. Глубинные знания опираются не только на память, но и на мышление. Причем они не сводятся лишь к построению и анализу причинно-следственных цепочек, а представляют собой сложную паутину размышлений/рассуждений, в которой множество фактов и процессов взаимосвязаны между собой. В этом случае какая-то одна причина может иметь несколько следствий, а одно конкретное следствие может вытекать из разных причин. Глубинные знания отражают целостную структуру и природу существующих процессов и отношений, которые протекают в предметной области. Эти знания позволяют детально анализировать и прогнозировать поведение объектов.

Знания также могут быть явными и неявными. Явные знания – это накопленный опыт, выделенный и представленный в форме инструкций, методик, руководств, планов и рекомендаций к действиям. Явные знания имею четкую и ясную структуру, они сформулированы и зафиксированы, как в памяти человека, так и на различных носителях. Неявные знания – это такие знания, которые трудно или затруднительно формализовать, то есть выделить с их помощью наиболее важные характеристики предмета изучения, обсуждения. Это интуитивные знания, личные впечатления, ощущения, мнение, догадки. Их не всегда просто объяснить, передать другим людям. Они похожи на плохо связанные между собой куски информации, а не на полную и ясную картину реальности.

Еще знания могут быть житейскими и научными. Житейские знания – это конкретные знания о чем-либо, которые основаны на случайных размышлениях и стихийных наблюдениях. Они нередко носят интуитивный характер и могут сильно зависеть от мнения окружающих. Эти знания часто бывают иррациональными, то есть не поддающимися объяснению и полному пониманию. Их нельзя применять ко всем ситуациям, несмотря на то, что человек получил эти знания благодаря своему опыту, потому что этот опыт является неполным, он лишь частично отражает закономерности тех или иных ситуаций. А вот научные знания – это уже более обобщенные, рациональные, продуманные и обоснованные профессиональным наблюдением и экспериментами знания. Они точны, универсальны, структурированы и систематизированы, их проще проанализировать, благодаря их системности, понять и передать другим людям. Поэтому стремиться нужно именно к таким знаниям, чтобы иметь более полное и точное представление о различных вещах в этом мире. Существуют и многие другие виды знаний, но мы с вами сейчас не станем их все рассматривать, оставим это дело для будущих статей. А вместо этого перейдем к более важным для нас вопросам.

Зачем нужны знания?

Чтобы тяга человека к знаниям была особенно сильной и постоянной, он должен четко понимать – зачем нужны знания. Все-таки их ценность не всегда очевидна, раз многие люди не гонятся за ними так же сильно, как, скажем, за деньгами. Некоторые ценности для нас более понятны, потому что мы пользуемся ими постоянно и открыто, и видим, какая от них польза. Те же деньги являются ценностью, которую мы все ощущаем, благодаря тому, что за деньги можно многое купить. Или, если говорить о том, на что мы готовы потратить свои деньги, то опять-таки, такие вещи, как “хлеб и масло” или крыша над головой, кажутся нам достаточно очевидными ценностями, так как мы нуждаемся в этих вещах и не можем без них обойтись. А вот полезность знаний как-то не совсем и не всегда заметна невооруженным глазом. Но на самом деле, именно от того, какими знаниями обладает человек, зависит наличие у него и денег, и хлеба с маслом, то есть еды на столе, и одежды, и жилья, и многих других важных и полезных для жизни вещей. Знания помогают людям ко всему этому прийти. И чем больше человек знает и чем качественнее его знания, тем легче ему прийти к нужным ему материальным и духовным ценностям. Ведь те же деньги можно зарабатывать разными способами – можно выполнять за них очень тяжелую, грязную и вредную для здоровья работу, а можно просто принимать правильные решения, давать нужные распоряжения, совершать несколько звонков в день и за два-три часа зарабатывать больше, чем многие люди зарабатывают на тяжелой работе за месяц и даже за год. И дело не в производительности труда, дело в умении выполнять такую работу, которую не могут выполнить многие другие люди, а также в умении переигрывать других людей в борьбе за место под солнцем. И всему этому способствуют качественные и обширные знания. Так что знания открывают перед человеком дверь в прекрасную, счастливую, богатую и светлую жизнь. И если вам такая жизнь интересна, если она вам нужна, тогда вам нужны и знания. Но знания нужны не все, а только такие, которые можно применить в жизни с пользой для себя. Давайте посмотрим, что это за знания.

Какие знания нужны?

