Порядок увольнения сотрудника запдозренного в коррупции

Содержание

Как правильно уволить сотрудника за коррупцию

Порядок увольнения сотрудника запдозренного в коррупции

data-eval=if (window.outerWidth

За нарушение антикоррупционного законодательства в Украине предусмотрена уголовная, административная, гражданская и дисциплинарная ответственность.

Но на практике мало кто уделяет внимание юридически грамотному оформлению увольнения работников, которые вовлечены в коррупционные схемы. Ведь на первый взгляд даже одного желания “гнать метлой” таких кадров должно быть достаточно.

В результате уволенные сотрудники повсеместно восстанавливаются на работе. А работодатели к тому же обязаны компенсировать им вынужденный прогул и моральный вред.

Как правило, “в народе” такой исход поясняют недостатками законодательства, заангажированностью некоторых судей или нежеланием власти бороться с коррупцией. Тем не менее, на деле все немного сложнее.

Как уволить работника за коррупцию

Кодекс законов о труде предусматривает немного оснований для увольнения сотрудников, которые совершили коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения.

Во-первых, такого работника можно уволить за систематическое невыполнение обязанностей, которые возлагает на него трудовой договор и правила внутреннего трудового распорядка, без уважительных причин. Но уволить можно только если ранее к работнику применялись меры дисциплинарного взыскания (п. 3 ч. 1 ст. 40 КЗоТ).

Речь идет о как минимум двух проступках в течение года, за первый из которых должен быть оформлен выговор. Работодатель обычно организовывает внутреннее расследование и сбор необходимых доказательств, докладных записок. У работника запрашиваются письменные пояснения.

При выборе вида взыскания работодатель обязан учесть степень тяжести проступка и причиненный им ущерб, обстоятельства, при которых он совершен, и работу сотрудника до проступка. Дисциплинарное взыскание работодатель оглашает в приказе и доносит до ведома работника под подпись.

Кроме того, дисциплинарное взыскание работодатель должен применить не позднее 1 месяца с дня выявления проступка (не считая времени пребывания работника в отпуске либо на больничном), а также не позднее 6 месяцев со дня его совершения.

При малейшем несоблюдении этих правил сотрудник сможет в судебном порядке восстановиться на работе.

Во-вторых, можно уволить сотрудника после вступления в силу решения суда, которым он приговорен к лишению свободы или иному наказанию, которое исключает возможность продолжения данной работы (п. 7 ч. 1 ст. 36 КЗоТ).

То есть если работник освобождается от отбывания наказания с испытанием, его уволить не получится. Тем не менее, далеко не все коррупционные нарушения заканчиваются именно таким приговором суда.

Большинство из них до суда даже не доходят.

В-третьих, сотрудника можно уволить, если трудовой договор был заключен вопреки требованиям Закона “О предотвращении коррупции” (п. 7-1 ч. 1 ст. 36 КЗоТ).

Речь идет о тех случаях, когда госслужащий, будучи еще на своем посту, подыскивает себе “теплое местечко” в частном секторе в обмен на некоторые преференции этой компании.

В течение года после увольнения из госучреждения таким бывшим служащим запрещено работать в “подшефных” частных предприятиях. В случае нарушения этой нормы они могут быть уволены согласно упомянутой статье КЗоТ.

При этом в последних двух случаях увольнение нужно оформить в течение трех дней с момента получения копии судебного решения, которое вступило в силу. Для применения третьего основания (п. 7-1) работодатель должен уведомить Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции, которое и обращается в суд для прекращения такого трудового договора. Очевидно, также не самый легкий путь.

Уличенного в коррупции сотрудника также можно уволить на основании других законов. В первую очередь, речь идет о специальных законах, которые регулируют госслужбу и работу в органах местного управления. Они дают непосредственную возможность уволить сотрудника, если он совершил правонарушение, связанное с прямым подчинением ему близких лиц, или в случае дисциплинарного проступка.

В некоторых случаях работника можно уволить за коррупционные правонарушения, если такое отдельное основание для увольнения предусмотрено трудовым контрактом (п.8 ч.1 ст. 36 КЗоТ). Тем не менее, даже в таком случае гарантий нет. Ведь суд может посчитать это основание таким, что ухудшает положение работника по сравнению с действующим законодательством и, соответственно, недействительным.

Таким образом, для частных компаний выбор действительно невелик. Ведь даже привлечение к административной либо уголовной ответственности за коррупцию не всегда является основанием для увольнения.

Как правильно мониторить сотрудников

Чтобы привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности, работодателю необходимо собрать доказательства, а это часто бывает проблемой.

Компании могут прибегнуть к видеонаблюдению за сотрудниками, проверке корпоративной и личной почты, мессенджеров, телефонных звонков, электронной переписки и даже данных GPS.

Тем не менее, законодательство о труде не содержит норм о допустимости такого мониторинга на рабочем месте.

