Лексическая тема "Деревья. Кустарники" информация для родителей. Развитие речи. лексическая тема "деревья и кустарники" Лексическая тема деревья осенью


ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:

Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:

Взрослое дерево выше куста.

У дерева один ствол.

РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза - это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.


Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы. Они бывают высотой с десятиэтажный дом.

Дерево состоит из трёх основных частей. Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.

Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ: Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).

Где растут деревья?

Какие бывают леса?

(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.

Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.

Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.

Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.

Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.

Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)

Почему они так называются?

Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)

Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?

Деревья живые или неживые?

Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"

Жёлуди растут на … дубе;

грозди рябины растут на – рябине;

яблоки растут на – яблоне;

серёжки растут на – березе, ольхе;

круглая шишка на – сосне;

длинная шишка на – ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".

Ель – ёлочка.

Сосна – сосенка.

Береза – березка.

Иголка – иголочка.

Ветка – веточка.

Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"

Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)

Грустная, печальная, плакучая…(ива)

Стройная, зеленая, колючая…(ель)

Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.

У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок.

Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.

Где росла ель?

Что сделала мама из шишек?

Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)


Похожая информация.


Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование: картинки с изображением деревьев, картинки с изображением признаков осени, пень, су-джок мячики, схема рассказа.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, о деревьях, разучивание упражнения «Клен».

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе сидит игрушка «Ежик»)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Ежик!

Логопед: давайте поприветствуем ежика.

Это что же за комочек (сжимать кулаки)

Ковыляет между кочек? (перебирать пальцами)

На себе несёт комочек

(сжимать кулаки)

Два листочка и грибочек.(

разжимать пальцы в стороны)

Логопед: И ежик принес на своих иголках намек на то, о чем мы сегодня будем говорить.

Давайте попробуем угадать?

Дети: вспоминают, что принес ежик, логопед подводит к теме «Деревья осенью».

Логопед: Давайте поблагодарим ежика и погреем в руках маленькие мячики, которые так похожи на ежат. (Су-джок)

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением деревьев. Давайте перечислим те изменения, которые происходят с деревьями осенью. (Ответы детей. Например, листья желтеют, опадают, появляются плоды – перечисляем, какие. Логопед добивается полного ответа).

Логопед: Молодцы, вы очень наблюдательны.

Логопед: А сейчас давайте покажем ежику, что мы умеем с помощью язычка показывать истории (Артикуляционная гимнастика «История веселого ежика».)

Наступила осень, тучки все чаще закрывают солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). Из этих тучек поливает дождь (цокать языком). Ежик выглянул в окошко (тянем язычок), потеплее оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и услышал, как дровосек рубит старое дерево «Д-д-д». Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка ежика на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). Деревья стали такими красивыми, разноцветными, что ежик залюбовался (заборчик). Скоро тучек стало еще больше, и они вот-вот совсем спрячут солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Ежик поспешил домой.

Логопед: Ребята, ежик решил узнать, какие вы знаете названия деревьев? (логопед кидает мяч, ребенок, поймавший его, называет дерево). А теперь назовите части дерева (корни, ствол, стебель, листья, плоды, семена, ягоды, гроздья, сережки, кора, шишки, крона). А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина)

Логопед: Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка)

Дерево стоит, пошатываясь на ветру, вдруг налетел сильный ветер и сорвал листочки. Листочки медленно опускаются на землю. А дерево снова раскачивается, дышит свежим осенним воздухом. Но нут пошел дождь (похлопывания по себе), дождь становился все сильнее и сильнее… а потом затих. Тучки расступились и дерево снова стоит, раскачиваясь на ветру.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Назови дерево ласково, а потом со словом «много». (с мячом)

Дуб – дубок, много дубов – много дубочков

Береза - ………………………………………..

Рябина - ………………………………………

Осина - ………………………………………

Сосна - ………………………………………

Ель - …………………………………………

Клен - ……………………………………….

Пень - ………………………………………..

Логопед: Ребята, ежик очень любит собирать гербарии. Вы знаете, что это такое? (добавь нужное слово)

Упал с дуба лист….(дубовый)

Упал с клена лист….(кленовый)

Упал с березы лист…(березовый)

Молодцы, прекрасный получился гербарий!

Логопед: Ребята, вы мне рассказывали, что к огда наступает осень, вся природа меняется, давайте с вами ощутим эти изменения

(Проводится массаж лица.)