Как бы некоторым из нас не хотелось обладать всеми существующими в мире знаниями, чтобы быть очень умными, совершенно очевидно, что это невозможно. Мы не можем знать все, потому что даже тех знаний, которые известны человечеству так много, что на одно только ознакомление с ними понадобится несколько жизней. А если еще учесть тот факт, что люди очень многого не знают об этом мире, то становится окончательно ясно, что знания нужно получать выборочно. Но выбор этот сделать непросто. Для этого человек должен определиться с тем, какой жизнью он хочет жить, каких целей планирует достичь и что для него ценно в этой жизни. От этого выбора будет зависеть его судьба. Мы не случайно не можем знать все, потому что нам это и не нужно. Нам нужно хорошо знать самое главное для нас, от чего будет зависеть наша судьба. А это главное нужно вначале выделить из всего остального. И чтобы это сделать, полезно обратиться к чужому опыту. Вокруг нас полно людей, которые уже прошли энную часть жизненного пути и на их примере можно видеть, какие знания оказались для них полезными, а какие нет. Жизнь разных людей показывает нам, какие знания к чему могут привести.

Вот мы с вами сегодня живем в такое время, когда различных знаний повсюду полно. Один только интернет чего стоит, в котором много всего интересного и полезного можно найти. Но такое изобилие информации и знаний мешает человеку разобраться с тем, что ему действительно нужно. Я не считаю, что это такая уж серьезная проблема, как, скажем, проблема нехватки знаний, ограничение доступа к информации, цензура, отсутствие возможности получать образование и тому подобные вещи. Но все равно мы должны признать, что обилие информации требует от нас серьезного подхода к ее отбору. И жизнь других людей, на которую я предлагаю вам ориентироваться – это лучший способ понять, какие знания важны, а какие нет. Все ошибки, которые вы можете совершить, уже кем-то когда-то были совершены. Все успехи, которых вы хотите и можете достичь – уже кем-то в той или иной форме были достигнуты. Поэтому опыт других людей бесценен. Изучайте его, и вы сможете понять, к каким знаниям вам следует стремиться. При этом не надо просто верить тому, что говорят другие люди, даже если это очень успешные люди. Лучше смотрите на то, чем и как они живут, где, как и чему учились и учатся, какие книги читают, чем занимаются, к чему стремятся. Дела честнее слов. Также имейте в виду, что успешные люди, показывают на примере своего опыта, какие знания могут быть полезны в жизни, поэтому к ним стоит стремиться. А вот неудачники, наоборот, своей жизнью могут показать, какие знания бессмысленны и бесполезны, а иногда и вредны. Это не точный показатель, но ориентироваться на него можно.

Знания и информация

Давайте, друзья, посмотрим, чем знания отличаются от информации. Все-таки ту или иную информацию мы получаем каждый день, а вот знания далеко не всегда. На этот счет существует несколько мнений. Обычно пишут и говорят о том, что знания от информации отличаются тем, что они являются частью опыта человека. То есть знания – это проверенная опытом информация, которой обладает человек. Это хорошее определение, но на мой взгляд не полное. Если бы знания являлись только частью нашего собственного опыта, то мы бы не использовали такую фразу, как “получение знаний”, мы бы говорили о получении информации, которая может стать знаниями, только в том случае, когда мы проверим ее собственным опытом. Но мы, тем не менее, используем такое словосочетание, как “получение знаний”, то есть, уже чего-то готового, чем можно пользоваться, не проверяя это на собственном опыте. Поэтому в моем понимании, знания – это более полная, более качественная, более структурированная и систематизированная информация, которая отражает максимально приближенную к реальности полную и целостную картину определенной предметной области. То есть, это более гармоничная, точная и достаточно обширная информация. А просто информация – это куски знаний, так сказать, элементы пазла, из которых еще нужно составить более полную и ясную картину о чем-либо. Так что знания – это уже составленная из разной информации картина реальности, или еще можно сказать, инструкция к жизни, которой мы можем пользоваться. Если, к примеру, я вам скажу, что какой-то определенный инстинкт отвечает за какое-то конкретное поведение человека, то это будет информация, потому что с этим куском знаний о человеке многое останется непонятным. Если же я расскажу вам все, что знаю об инстинктах, о том, как они работают, как взаимосвязаны между собой, как они управляют поведением человека и так далее и тому подобное, то это уже будут знания, которые я вам передам. То есть, это будет более целостная картина природы человека или инструкция к человеку, которая позволит вам многое о нем узнать, многое понять и главное, она позволит вам грамотно работать с людьми и самим собой. Информацию тоже можно использовать, но ее диапазон возможностей значительно ниже.

Получение знаний

Очень важно уметь правильно получать знания, чтобы при минимуме потраченных времени и сил усвоить максимум нужных и полезных знаний. Здесь очень важную роль играет способ донесения, а, следовательно, и получения информации, хоть с помощью книг, хоть с помощью любых других источников. Упор должен делаться на понимание, благодаря которому человек не теряет интереса к тому, о чем узнает. Ибо достаточной силой воли, необходимой для серьезного вникания в изучаемый предмет обладают не многие люди, тогда как интерес к чему-то, подогреваемый, помимо прочего и понятностью изучаемой информации, может оказаться отличной мотивацией к учебе. Человек будет с жадностью получать новые знания, если они будут для него понятными и по его мнению полезными. Вот качественное образование от некачественного отличается, в том числе и тем, как учителя преподносят знания своим ученикам, а не только тем, какие именно знания они им дают. Хороший учитель – это такой учитель, который способен объяснять ученикам материал не только на сложном научном языке, но и на языке простых людей. Можно даже сказать, что учитель должен уметь объяснять материал на языке пятилетнего ребенка, чтобы его могли понять все. Если знания подаются понятным языком, то они будут интересны людям, а если они интересны, то и внимания к ним будет больше. Если же преподносить людям знания на непонятном для них языке, то интерес к ним будет минимальным, если он вообще будет, и многие просто отвернутся от них, какими бы полезными не были эти знания.