Чтобы найти баланс между соблюдением конституционного права на тайну переписки, телефонных разговоров и корреспонденции и нормами комплайенс-программ, компаниям стоит максимально регламентировать такой мониторинг.

В частности, разработать внутренние процедуры мониторинга и ознакомить сотрудников с правилами его проведения, а в некоторых случаях даже получить согласие. К тому же обязательно стоит учитывать, что существуют ограничения на трансграничную передачу данных о сотрудниках.

А результаты антикоррупционных расследований часто предоставляются именно в штаб-квартиры компаний за рубежом.

С одной стороны, законодательство Украины о труде прежде всего защищает интересы работников, в том числе и от незаконного увольнения. C другой же, в нем нет прозрачного основания, чтобы уволить сотрудника частной компании, уличенного в коррупции. А это, в частности, не делает страну привлекательной в глазах иностранных инвесторов.

Пока работодателям стоит быть осторожными при трудоустройстве и оформлении документов, трудовых договоров, разработке внутренних политик и правил, а также не принимать решений, которые противоречат трудовому законодательству.

Легче предотвратить проблему до того, как она произошла, чем бороться с ее последствиями. Потому грамотное составление документов может сыграть ключевую роль в предотвращении рисков, что связаны с нарушением процедуры увольнения, финансовыми потерями компании, а также с восстановлением сотрудников.

Источник: //delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/kak-pravilno-uvolit-sotrudnika-za-korrupciju-328369/

Увольнение в связи с утратой доверия

Порядок увольнения сотрудника запдозренного в коррупции

Трудовой кодекс разъяснил в статье 81 понятие «утрата доверия», который в некоторых случаях использует администрация организации для прекращения действия трудового договора на законном основании.

В соответствии с его положением доверие работодателя утрачивается, когда работник совершает преступные действия, вплотную занимаясь операциями по денежным оборотам либо по товарным ценностям.

Основания

Прекращение действия трудового договора осуществляется по различным основаниям, утрата доверия является одним из них. Основанием для увольнения служат действия работника, влекущие к потере доверия к нему.

В Трудовом кодексе не приводится конкретный перечень поступков, позволяющих освободить работника по причине потери доверия, хотя он указывается в некоторых законах федерального значения, касающихся службы в государственных органах.

Например, о нем указано в статьях 59.2 законов № 79 и 41.9 № 2202-1. Но каждый отдельный случай необходимо рассматривать с учетом индивидуальной специфики при обнаружении достаточных оснований для увольнения.

Однако как показывает судебная практика, увольнению работник подлежит при совершении действий:

  • нанесение убытка или попытка причинения убытка работодателю путем хищения, утраты, уничтожения вверенных ему денежных средств или материальных ценностей;
  • допущение нарушений в правилах, по которым осуществляется учет, хранение и выдача денежных средств или других видов ценностей;
  • нарушение в исполнении правил производства приходных и расходных операций с наличностью, расходования денежных средств из полученной выручки, лимитов с остатком кассы, несвоевременная сдача выручки в банк;
  • фиктивное уменьшение до нуля балансовой стоимости активов, изъятие из баланса, аннулирование состоявших на балансовом учете товарных ценностей, денежных средств и причисление их в число убытков;
  • употребление доверенных денежных средств, товарных ценностей для достижения личных целей;
  • иные виды действий.

К утрате доверия относят проступки работника, вследствие которых наносится материальный урон организации.

Например, работник стремящийся присвоить ценности, за которые он несет ответственность, был задержан в момент совершения хищения.

Несмотря на то, что он не успел похитить ценности, работника отстраняют от занимаемой должности из-за утраты доверия. К тому же попытку непременно надо письменно зафиксировать.

Мера воздействия

Работодатель обязан до увольнения применить установленные законодательными актами меры дисциплинарное наказание к работнику.

В их число входят:

  • устное замечание;
  • устный выговор;
  • строгий выговор с внесением в трудовую книжку.

Фиксирование неправомерных действий

Специальных бланков с утвержденной формой, куда заносятся неправомерные поступки, не существует.

Обнаружившее проступок или его последствия лицо составляет докладную записку, содержанием которой является:

  • личные данные лица, который обнаружил проступок;
  • соответствующие действиям работника обстоятельства:
  • выявленные последствия неправомерных действий;
  • дата, время выявления проступка или его результаты.

При обнаружении правонарушений сотрудникам органов правопорядка или третьими лицами докладная записка не составляется.

Недостача материальных ценностей, выявленная во время проведения инвентаризации, оформляется актом.

Порядок действий

Руководитель разрабатывает мероприятия по проведению расследования внутри организации для установления вины работника на основании представленного акта, служащего доказательной базой.

Внутреннее расследование не исключает обращения в правоохранительные органы, хотя для осуществления увольнения достаточно выявить вину работника.

К тому же он должен потребовать, чтобы работник объяснил свои действия, мотивы его проступка в письменном виде.