Солнышко светит все меньше - поглаживаем лицо.

Часто льет холодный дождь. - постукивание подушечками пальцев

Ветер пронизывает насквозь. - пощипывание

И мы радуемся каждому лучику солнца. - снова поглаживание

Логопед: Еж живет в лесу, а осенью с деревьев падает много листьев, и поэтому у него их много. И ему очень хочется похвастаться. (Игра «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..».)

Взрослый: «У меня есть дубовый лист (осиновый лист,кленовый лист, еловая шишка)».

Ребенок: «У меня нет дубового листа (осинового листа, кленового листа, еловой шишки)».

Логопед: А теперь давайте скажем, что делает ежик. Он устал и сел … (согласование с предлогами)

Он сидит … на пне (слез с пня, спрятался за пень, вышел из-за пня и т.д.)

Логопед: И вот сидел он на пне, сидел и придумал интересную историю. Хотите послушать?

(логопед обращает внимание детей на су-джок) Давайте возьмем наши маленькие ежики и будем участвовать в истории.

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним осенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо разноцветных листочков, наверное, ветром занесло! Красиво, как в сказке!

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

Логопед: Ребята ежик рассказал вам свою историю, а давайте покажем ежику, как мы умеем составлять рассказ по схеме?

Дети: Да.

Логопед: Давайте приготовимся, выпрямим спину, сядем красиво.

Дети составляют рассказ по схеме.

http://logoped-anna.blogspot.ru/2012/11/blog-post_7607.html

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Давайте попрощаемся с ежиком!

Вы молодцы, отлично поработали.

Планирование подгрупповой логопедической работы

В подготовительной к школе группе для детей с ОНР

по лексической теме «Деревья».

1. Лексико-грамматические упражнения.

а). Активизация словаря. Развитие слухового внимания и памяти.

В тени деревьев так приятно:

Удобно, зелено, прохладно.

Деревья мы благодарим,

О них сегодня говорим.

Игра «Запомни больше». Дети повторяют за логопедом ряд слов –

названий деревьев по основным видам: лиственные, хвойные, плодово-

ягодные. Например: вишня, сосна, тополь. Вишня, сосна, тополь, ясень.

Словесный ряд постепенно увеличивается.

б). Обогащение словаря. Развитие воображения, моторики.

Вспоминай, рисуй, воображай:

Часть дерева друзья ты загадай

Игра «Воздушные рисунки». Одному из детей предлагается изобразить

пальцем в воздухе ствол, веточку, листик (то есть любую часть дерева.)

Остальные дети отгадывают изображенную часть дерева.

в). Словоизменение: Творительный падеж множественного числа

существительных. Согласование существительных с прилагательными

в числе и в падеже.

Букет осенний ярок.

Он осени подарок

Игра «Собери букет». Детям предлагается собрать листья деревьев

из цветной бумаги (либо гербарий). По ходу действия каждого спрашивают:

За какими листьями ты пошёл? (Я пошёл за дубовыми листьями.)

г). Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом А.

Сравним мы дерева с кустом:

Различия мы в них найдем!

Например: Дерево высокое, а куст низкий.

д). Работа над семантическим значением слова.

Люди по лисам гуляют…

РАЗНЫЕ леса бывают!

Запомним, как их называют.

Игра «Объяснялки». Детям предлагают объяснить понятия: березовая

роща, сосновый бор, дубрава, ельник, яблоневый сад, липовая аллея.

2. Общие речевые навыки. Работа над слоговой структурой слова

а). Проговаривание скороговорки:

Дуб дубовистый, широко зеленистый.

б). Воспроизведение ритмов деревянными ложками.

По тропинке осторожно

скакать по - разному нам можно.

Дети слушают с закрытыми глазами предложенную серию ритмов.

(Если сложно – с открытыми). Повторяют, воспроизводя сильные (/) и

слабые (-) удары: /-, //-, ///-; /-, //-, -///.

в). Тренировка длительного речевого выдоха.

А потом и отдыхать.

Вдыхать и долго выдыхать.

Дети делают вдох и на одном выдохе произносят фразу, с каждым

последующим выдохом ее увеличивая. Например: «Вот какая сосна», «Вот какая высокая сосна», «Вот какая высокая, красивая сосна».

г). Работа над интонацией.

Коль понравилось – скажи,

Настроение покажи.

Детям раздаются пиктограммы, с учетом которых произносится фраза-

отношение к прогулке. Например: Я очень хорошо отдохнула.