Качество знаний

Нельзя не сказать и о такой важной вещи, как качество знаний, от которого зависит их эффективность. Все-таки знания мы получаем преимущественно ради использования их в своей жизни, а не ради того, чтобы просто о чем-то знать. Поэтому знания должны быть практичными и эффективными. Давайте с вами подумаем, как определить качество знаний, которые мы можем получать из тех или иных источников. Здесь, я считаю, приоритет стоит отдавать пониманию нами получаемых знаний. Как я писал выше – понятные знания не только интересны и в них хочется вникать, но они еще и хорошо усваиваются, и что особенно важно – их легче проверить. Помимо этого, знания должны быть понятными для того, чтобы человек мог не просто их запомнить, но и мог развивать эти знания и делать на их основе собственные выводы, то есть, рождать с их помощью новые знания. Затем, конечно, важно, чтобы знания были полными, а не обрывистыми и не в виде сухих фактов, которые опять-таки, нужно только запомнить, а в виде целой системы, в которой должна быть видна связь между фактами, чтобы было понятно, почему что-то устроено или работает так, а не иначе. И из этого вытекает следующий критерий качественных знаний – это их достоверность. Почему именно вытекает? Потому что знания, которые представлены в виде преимущественно фактов, а не в виде той системы рассуждений, состоящей из цепочки причинно-следственных связей, которая к этим фактам приводит и помогает их связать между собой, довольно сложно проверить на достоверность. Вам останется только поверить в такие знания, которые состоят исключительно из фактов, если вы сами не были очевидцем этих фактов. Факт – он либо есть, либо его нет. Но как узнать о том, существует ли факт на самом деле? Какие доказательства его существования самые надежные? Конечно, можно проверить те или иные факты и основанные на них знания на собственном опыте, так сказать, провести эксперимент, как это делается в науке. Но это потребует от вас немалого времени и сил. К тому же, если вы получили некачественные и даже вредные знания, то вы рискуете допустить серьезные ошибки при их проверке, которые будет непросто исправить. Поэтому важно видеть те цепочки рассуждений, которые позволяют нам проверить истинность тех или иных фактов, хотя бы на уровне теории, с помощью логических размышлений. А по возможности, можно перенести эту теорию на более или менее похожий опыт из своей жизни, чтобы с помощью этого переноса определить вероятность истинности того или иного факта, а вместе с тем и всех тех знаний, которые мы получаем.

Нередко для эффективного обучения нам требуется помощь других людей, которые помогают нам усвоить те или иные знания, связав их с тем опытом, свидетелями которого мы являлись и являемся. Вот почему нам нужны учителя, которые объясняют нам то, что написано в книгах и то, что мы видим вокруг себя. Они помогают нам сложить в голове полное представление о чем-либо, дополняя своими объяснениями те знания, которые мы получаем из книг. Впрочем, хорошие книги тоже способны многое объяснить, поэтому самостоятельное обучение может быть не менее, а то и более эффективным, чем обучение с помощью учителей. Но при условии, что книги и другие источники информации, по которым учится человек, действительно качественные.

Знание – сила

Теперь давайте задумаемся на тем, почему знание – это сила. Мы уже касались этого вопроса выше, но теперь мы рассмотрим его более подробно, дабы у вас была мощная мотивация к тому, чтобы получать новые знания, невзирая ни на какие преграды. Сила знаний заключается в том, что они позволяют человеку воплощать задуманное в жизнь, с помощью необходимой последовательности действий. Говоря проще – знания помогают нам избегать ненужных ошибок, при реализации своих желаний. Благодаря им мы легче ориентируемся в этом мире и можем на многое в нем повлиять. Знание чего-то позволяет нам этим чем-то управлять. А вот когда мы чего-то не знаем, мы ограничены в своих возможностях и тогда уже нами могут управлять те, кто знает больше нас.