Ниже приведена пошаговая инструкция по организации служебного расследования:

  • формирование комиссии из компетентных, незаинтересованных в результатах расследования работников, число которых составляет минимум три человека;
  • издание приказа о формировании комиссии;
  • уведомление с приказом членов комиссии под подпись.

Формируется комиссия не только в случае нанесения ущерба имуществу, но и в случае совершения проступка работником, который может привести к нему.

В содержании приказа о создании комиссии указываются сведения, которые вмещают:

  • фамилии членов, их занимаемые должности;
  • дата создания комиссии, обоснование и актуальность основополагающих задач деятельности, продолжительность ее деятельности;
  • полномочия членов комиссии, если они не предусмотрены локальными нормами организации.

Действия комиссии

Круг задач, разрешаемых комиссией по расследованию проступка работника, охватывает:

  • установление обстоятельств, при которых был нанесен ущерб – время, место, способ;
  • описание сведений о ценностях;
  • производство расчета стоимости нанесенного ущерба;
  • обнаружение лица, по чьей вине нанесен урон;
  • сбор информации по делу, которое расследуется;
  • выяснение степени вины;
  • определение меры воздействия к виноватому работнику.

Результаты расследования, выявленная информация оформляется членами комиссии в форме акта, справки, объяснительной и докладной записки.

По истечению хода расследования комиссия составляет отчет, подписываемый всеми членами.

Работник должен быть ознакомлен с результатами проверки под роспись. Если работник отказывается от просмотра отчета, то его отказ  оформляется специальным актом.

Кого можно уволить?

Неминуемость ответственности государственных служащих, которое налагается на них за совершение коррупционных правонарушений, относится к одному из важнейших прин­ципов проявления противостояния коррупции.

Прекращая трудовые отношения со служащими, которые трудятся в государственных и муниципальных органах, необходимо ориентироваться на положения, указываемые в качестве оснований для увольнения в нормативных актах.

К ним относятся:

  • характер коррупционного правонарушения;
  • степень его тяжести,
  • обстоятельства, побудившие к совершению проступка;
  • следование ограничениям, запретам, требованиям о предупреждении, урегулировании конфликтных ситуаций между сторонами, исполнение обязанностей, которые установлены для осуществления направленных против коррупции действий;
  • предыдущие показатели исполнения должностных обязанностей.

Муниципального служащего

Увольнение по утрате доверия производится согласно основанию, отмеченному в  Федеративном законе, испущенном в марте 2007 года за номером 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно в статье 27.1.

 Для выяснения мотивов проступка руководитель обязан потребовать от служащего о представлении объяснительной записки в письменном виде.

 Муниципальный служащий обязан предоставить его в течение двух дней с момента времени, когда ему было заявлено о его написании.

Непредставление записки оформляется актом, оно не может служить основанием для производства процедуры увольнения.

Расследование совершенного проступка осуществляется до истечения месяца со дня, когда поступила информация о содеянном муниципальным служащим коррупционном правонарушении.

Притом исключаются дни, в течение которых он пребывал на больничном листе по временной нетрудоспособности, период нахождения в трудовом отпуске, дни неявки на службу по веским причинам, период выполнения проверки, время рассмотрения материалов расследования комиссией. Уволить его необходимо в течение шести месяцев, но не позже.

В приказе на увольнение необходимо привести ссылку на соответствующую статью законодательного акта. Копия приказа с отметкой о содеянном коррупционном правонарушении, нарушенных положений вручаются служащему под расписку в продолжение пяти рабочих дней, отсчитываемых со дня его издания.

Если к нему не была применена мера воздействия, то испускается соответствующее распоряжение. Его копия выдается на руки служащему муниципалитета. Он имеет право обжаловать решение об увольнении в суде.

Государственного служащего

Нормативы закона «О государственной гражданской службе» вносят незначительную ясность по отношению оснований прекращения трудовых отношений. Они введены в статью 59.3 закона, разъясняющего условия установления и применения видов наказания к государственным служащим, допустившим нарушения прав.

В частности к ним относится совершение считающихся виновными действий, повлекших за собой утрату доверия руководителя, который управляет государственным органом.

Трудовой кодекс РФ под «утратой доверия» подразумевает несоблюдение служащим принципов государственной службы, трудовой дисциплины.

В любом случае определение «утрата доверия» должна быть:

  • обоснованной убедительными фактами, которые имели место быть;
  • подтвержденной документами, в их содержании должна быть зафиксирована вина государственного служащего, например, злоупотребление должностным положением на службе.

К тому же, знание представителем нанимателя о личных интересах государственного служащего в создании конфликта интересов может привести его к безоговорочному увольнению.

Также он будет уволен в случае, когда представитель нанимателя не предпримет усилия для устранения либо улаживания конфликта интересов, несмотря на то, что гражданский служащий, находящийся у него в подчинении, является участником конфликта.