(Пиктограмма «радость»). Я сильно устал. (Пиктограмма «грусть»).

Если дети затрудняются сами подобрать текст для отображения их

пиктограммы, то фразы составляет взрослый (или «сильный» ребенок),

а «хозяин» пиктограммы повторяет.

3. Фонетико – фонематические процессы. Грамота.

Моторика. Психические процессы.

а) Развитие зрительного внимания, мелкой моторики рук.

Закрепление графического образа букв.

Буквы с листьями играли,

силуэт запоминали.

Детям раздаются контуры листьев (внутренний контур) и предлагается на листе

с буквами: буквы А «спрятать» в дубовые листья, буквы У – в кленовые листья.

б). Упражнение в звуковом анализе слов. Развитие слуховой памяти на линейный

ряд.

Мы с буквами тоже умеем играть.

Давайте к схемам словам подбирать.

Д/и «Угадай порядок гласных».

Детям предлагается соединить чертой рисунки с подходящей названием картинок

схемой. На схеме написаны только гласные. Например, А_____У, У_______А.

К первой схеме подходят картинки: парус, фартук, арбуз, страус, кактус.

Ко второй схеме: буква, сумка, шуба, ручка, булка и другие.

в). Развитие тактильной памяти, мелкой моторике.

Чудесные мешочки в ряд

Уже готовы для ребят.

В любой рукою заберись,

С чем он - скорей определись!

Дети выкладывают заданные буквы из того материала, который окажется

у них в мешочке. Например: Из семян, из крышечек от сока из пуговиц.

г). Развитие ориентации на листе. Цветовая дифференциация.

Дифференциация букв.

Приз деревья дарят нам.

А какой? Ответ не дам.

На столе разложены буквы из цветной бумаги. На них «подарки» плодово -

ягодных деревьев. (Муляжи фруктов и ягод). Варианты заданий: Собрать

мандарины. На каких буквах они были? Или: Собери плоды с фиолетовых букв.

(Назвать эти буквы и эти плоды). Или: Возьми плод с буквы в верхнем правом

углу. Какая это буква? Какой плод? И т. д.

д). Выделение первого звука в слове. Профилактика дисграфии. Развитие

мелкой моторики рук.

С деревцами поиграйте,

Первый звук вы угадайте,

Буковкой обозначайте.

Запись букв пальцами на манном «поле».

е). Развитие внимания, переключаемости.

Будь внимательным, мой друг!

Встаем в большой и ровный круг.

Растения ты различай,

Второе слово подбирай.

Словесная игра «Подбери слово». Например: Сирень - куст, дуб - ….(дерево).

4. Связная речь.

а). Составление рассказа по сюжету.

В лес с собакой мы пойдем,

Что в лесочке мы найдем?

Сюжет «Случай в лесу» из книги Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо

говорит»). Более сложный вариант – составление рассказа по этому сюжету, но

от имени девочки.

б). Составление предложений по опорным словам и объединение их по цепочке

в рассказ.

Деревья растут не только в лесу:

В саду и на даче их тоже найду.

Сюжет «На даче» из пособия Т. А. Ткаченко «Рассказывание по картинам

с проблемным содержанием».

Литература.

1. Османова Г. А, Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих

речевых навыков». (6 – 7 лет). С – Пет. «КАРО» 2007.

2. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям».

(Для преодоления нарушения лексико- грамматического недоразвития речи у дошкольников

с ОНР.). С – Пет. «ДЕТСТВО –ПРЕСС». 2003г.

3. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». С.-Пет. «ДЕТСТВО – ПРЕСС».1999г.

4. Ткаченко Т.А. «Рассказывание по картинам с проблемным содержанием». С. – Пет.

«ДЕТСТВО – ПРЕСС». 2001г.

Лексическая тема "Осень"

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки : ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика
"Осень"

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
- Листик, листик, ты откуда?
- Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Картотека логопеда:

задания по лексическим темам воспитателям подготовительной к школе группы.