Также знания делают нас более смелыми и уверенными в себе людьми. А смелость и уверенность позволяют людям добиваться успеха во многих делах. Вот допустим, если вы хотите что-то сделать, то вам нужно думать не о том, можно ли это сделать или нет, а о том, как можно это сделать, какие действия для этого нужно совершить. А до того, вам нужно задуматься над тем, где и какие знания вам надо получить, чтобы совершить необходимые действия [последовательность действий] и сделать нужное вам дело. То есть знания – это ключ к успеху в любом деле. Имея нужные знания, вы сможете воплотить в реальность любую свою идею. И это умение делать реальность такой, какой мы хотим ее видеть дает нам силу. Давайте зададимся таким вопросом: можно ли построить машину времени? Каким будет ваш ответ? Подумайте над ним. Если вы считаете, что машину времени построить нельзя, значит вы не осознаете всей той силы, которой обладают знания. Вы исходите из тех знаний, которыми обладаете в настоящий момент, и они не позволяют вам допустить вероятность того, что такую вещь, как машина времени построить можно. Хотя для этого просто необходимо получить другие знания, которые в настоящий момент человечеству неизвестны. А вот если вы человек мыслящий и понимаете одну простую, но очень важную истину, что мы, люди, многого еще не знаем об этом мире, то вы легко сможете допустить возможность создания машины времени и любого другого необычного устройства, которое может сильно изменить нашу жизнь. В этом случае перед вами будет стоять только один единственный вопрос: как это сделать? Так что сила знаний в том, что с их помощью мы можем сделать невозможное возможным.

Еще сила знаний очень ярко проявляется в тех случаях, когда человек не получает, а распространяет знания. Дело в том, что людьми движут не только их инстинкты, определяющие их потребности, но и идеи, убеждения, вера. А идеями люди заражаются из окружающего мира, в котором их кто-то создает и распространяет. И именно тот, кто заражает своими идеями умы большинства людей – получает высшую власть над ними. Это великая сила, с которой никакая другая сила не сравнится. Никакое насилие и никакой страх не сравнятся с силой идей, с силой убеждения и в конечном счете с силой веры людей во что-то. Потому что такая сила управляет людьми изнутри, а не снаружи. Так вот чтобы заразить людей своими идеями, нужно их создать и распространить в обществе. Это очень непростая задача, поэтому в мире так мало великих идеологов, которые вершат судьбы миллионов. Если же вы будете только получать знания, то это, конечно, тоже очень хорошо. Благодаря знаниям вы будете многое знать и многое уметь. Но при этом вы сами рискуете заразиться чужими идеями и в каком-то смысле стать их заложником. Это не всегда плохо, но имейте в виду, что высшим проявлением силы знаний является именно умение их создавать и распространять, а не получать и применять.

Цена знаний

Это, пожалуй, один из самых важных вопросов, ответ на который должен знать каждый человек. Сколько стоят хорошие во всех смыслах знания? Не спешите с ответом на этот вопрос, подумайте получше. Многие из нас знают и понимают, что знания нужны, знания важны, знания полезны. Но хорошие, качественные знания, которые человек не просто будет получать с помощью какого-то источника или в каком-нибудь учебном заведении, а которые ему будут подробнейшим образом объяснять, чтобы он их хорошо усвоил, имеют свою цену. Цена может быть разной, но важно понимать главное – хорошие знания бесценны! Вы прекрасно знаете о том, что хорошее образование стоит дорого, но при этом вы должны понимать, что хорошие знания, нужные знания, полезные знания, которые можно получить благодаря качественному образованию – всегда себя окупают, всегда. Поэтому вложение средств и времени в получение хороших знаний – это идеальная инвестиция. Я вообще считаю, что в этой жизни никогда нельзя жалеть деньги на такие вещи, как здоровье и обучение, все остальное второстепенно. Ведь совершенно очевидно, что любому человеку нужно хорошее здоровье, без него нормальной жизни не будет. Для этого он должен хорошо питаться, отдыхать нужное количество времени, пользоваться качественной медициной и по возможности не работать на вредной работе. Про вредные привычки я даже не говорю – они однозначно неприемлемы. И имея хорошее здоровье, человек должен заботиться о содержимом своей головы, чтобы занять в этой жизни достойное место. Поэтому на здоровье и знания ни в коем случае нельзя жалеть, ни денег, ни времени. Это не те вещи, по которым можно торговаться.

Как получать знания?

Чтобы получить хорошие знания, необходимо в первую очередь определиться с приоритетом тех методов их получения, которые тому или иному человеку доступны. И затем использовать эти методы в соответствующей последовательности. На мой взгляд, самый лучший способ получения знаний – это получение их от других людей и с помощью других людей. Только речь здесь не о том, что кто-то за вас будет решать, чему и как вам нужно учиться, а о том, что вы будете использовать другого человека, других людей, как своих учителей, чтобы научиться нужным вам вещам. То есть, определять план своего обучения нужно именно вам, как в случае с самообразованием – самым лучшим способом образования. Но при этом вам нужно использовать других людей в качестве помощников, наставников, советников, чтобы они подсказывали вам, чему и как полезно учиться. Ведь, скажем, если вы еще очень молоды и мало что знаете об этом мире, то самим вам будет сложно разобраться с тем, что в нем важно и ценно, а что нет. Нужно прислушиваться к советам других людей, более умных и более опытных, но ответственность за получаемые вами знания должна лежать на вас. Люди – это источник знаний, которым очень удобно пользоваться. Когда человек вам объясняет, что и как устроено в этом мире, когда вы можете задавать ему вопросы по непонятным вам моментам, можете переспрашивать, уточнять, спорить, можете исправлять свои ошибки в процессе обучения с его помощью – это просто прекрасный способ чему-то научиться, причем достаточно быстро.