Военнослужащего

Федеративный закон, изданный за номером 53 «О воинской обязанности и военной службе», принятый в исполнение в марте 1998 году регламентирует трудовые отношения военнослужащих, правовые вопросы по всем видам увольнения со службы, включая утрату доверия. Он содержит указания по мере ответственности военнослужащего за совершение корруп­ционных правонарушений.

К основаниям, по которым производится увольнение военнослужащего по формулировке «утрата доверия» сообразно статье 51, относится:

  • непринятия должных мер по устранению или урегулированию конфликтных ситуаций, где он является одной из сторон;
  • непредставление или представление сомнительных, недостаточных сведений о своих доходах и рас­ходах, об имуществе и носящих имущественный характер обязатель­ствах, включая доходы жены или мужа, несовершеннолетних детей;
  • сотрудничество с ведущей коммерческую деятельность организацией в составе органа управления на оплачиваемой основе, исключая случаи, которые утверждены актами действующих федеральных законов;
  • осуществление предпринима­тельской деятельности;
  • вступление в руководящий состав управления учреждений по попечительству или наблюдению, в другие органы некоммерческих неправительственных организаций, их структурные представительства, производящие деятельность на территории страны, не предусмотренных международным договором или действующими законами Российской Фе­дерации.

Увольнение военнослужащего осуществляется, если установлено одно или несколько правонарушений, расцененных как коррупционные.

Если работодатель увольняет работника по приведенной формулировке, то он должен доказать причинно-следственную обусловленность проступка, иначе увольнение расценивается как противозаконное. К тому же увольнение в связи с утратой доверия к работнику входит в число прав руководителя, но никоим образом его нельзя назвать обязанностью.

Руководитель должен скрупулезно разобрать каждый отдельный случай, охватывая все стороны сложившейся ситуации до принятия решение об увольнении. Оно должно стать крайней мерой взыскания при условии отсутствия результатов ранее примененных мер дисциплинарного принуждения с учетом негативных последствий, возникших в государственном органе.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Увольнение декретницы при ликвидации предприятия Непрерывный трудовой стаж при увольнении по собственному желанию

Источник: //ipopen.ru/kadry/uvolnenie/uvolnenie-v-svjazi-s-utratoj-doverija.html

Расторжение трудового договора в связи с утратой доверия

Порядок увольнения сотрудника запдозренного в коррупции

В рамках неприятия коррупции в размерах, уже угрожающих существованию и эффективному функционированию государства, принято ряд Законов, позволяющих без проволочек расставаться с работниками, не вызывающими доверия руководства.

Начало процессу законодательной борьбы положил Федеральный Закон №273 «О противодействии коррупции», принятый 25.12.2008 года. Далее стали претерпевать изменения и дополняться поправками уже существующие законодательные акты, регулирующие трудовые отношения.

К настоящему моменту все категории предприятий законодательно защищены от не вызывающих доверия членов коллектива.

Тк рф

Как доказательство серьёзности намерений законодателя на поле брани с коррупцией можно расценить дополнения в Трудовой Кодекс, а именно в статью 81, регламентирующую расторжение трудовых отношений по предложению работодателя.

Так к пункту 7, который позволяет работодателю увольнять людей за возникшее недоверие в обращении с материальными ценностями, добавлен пункт 7.1, где расписаны коррупционные составляющие.

Причём по этой статье работника можно уволить за эти же действия, совершённые вне рабочего места и в нерабочее время, если имеются неопровержимые доказательства, такие как, решение суда, что вызывает справедливое недоверие работодателя.

Мероприятия по увольнению и необходимые документы

Когда недоверие к сотруднику появляется в связи с выполнением рабочих обязанностей и на рабочем месте, то взыскание за это является дисциплинарным. И если у работодателя нет необходимости обращения в полицию, то он обязан провести своё расследование. Цель такого расследования – доказать вину работника.

В противном случае, при увольнении в связи с утратой доверия эта статья не работает. Предъявлять претензии за недостачу можно материально-ответственным людям. Если договор о материальной ответственности не составляется, то пункт о бережном отношении к имуществу предприятия и о его сохранности вписывается в трудовой договор.

Нарушение этого пункта и ведёт к увольнению из-за утраты доверия.

  • Создание следственной группы. Должно быть не менее 3-х человек.
  • Назначается инвентаризация. Перед её началом, для предотвращения возможных отговорок работник, в отношении которого проводится расследование, должен написать расписку о том, что все прибывшие материальные ценности должным образом оприходованы, а выбывшие списаны.
  • В течение 2-х дней подозреваемый обязан предоставить пояснения в письменном виде. Но если он этого не сделает, то процедура увольнения в связи утратой доверия не приостанавливается.
  • Проведённое расследование, инвентаризация оформляются отдельным актом, форма которого разрабатывается самим предприятием. Если вина работника доказана, то в акте отражаются предложения членов комиссии по вопросу наказания горе-работника. Акт подписывают все члены комиссии.
  • Если принято решение об увольнении в связи с утратой доверия, то издаётся приказ, текст которого должен быть представлен виновному в течение 3-х дней, где он должен расписаться о факте ознакомления. Он вправе не ставить подпись, тогда представитель работодателя составляет об этом отказе соответствующий акт.
  • Вносится запись в трудовую книжку с указанием причины увольнения, в личную карточку работника.