Выполнила:

учитель-логопед ГБДОУ № 125

г. Санкт-Петербурга

Овеснова Светлана Петровна

Лексическая тема: «Осень. Деревья». 3

Лексическая тема: «Лес. Грибы и ягоды». 5

Лексическая тема: «Овощи. Огород». 7

Лексическая тема «Фрукты. Сад». 9

Лексическая тема: «Сад – огород. Домашние заготовки». 11

^ Лексическая тема: «Осень» (обобщение). 12

Лексическая тема: «Наше тело. Правила гигиены». 14

Лексическая тема: «Дикие животные. Подготовка к зиме». 16

Лексическая тема: «Животные холодных и жарких стран». 18

^ Лексическая тема: «Перелётные птицы». 20

Лексическая тема: «Зимующие птицы». 22

Лексическая тема: «Одежда, обувь, головные уборы». 24

Лексическая тема: «Новогодний праздник». 26

^ Лексическая тема: «Зима» (обобщение). 28

Лексическая тема: «Дом. Строительство». 30

Лексическая тема: «Квартира. Мебель. Электроприборы». 32

Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания». 34

^ Лексическая тема: «Домашние животные и их детёныши». 36

Лексическая тема: «Дикие животные зимой». 38

Лексическая тема: «Защитники Отечества». 40

Лексическая тема: «Ранняя весна». 42

Лексическая тема: «Мамин день. Семья». 44

Лексическая тема: «Профессии». 46

Лексическая тема: «Комнатные растения». 48

Лексическая тема: «Рыбы. Животный мир океана». 49

^ Лексическая тема: «Транспорт. Профессии на транспорте». 51

Лексическая тема: «Космос». 53

Лексическая тема: «Наш город (Санкт-Петербург)». 55

Лексическая тема: «Наша Родина – Россия». 58

^ Лексическая тема: «Цветы». 60

Лексическая тема: «Насекомые и пауки». 62

Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности». 64

Список литературы 66

^

Лексическая тема: «Осень. Деревья».

Расширение словарного запаса детей:

Предметный словарь:

Время года, осень, зима, весна, лето, сезон, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай, деревья, куст, листья, ковёр (из листьев), берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ель, сосна, ива, каштан, жёлудь, ствол, кора, корень, ветка, крона, сук, листва, древесина, пень, шишка, хвоя, крона, плод, семена.

^ Глагольный словарь:

Наступать, моросить, накрапывать, лить, дуть, срывать (листья), опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться, расписать, пожухнуть, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.

^ Словарь признаков:

Осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, унылый, серые (дни), промозглый, мокрый, проливной, моросящий, косой, красный, жёлтый, бордовый, багряный, узкий, широкий, резной, разноцветный, золотая, рыжий, поздняя, хвойный, лиственный, дряхлый, могучий, высокий, низкий, старый, молодой, трухлявый.

^ Словарь наречий:

Мокро, сыро, ненастно, пасмурно, хмуро, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, пышно, редко.
Лексико-грамматический строй речи:


  • ^ Дидактическая игра «Скажи наоборот» ( подбор антонимов: ярко-тускло, ранний - поздний и др.. см. расширение словарного запаса).

  • Дидактическая игра «Сосчитай листочки» (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными).

  • Дидактическая игра «В лесу» (упражнение в образовании мн. числа существительных и их употреблении в именительном и родительном падежах. Пример:
^ У дома растёт берёза, а в лесу растут…(берёзы). В лесу много…(берёз) .

  • Дидактическая игра «С какого дерева, чей листочек?» (образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными: Это лист берёзы, значит, это берёзовый лист).

Развитие связной речи:

^ Составление описательного рассказа «Осень» с использованием схематичного плана.

Подробный пересказ рассказа «Лес осенью» (по Г. Скребицкому и В. Чаплиной)

^ Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.

^ Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

Вопросы:


  1. О каком времени года говорится в рассказе?

  2. Какого цвета лес был летом?

  3. Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?

  4. Какого цвета стали осины осенью?

  5. Какие деревья не изменили своего цвета?

  6. Как кружатся листья в воздухе?

Развитие общей моторики.

Подвижная игра «Деревья»:


Ветер дует нам в лицо,

Дети обмахивают руками лицо.

Закачалось деревцо.

Поднимают руки вверх, наклоняют туловище влево - вправо.

Ветер дует тише, тише.

Опускают руки, приседают на корточки.

Деревце растёт всё выше, выше.

Тянутся на носочках, руки вверху.

Ветер сильный набежал,

Энергично машут руками.

Много листиков сорвал.

Перебирая пальцами, опускают руки.

Развитие мелкой моторики:

^ Выкладывание по образцу листьев разной конфигурации из мелкой мозаики, гороха, пуговиц.