Также очень большую роль в процессе получения знаний играют книги – это, с моей точки зрения, самый предпочтительный способ обучения без помощи живых людей. Не видео, не аудио, а именно книги, то есть, получение знаний с помощью печатного текста, с помощью знаков, символов, вот что полезно. Текст, неважно, на бумажном он носителе находится или на экране монитора – это материал, с которым нужно работать. Не просто просматривать его, как картинки, а именно работать с ним – вдумываться в написанные мысли, слова, идеи, законы, анализировать их, сравнивать, оценивать, проверять. Текст – он всегда перед глазами, его всегда можно разбить на отдельные предложения, фразы, слова, чтобы тщательнейшим образом его изучить. В некоторых случаях полезнее читать не книги, а статьи, в том числе и научные. Они полезны тем, что в них знания передаются в сжатом виде, в них нет такого количество ненужной писанины, как в большинстве книг. Все-таки, время у нас у всех ограничено, поэтому его может просто не хватать для того, чтобы читать большущие книги. А вот статья может, пусть и не всегда полно, но зато довольно быстро и точно передать вам самую суть тех или иных закономерностей, из которых формируются наши знания. А дальше вы уже сами для себя решите, во что вам нужно углубится и в какую сторону расширить свои познания, найдя дополнительные материалы по интересующей вас теме.

И еще один хороший способ получения знаний, давайте будем считать его третьим по значимости – это наблюдение за происходящим. Мы все имеем какой-никакой опыт, и продолжаем получать его ежедневно, который нас многому может научить. Причем это такой учитель, который никогда не обманет. Но чтобы нам чему-то научиться на своем опыте – необходимо быть предельно внимательным ко всему, что нас окружает и что с нами происходит. Многие люди ничему не учатся на своем опыте лишь потому, что не обращают на него должного внимания. Они не наблюдают за всем, что происходит в их жизни и поэтому много ценной информации проходит мимо них; не придают значения важным мелочам вокруг себя, которые могут о многом рассказать. Ну и, конечно же, они не анализируют достаточно хорошо все те ситуации, которые были в их жизни и чем-то их учили. Но я считаю, что человек может и должен учиться у всего, что он видит и слышит вокруг себя. Для этого просто нужно быть внимательным и наблюдательным. А эти качества может развить в себе каждый. Иной раз с помощью простого наблюдения можно научиться гораздо большему, чем с помощью многих хороших книг. Потому что оно способно показать вам такие детали в происходящем, на которые другие люди могут не обратить внимания или не придать им нужного значения. К тому же свой опыт, как правило, дает больше уверенности в понимании чего-либо, чем чужой, в искренности и корректности которого по ряду причин всегда можно усомниться.

Знания и мышление

Знания знаниями, но в наше время особое значение приобретает способность человека мыслить, в том числе и нестандартно, креативно, гибко. Мышление позволяет не только эффективно использовать имеющиеся у человека знания, но и создавать свои собственные, приходить к новым интересным идеям, способным в корне перевернуть его представление о чем-либо. А это, как вы уже знаете, тоже очень важно, а иногда и намного важнее уже накопленного человечеством опыта. Знания, даже очень хорошие, сегодня быстро устаревают, пусть и не полностью, но в значительной степени. Тогда как мышление актуально всегда, оно позволяет адаптировать старые знания к новым условиям и когда это необходимо, создать новые знания, которые помогут решить актуальную задачу. Поэтому научиться чему-то один раз, а потом всю жизнь почивать на лаврах, пользуясь своими знаниями, пока хоть еще и можно, но в скором будущем станет невозможным для тех людей, которые хотят жить хорошей, качественной жизнью. Современный мир ясно показывает нам, что учиться нужно всю жизнь. Только так можно выживать и добиваться успеха в высококонкурентной борьбе.

А хорошей жизнью лично я считаю такую жизнь, в которой человек занимается действительно любимым делом, пусть даже и за небольшие деньги, а не работает целыми днями на нелюбимой и иногда даже ненавистной работе, чтобы только заработать на кусок хлеба. Заниматься любимым делом в современном мире, не подстраиваясь под рынок труда – это большая роскошь. Если вы к этому придете, вы будете чувствовать себя счастливыми.