Выплаты после увольнения

При увольнении из-за утраты доверия законом предусмотрены выплаты, как и всем добропорядочным сотрудникам. Заработная плата за отработанный период и компенсация за отпуск.

Но при нанесении материального ущерба, руководитель может издать распоряжение о возмещении. В этом случае, если сумма не превышает среднемесячный доход, его можно удерживать из выплат при увольнении.

Когда сумма больше, то взыскать её можно только через суд.

Надо понимать, что при увольнении по такой статье речь идёт не о размерах растраты, хищений или порчи, а за сам факт подобного деяния.

Поэтому доказательствами могут признаваться показания сотрудников, видео с камер наблюдения, фото- и киноплёнки. Кроме этого, риск причинения ущерба предприятию – тоже основание для увольнения по недоверию.

Важно доказать, что поведение работника рискованно для материального обеспечения организации.

Увольнение государственного служащего

Своеобразность государственной службы заключается в предопределении правового статуса служащих. Характер их профессиональной деятельности предполагает большие возможности, ввиду чего законодатель налагает на них соответствующие ограничения наряду с предоставляемыми гарантиями.

То есть, в правовом регулировании теперь Закон требует от госслужащих соблюдения баланса личных и государственных интересов.

При детальном рассмотрении поправок и изменений в законодательстве за совершение коррупционных преступлений напрашивается вывод о том, что удаление с государственной службы бесчестных работников видится не просто как мера ответственности, а как основной способ налаживания продуктивного функционирования госучреждений. Для этого в ноябре 2011 года в закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» внесена статья 59.2. Все её пункты связаны с элементами коррупции. По этой статье нельзя избавиться от человека, совершающего дисциплинарные или административные злоупотребления. И поэтому решение об увольнении в связи с утратой доверия государственного служащего принимаются с учётом проверенных и полных сведений, свидетельствующих об умышленно совершённом коррупционном действии. Проверка достоверности предусмотрена Указом Президента №1065.

Увольнение сотрудника муниципалитета

Деятельность работников муниципальных служб описана в соответствующем ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статья 27.1 предусматривает основания для увольнения по причине утерянного доверия. Это, в первую очередь, конфликт интересов, который служащий не предотвратил. И сокрытие доходов, расходов своих и своих ближайших родственников. Увольнение происходит на основании:

  • проверки кадрового подразделения;
  • если результаты проверки рассматривались комиссией по соблюдению служебных требований, то её рекомендации;
  • пояснений муниципального работника;
  • другие соответствующие материалы.

При наложении этого взыскания учитывается тяжесть нарушения, подробно рассматриваются обстоятельства совершения данной провинности и исполнение должностных обязанностей ранее.

Любой ответственный гражданин, ставший свидетелем неправомерного исполнения служебных обязанностей государственным или муниципальным служащим, вправе сообщить об этом его непосредственному работодателю или в прокуратуру.

Претензии к главному бухгалтеру и другим нематериально-ответственным лицам

Часто встречающаяся ошибка руководителей предприятий при обнаружении хищений, обычно денежных средств, — обвинения в адрес главного бухгалтера. На самом деле, Постановление ещё Совета Министров от 1980 года, действующее и поныне, № 59 «Положение о главных бухгалтерах» запрещает им напрямую обслуживать материальные ценности.

Если же какое – то действие, непрофессиональное распоряжение повлекло за собой материальный ущерб, то для увольнения в связи с утратой доверия применим пункт 9 статьи 81 Трудового Кодекса. Но и в этом случае должна быть установлена причинно-следственная связь между действиями главного бухгалтера и ущербом, понесенным компанией.

Главные бухгалтера – люди грамотные, и такое решение обязательно обжалуют, о чём свидетельствует судебная практика.

Утрата доверия к беременной сотруднице

Исключение составляют беременные женщины, которых следуя ч.1 ст. 261 ТК уволить с функционирующего предприятия нельзя никак. Но, испытывая недоверие, можно предложить другое место, без соблазнов. И не увольняют людей во время их отсутствия по уважительным причинам. Но в таких случаях, надо дождаться появления на рабочем месте и запустить процесс по увольнению.