Так что, друзья, мышление обязательно нужно развивать. Без развитого мышления даже очень хорошие современные знания могут стать мертвым капиталом. А мертвые знания никому особо нужны. А чтобы сделать их живыми – нужно с помощью мышления адаптировать их для решения различных актуальных задач и проблем. Вот представьте себе современный средний или крупный бизнес, в котором идет жесточайшая конкурентная борьба, и чтобы в ней победить, нужно давать результат, а не откапывать в своей памяти запылившиеся знания, чтобы блеснуть ими перед конкурентами. Поэтому мышление выходит на первый план, так как оно позволяет нам быть более практичными. А знания сегодня можно очень быстро получить в интернете, причем многие из них будут более современными и точными, чем те знания, которые имеются у человека в голове.

Вообще, большая часть знаний – это то, что есть не только у одного человека, но и у многих других людей. И чем больше людей о чем-то знают, тем слабее это знание. Сила знаний определяется, в том числе и их доступностью. Если какие-то знания доступны лишь немногим людям, тогда в них много силы, а когда о них узнает большинство людей – они теряют свою силу. Вот, допустим, кто-то знает о чем-то полезном, а другие не знают этого, и этот кто-то имеет преимущество над остальными, благодаря своим знаниям, которые доступны только ему. Но стоит этим знаниям распространиться и человек потеряет свою силу, так как его монополия на эти знания рухнет. Ведь если все знают то, что знаете вы, то в чем тогда ваше преимущество, в чем ваша сила? Так вот, те знания, которые мы получаем стандартными способами, как правило, известны не только нам, но и многим другим людям. А значит большого преимущества перед этими другими людьми у нас при прочих равных условиях нет. Под прочими равными условиями я понимаю такие вещи, как готовность и умение человека применять свои знания, а также настойчивость, трудолюбие и тому подобные вещи. Без них ведь знания бесполезны.

Так что получается, что то, что знаем мы, нередко знают и некоторые другие люди, и это в определенной мере уравнивает нас с ними. А вот хорошее, развитое мышление способно привести человека к таким знаниям, которые будут известны только ему одному. Ведь мышление способно родить абсолютно новые знания, новые решения и новые идеи. Оно может привести человека к инсайту – озарению, прозрению, осознанию, прорыву в решении какой-то задачи, которую невозможно решить стандартными способами. Таким образом развитое мышление дает человеку серьезное преимущество над другими людьми. Так что знания – это, конечно, сила. Но вместе с развитым мышлением они становятся поистине великой и абсолютной силой.

Наука

Разница между умником и ученым в том, что умник всегда заявляет о том, что он знает очень много , а ученый обычно утверждает, что он ничего не знает . Спросите эксперта в любой области, и он подтвердит, что в его деле гораздо меньше вещей, которые он знает, чем вещей, которых он не знает.

Человечество всегда желало узнать как можно больше нового, именно поэтому на свете существует наука , которая помогает нам постепенно узнавать все тайны мира. Однако далеко не все на сегодняшний день нам понятно. Вот примеры.

Зачем мы спим и почему видим сны?

Каждую ночь практически все люди планеты привыкли спать и видеть сны , причем, почему же это происходит, исследователи толком ответить не могут. Теорий, конечно, множество. По одной из них, мы видим сны, чтобы привести в порядок свой мозг или чтобы избавляться от стресса.


Исследования показывают, что сон может использоваться в качестве указаний на то, что может произойти с нашим телом в будущем , например, с помощью снов можно узнать, есть ли риск появления таких заболеваний, как болезнь Паркинсона или слабоумие.

Еще более странными могут показаться результаты исследований ученых из Нью-Мексико. Оказалось, что обученные участники исследований могли манипулировать своими кошмарами , таким образом вылечиваясь от депрессий.


Если мы, наконец, точно поймем, почему мы видим сны, мы сможем сделать огромное количество невероятных открытий . Пока что мы далеки от истины. Вот уже миллионы лет треть нашей жизни мы проводим во сне, почти постоянно видя сны, но пока не знаем почему.

Что происходит после смерти?

Смерть – еще одна великая тайна нашего мира. Никто с определенностью сказать не может, что происходит после того, когда наше тело перестает функционировать. Ученые делают все возможное, чтобы это выяснить, но получают вместо ответов еще больше вопросов .


Первой важной проблемой является состояние клинической смерти . Огромное количество людей рассказывают о том, что видят белый свет, слышат музыку, парят в воздухе, выходя из своего тела , и многое другое. Этот опыт нельзя назвать галлюцинациями, потому что они происходят тогда, когда мозг и сердце отключаются.


Возникает второй вопрос: что происходит с сознанием после физической смерти? Согласно одному из лидирующих экспертов в области возвращения к жизни после смерти, доктору Сэму Парния , люди могут воскреснуть без длительных физических повреждений в течение 10 часов после смерти. Это наводит на мысль, что наше сознание все-таки продолжает существовать, даже если тело не воскресает из мертвых .

О смерти мы знаем очень мало, несмотря на то, что уже долгие тысячелетия пытаемся понять ее природу.

Почему возникла жизнь на Земле?