Военные организации

Как видно из практики, самое эффективное использование основания для увольнения, связанное с утратой доверия, происходит в военных ведомствах. В июле 2011 года внесены поправки в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ввиду того, что предыдущая трактовка не отвечала требованиям эффективного управления кадрами. При выявлении таких обстоятельств как:

  • возникшие конфликты интересов;
  • непредставленные данные о доходах, либо представлены не достоверно;
  • осуществление коммерческой деятельности;
  • участие в иностранных неправительственных организациях;
  • умолчание о склонении к коррупционному преступлению;
  • наличие денежных средств в иностранных банках у самого военнослужащего, его жены или несовершеннолетних детей.

Налагается взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия. Допустимо оно не позднее месяца с того момента, когда стало известно о правонарушении.

В расчёт не берутся дни болезни, отпуска, других уважительных причин отсутствия на службе. А применение должно наступить не позже, чем 6 месяцев со дня получения информации о недостойном поведении.

Необходимо отметить, что данные нормы действительны для работников всех сфер деятельности.

//www.youtube.com/watch?v=M9SRSP3lvcs

Обстоятельства устанавливаются путём проведения проверки созванной аттестационной комиссии.

Её члены оценивают последствия совершённого проступка и рекомендуют командиру меру ответственности для наказания военнослужащего.

Введённая ответственность, увольнение в связи с утратой доверия, в том числе призвана и для повышения ответственности служащих военных организаций. Увольнение военнослужащих по утрате доверия возможно:

  • только за нарушение запретов, установленных законами РФ;
  • если это действительно возможная мера ответственности;
  • после оценки характера проступка, вины и личности военнослужащего;
  • при наличии результатов проверок.

Особенностью буквы Закона при наступлении утраты доверия военнослужащего является то, что право принимать такие решения возложено на должностных лиц, определённых Положением о порядке прохождения военной службы №1237 и утверждённых Указом Президента.

Ответственность руководителя за неправомерное увольнение

Если вина работника очевидна, но не оформлена должным образом, не собраны доказательства и не установлен факт, вызвавший недоверие, а просто издан приказ об увольнении, да ещё с записью в трудовой книжке, то ушлый, но беспардонный человек может обжаловать решение руководства в суде и выиграть процесс.

Тогда согласно ТК суд вынесет решение об оплате вынужденных прогулов из расчёта среднего заработка с возмещением морального вреда.  При обращении уволенного в трудовую инспекцию организации грозит штраф от 30 до 50 тыс. рублей, а должностным лицам – от 1 до 5 тыс. рублей.

Индивидуальным предпринимателям грозят такие же суммы штрафа.

Справедливости ради, надо отметить, что руководители предприятий редко пользуются основанием утраты доверия для увольнения. Если же это всё же случилось, и вина работника доказана, то лучше ему попытаться найти подход к работодателю для увольнения по другой статье.

Возместив при этом все полученные компенсации, положенные при увольнении «по собственному желанию». Это никоим образом не расходится с законодательством, но сохранит репутацию человеку. Редкий руководитель предпочтёт расследования и необходимую бумажную волокиту.

Но такой вариант не годится для коррупционных элементов.

Особенности применения статьи 81 ТК

Пленум Верховного Суда РФ в марте 2004 года обратил внимание судов на применение 7 пункта 81 статьи ТК. В частности было отмечено, что данная норма применима только к материально-ответственным лицам, которые в ходе служебных обязанностей обслуживают денежные или товарные ценности.

С 2002 года работает утверждённый Министерством труда Перечень должностей и работ, где можно заключать договора и полной или индивидуальной материальной ответственности. Люди, работающие на должностях, не включённых в этот список, не являются материально-ответственными людьми и не могут быть уволены по пункту 7 статьи 81. Но для пункта 7.1 такого перечня нет.

И любой труженик, заподозренный в коррупции, подлежит справедливой проверке и увольнению в связи с утратой доверия, если найдётся повод.

Источник: //rabotnik-info.ru/uvolnenie/uvolnenie-v-svyazi-s-utratoj-doveriya/

Основания и порядок увольнения в связи с утратой доверия

Порядок увольнения сотрудника запдозренного в коррупции

Достаточно распространенной причиной увольнения работников стала причина – утрата доверия. Однако данная процедура освобождения от трудовых обязанностей может быть использована только в отдельных случаях, указанных в действующем законодательстве. Во-первых, трудящийся должен быть связан, так или иначе, с денежными или же товарными ценностями.

Во-вторых, другим вариантом может быть совершение трудящимся действий виновного характера, которые дают основания для его руководства подов для утраты доверия.

Такие действия должны в обязательном порядке иметь доказательственную базу, в противном случае увольнение по вышеуказанным основаниям может быть оспорено  в судебном порядке и соответственно признано незаконным.

Основания для увольнения в связи с утратой доверия

На законодательном уровне возможность увольнения работника в связи с утратой доверия предусмотрена пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Так, п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрено увольнение за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

В соответствии с пунктом 7. 1 части 1 статьи 81 основанием для увольнения в связи с утратой доверия являются следующие действия работника:

  • непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,
  • непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей,
  • открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
  • владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми

Обязательным условием увольнения по перечисленным в п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ основаниям является то, что указанные действия должны давать основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Также уволить человека можно по такой статье, в случае если были выявлены факты хищения, получения взяток и прочих нарушений такого плана, но при условии что они никаким образом не связаны с их основной работой.

Именно для этого и существуют должностные инструкции, которые содержат в себе все права, и обязанности трудящегося, поскольку именно через них и выражается доверие к нему непосредственно всех форм организаций предоставляющих рабочие места.

Для того чтобы процедура увольнение по такой причине была признана правомерной работодатель обязан соблюсти ряд определенных правил. Во-первых, провести служебное расследование.

Во-вторых, в процессе расследования, если есть необходимость провести процедуру инвентаризации. В-третьих, в любом случае истребовать с трудящегося объяснительную записку.

В-четвертых, при возникновении необходимости наложить на работника дисциплинарное взыскание и т.д.

Увольнение с государственной службы в связи с утратой доверия

Основания для увольнения госслужащего в связи с утратой доверия установлены ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

К таким основаниям относятся следующие действия служащего:

  1. непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  2. непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  3. участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  4. осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
  5. вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  6. нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Критерии отнесения действий к достаточными для утраты доверия

Несмотря на все эти оговорки на сегодняшний день в трудовом действующем законодательстве не указаны конкретные действия и нарушения, которые можно рассматривать как достаточными основаниями для утраты доверия.

Это также связано с тем фактом, что сама по себе так называемая утрата доверия является ни чем иным как оценочным понятием, которое работодатель может классифицировать по собственному усмотрению, принимая во внимание целый ряд разнообразных факторов.

Как уже говорилось ранее, одной из причин могут быть определенные виновные действия.

Как показывает практика чаще всего к ним относится различное повреждение ценностей имеющих товарный или же материальный характер, хищение последних, хищение денежных средств, их утрата по некоторым причинам, а также многое другое.

Помимо этого очень часто к таким действиям относят не исполнение кассовой дисциплины, реализации товаров или услуг в несоответствии с установленными расценками, списание чего-либо по фиктивным причинам, не исполнение положение нормативных актов имеющих локальный характер, а также прочие виды мошенничества.  Бывает и вариант когда действия совершенные трудящимся могли или уже причини вред его непосредственного работодателю и тоже могут быть классифицированы как одна из причин потери доверия и последующего увольнения по этой причине.

Документирование действий, являющихся основанием для увольнения в связи с утратой доверия

В силу того что на сегодняшний день унифицированной формы документации, которая составляется при обнаружении перечисленных выше действий со стороны работника не существует, то как правило они фиксируются в виде составления докладной записки от человека, который их непосредственно зафиксировал или же был тем, кто обнаружил результат свершения этих действий.

Докладная записка в обязательном порядке должна в себе содержать данные о человеке, которые ее подает, а именно его ФИО, место, время, а также все обстоятельства, которые оказывали влияние на совершение данных действий.

В случаях, когда данная информация предоставляется компетентным государственными органами или третьими лицами, не имеющими прямого отношения к данной организации то составление записки не является обязательной составляющей сего процесса.

Если проводилась процедура инвентаризации то одной докладной записки в данном случае недостаточно, должен быть составлен акт, фиксирующий все нарушения.

Данные документы служат для работодателя основой для проведения правомерного служебного расследования в сторону своего работника, чтобы установить факт либо его вины, либо невиновности.

  Для того чтобы все проходило в соответствии с действующим законодательством создается специализированная комиссия, в состав которой должны входить не просто компетентные в данной отрасли люди, но вместе с этим они должны выступать лицами незаинтересованными как со стороны работника, так и стороны работодателя.

Данная комиссия созывается после издания внутреннего приказа и должна состоять не менее чем их трех человек. В приказе в обязательном порядке должны содержаться сведения о членах комиссии, которые включают в себе должность, ФИО, полномочия, срок действия работы комиссии и многое другое.

Как правильно оформляется приказ об утрате доверия и увольнении

Для начала необходимо отметить тот факт, что перед непосредственной подготовкой и последующим изданием данного приказа на трудящегося должно быть наложено взыскание дисциплинарного характера, приказ о котором разрабатывается организацией самостоятельно в силу отсутствия единой формы. Он должен в себе содержать данные о ФИО трудящегося, его должности, структурном подразделении, где он осуществлял свою трудовую деятельность.

А также общие сведения о том проступке, который нарушал положения трудового или же коллективного договора, должных инструкций и иных нормативных актах, с обязательным  документарным подтверждением данных нарушений. Помимо этого приказ о взыскании должен отразить в себе обстоятельства при совершении виновных действий, степень вины и степень тяжести данной вины со стороны работника.

Только после издания данного приказа руководитель имеет право распоряжаться об издании основного приказа об увольнении, и в данном документе указываются все реквизиты предыдущего приказа относительно работника. Данный приказ подлежит ознакомлению и подписи со стороны трудящегося.