Мы прошли долгий путь перед тем, как научились создавать искусственную жизнь . Однако мы должны признать, что не знаем наверняка, почему жизнь , которая кипит вокруг нас сегодня, появилась на этом свете.


Единственное, что нам известно, что в определенный момент истории Земли, точнее, 3,8 миллиардов лет назад , молекулы стали демонстрировать невероятно сложные химические реакции , что в итоге привело к появлению рибонуклеиновой кислоты и, в конечном итоге, жизни.


Что именно стимулировало молекулы к подобной реакции, остается загадкой до сих пор. Согласно одной из версий, все это – творение Бога , по другой версии, всему виной ультрафиолетовый свет , однако точно ответить, почему это произошло, никто не может.

Ученые со всего мира пытаются разгадать эту загадку и воссоздать тот исконный коктейль, который был на Земле , в надежде стать свидетелями того момента, когда возникла жизнь, но тщетно.

Каковы законы Вселенной?

Основываясь на наблюдениях, мы сделали вывод, что Вселенная расширяется , это нельзя отрицать. Также нельзя отрицать тот факт, что она ускоряется . По законам гравитации все должно, наоборот, замедляться, готовясь к "Большому сжатию" – процессу обратному Большому взрыву, однако на деле все несколько иначе. Почему же это происходит?


Многие ученые винят в этом темную энергию и темную материю , которые, по их мнению, составляют большую часть Вселенной. Однако откуда берутся эта энергия и эта материя – неизвестно. Более того, 100% доказательств их существования не существует.


Вселенная живет по своим собственным законам , а нам всего лишь остается гадать и давать предположения.

Загадки истории

Мы привыкли рассматривать историю, как нечто вроде повествования , которое дошло до наших дней. Однако с течением времени многие факты были утеряны, образовав в истории огромные белые пятна.

Хотя нам очень многое известно о некоторых эпохах, например, этапах эпохи Древнего Рима, многие страницы истории и даже целые века нам неизвестны , а о некоторых вещах этих страниц мы можем только догадываться.


Возьмем, к примеру, Британию 6-го века . Римское влияние в это время исчезло, Христианство только стало развиваться, а Скандинавия стала набирать обороты. Об этом важном периоде истории известно крайне мало. До нас дошла всего одна проповедь полоумного монаха , 90% которой посвящено божественному правосудию.


Даже такие великие державы, как Древний Рим и Древняя Греция , оставили далеко не полную информацию о себе. Большая часть наших знаний об этих временах основана на ненадежных источниках. Открытия появляются каждый год. Например, совсем недавно было обнаружено, что греки построили нечто вроде прообраза компьютера еще за 2 тысячи лет до Бэббиджа.

Зачем человеку искусство?

Спросите любого творческого человека, зачем он рисует, пишет или занимается другими творческими занятиями, и вряд ли вы получите хоть какой-то внятный и понятный ответ. Человек занимается творчеством, совершенно не зная, зачем именно он это делает .


Например, нет никакого эволюционного преимущества, как для вида, в том, что мы начали рисовать. Мы можем только предполагать, зачем же нам искусство.

По одной из теорий, творческое выражение - музыка, скульптура, живопись и так далее – все это всего лишь эквивалент павлиньих перьев, то есть оно нужно лишь для привлечения внимания противоположного пола и, следовательно, удовлетворения сексуальных потребностей и размножения.


Правда это или нет – спорно, остается только гадать. В нашем арсенале пока имеются только теории и предположения.

Загадки динозавров

Мы с детства знаем, что когда-то давным-давно на нашей планете жили совсем не те существа, которых мы привыкли видеть сегодня . О большинстве из них мы не имеем понятия, так как их окаменелые останки до нас просто не дошли с течением стольких лет.


Например, чтобы скелет динозавра сохранился на миллионы лет и дошел до нас, требуется масса сложных условий . Это значит, что даже если мы находим скелеты каких-то видов, не всегда эти скелеты полные. Останков большинства существ вообще не сохранилось. Например, до нас дошли всего несколько косточек живых существ, живших в Средний Триасовый период, который длился десять миллионов лет !


Даже если исследователям удается найти большие фрагменты окаменелостей, на самом деле это всего лишь маленькие части большого целого . Согласно National Geographic , более 59 процентов динозавров, известных науке, известны исключительно по небольшим фрагментам. Из-за такой скудной информации ученые часто делают ошибки, принимая одних существ за других.

Древняя литература

О знаменитейших писателях прошлого, чьи произведения известны во всем мире, не всегда мы можем многое рассказать. Возьмем, к примеру, Уильяма Шекспира, одного из самых читаемых авторов, чьи пьесы ставят все театры мира в обязательном порядке.


Удивительно, что несмотря на такую знаменитость, о Шекспире известно слишком мало, Более того, есть предположение, что такого писателя вообще не существовало , а произведения писались группой драматургов под общим псевдонимом.


О греческом поэте Гомере , авторе знаменитых "Иллиады" и "Одиссеи" , известно совсем мало. Точнее, известно лишь то, что "он вероятно существовал". Также мы точно не уверены, что те его произведения, которые мы знаем сегодня – оригиналы.

Из всей римской литературы, с другой стороны, сохранилось всего два романа , и то только фрагменты. Очень многие литературные произведения были уничтожены различными воинами, пожарами, землетрясениями и так далее.

Сила гравитации

Мы уже упоминали о том, что темная материя может объяснить, почему Вселенная не подчиняется законам гравитации . Но мы забыли упомянуть, что сама гравитация тоже не подчиняется своим же собственным законам.


Гравитация, проще говоря, это единственная из четырех фундаментальных сил, которая противоречит сама себе и перестает действовать, если тело становится достаточно малым.


На самом деле гравитация – настоящая головная боль для физиков, а некоторые из них утверждают, что ее вообще не существует . Каждый раз, когда мы делаем какое-то важное открытие, мы понимаем, как мало знаем о мире.

Теории о мире все время меняются

Если вы представите науку, как карточный домик, а каждую новую теорию-прорыв, как 10-тонный железный шар, упавший на него, вы поймете всю суть проблемы. Примерно в конце 19-го столетия мы искренне полагали, что практически достигли границ знаний. Но в это время появился гражданин по фамилии Эйнштейн , который опубликовал, пожалуй, самую известную формулу в истории, и все представления о мире полностью были разрушены.


Мы стали выстраивать наши представления о мире с самого начала, и все пошло хорошо, пока мы не заметили, что черные дыры ведут себя совершенно не так, как мы предполагали . Сегодня мы находимся на пороге новых поворотов в развитии науки. Это означает, что некоторые фундаментальные понятия могут быть снова пересмотрены.

Например, вполне возможно с помощью Теории Струн "доказать", что мы живем в некотором роде голограмме , которая проектируется с края Вселенной. Конечно, это не господствующая теория, но она показывает, насколько странной может оказаться истина.


Таким образом, ничто не имеет смысла , а вы можете оказаться всего лишь изображением, которое проектируется из глубин космоса.

Объявил об успешном эксперименте по «пересадке» головы трупу в Китае. Об этом он заявил на пресс-конференции в Вене, сообщает Guardian .

Про словам хирурга, команда из Медицинского университета Харбина (Китай) «осуществила первую трансплантацию головы», и теперь операция на живом человеке «неотвратима». Операция, по его словам, заняла 18 часов и была проведена его китайским коллегой Жень Сяопином, который год назад якобы провел первый эксперимент по трансплантации головы обезьяны.

«Первая трансплантация головы на человеческий труп проведена. Полная трансплантация от донора с мертвым мозгом будет следующим шагом», — заявил Канаверо. «Слишком долго природа диктовала нам свои правила. Мы рождаемся, растем, стареем и умираем. Миллионы лет человек эволюционировал и 100 миллиардов людей умерли.

Мы вступаем в эру, когда будем брать нашу судьбу в свои руки. Это все поменяет. Это изменит вас на всех уровнях, — заявил Канаверо, выступая на пресс-конференции. — Все говорили, что это невозможно, но операция прошла успешно».

Пока не ясно, чьи тела использовались в китайском эксперименте, но Канаверо пообещал, что научная статья о трансплантации головы трупу будет выпущена в ближайшие дни. В ближайшие же дни Канаверо обещал назвать дату операции, которую ранее обещал провести до конца 2017 года.

По словам Канаверо, первую операцию по трансплантации головы живого человека решено провести в Китае, поскольку в Европе и США его инициативы не нашли поддержки среди медицинского сообщества. Поговорил Канаверо во время своего выступления и о политике.

Считал невозможной операцию и хирург-трансплантолог Паоло Маккиарини, открыто называвший Канаверо преступником:

«Как вообще можно представить такую операцию? Лично я думаю, что он преступник. Во-первых, для этого нет никакой научной базы. Во-вторых, это уже что-то из области трансгуманизма... Как вообще мозг одного человека сможет вдруг начать функционировать, будучи присоединенным к другому телу?»,

Заявил он.

Перспективы трансплантации головы живого человека кажутся еще более туманными при ближайшем рассмотрении особенностей проведения операции. Во-первых, нервы при хирургических вмешательствах легко рубцуются и непонятно, как Канаверо и его коллеги собираются бороться с этой проблемой во время операции, которая продлится более суток.

Во-вторых, до сих пор не исследована возможность использования иммуноподавляющих препаратов - они необходимы при любой операции с донорскими органами.

В-третьих, нет никаких подтверждений заявлениям Канаверо о том, что для восстановления некоторых функций хватит лишь небольшого процента нервных волокон. Это далеко не единственные слабые места в планируемой операции на живом человеке, однако уже их достаточно для того, чтобы считать шансы на успех весьма скромными.