При проведении данной процедуры в трудовую книжку человека делается запись о том, что он был уволен в связи с утратой доверия по определенным основаниям, ссылки на которых находятся в ТК РФ. Выдается трудовая книжка непосредственно в день увольнения.

Необходимо отметить, что такой тип увольнения подразумевает полное сохранение за работником таких выплат как оплата труда за все отработанное и не оплаченное время, компенсационные выплаты, причитающиеся премии и надбавки, которые выдаются в последний рабочий день. Работодатель не имеет права, удерживать какие-либо суммы материального или же морального вреда, поскольку в данном случае увольнения этого не предусмотрено на законодательном уровне.

В случае же возникновения спорных вопросов, или же отказом руководства выплатить все причитающиеся денежные суммы своему работнику он имеет право подавать исковое заявление в суд. Также и работодатель, если имеет материальные претензии к своему работнику, который потерял доверие и был уволен, может обратиться с соответствующим заявлением в суд.

Источник: //personright.ru/prava-rabotnikov/uvolneniye-raboty/59-osnovaniya-i-poryadok-uvolneniya-v-svyazi-s-utratoy-doveriya.html

Порядок увольнения сотрудника запдозренного в коррупции

Порядок увольнения сотрудника запдозренного в коррупции

То есть если работник освобождается от отбывания наказания с испытанием, его уволить не получится. Тем не менее, далеко не все коррупционные нарушения заканчиваются именно таким приговором суда. Большинство из них до суда даже не доходят. В-третьих, сотрудника можно уволить, если трудовой договор был заключен вопреки требованиям Закона «О предотвращении коррупции» (п. 7-1 ч. 1 ст.

36 КЗоТ). Речь идет о тех случаях, когда госслужащий, будучи еще на своем посту, подыскивает себе «теплое местечко» в частном секторе в обмен на некоторые преференции этой компании. В течение года после увольнения из госучреждения таким бывшим служащим запрещено работать в «подшефных» частных предприятиях. В случае нарушения этой нормы они могут быть уволены согласно упомянутой статье КЗоТ.

Увольнение в связи с утратой доверия: основания и порядок

Вплоть до того, что у работника после жалобы не должна снизиться средняя зарплата».

Конкретно Алексей Черкасов, замминистра труда и соцзащиты России — Сейчас законодательство о противодействии коррупции защищает госслужащих, сообщивших прокуратуре или другим госорганам об известных им коррупционных правонарушениях.

Новый же документ, во-первых, уточняет механизмы защиты для них, а во-вторых, расширяет круг лиц, которым такая защита будет обеспечена.

Законопроектом защищаются интересы и права не только госслужащих, работников госкорпораций, Центробанка, организаций, созданных для выполнения задач госорганов, но и любых других работников. То есть сфера действия законопроекта широкая. Россияне, сообщившие о фактах коррупции или иных нарушениях, будут наделены иммунитетом от увольнения с работы в течение двух лет с момента регистрации уведомления на этот счет.

Иммунитет на увольнение

Воронеж, 2011. С. 133. 5. Бахрах Д. Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. 2000. № 9. С. 7. 6. Добробаба М. Б. Служебно-деликтный процесс как составная часть административного процесса // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 25–27. 7. Бараненкова И. В.

О некоторых проблемах привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения // Право в Вооруженных Силах.
2014. № 7. С. 30–35. 8. Юсупов А. Л. Дисциплинарная ответственность за нарушение законодательства о противодействии коррупции: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С. 122. 9. Юсупов А. Л.

Указ. раб. С. 136.

Как правильно уволить сотрудника за коррупцию

Внимание Административно-правовое регулирование противодействия коррупционным рискам в системе государственной гражданской службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2014. N 6. С. 601.6. Окороков В.К. Антикоррупционное законодательство в системе органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 1. С.

34 — 39.7. Сорокин Р.С. Прозрачность как основной принцип противодействия коррупции // Потенциал современной науки.
2015. N 1. С. 109 — 112.8. Сорокин Р.С. Совершенствование системы штрафов за нарушение «правил дорожного движения» // Вестник академии права и управления. 2015. N 1. С. 95 — 101.9. Чаннов С. Совершенствование антикоррупционных законов // ЭЖ-Юрист. 2012. N 10. С.

Расторжение трудового договора в связи с утратой доверия

Важно При этом, обращает внимание Сафонов, совершенно не выстроена работа по профилактике коррупционных проявлений, не созданы условия, когда сами сотрудники могли бы заявить, что начальство побуждает их к противоправным действиям.

Александр Сафонов сомневается, что законопроект на сто процентов сможет защитить работников-правдорубов. «Работодатель всегда сможет формально доказать «профнепригодность» специалиста», — считает он.

Плюс — он может создать некомфортные условия работы, при чем — в рамках трудового законодательства.

Начать четко фиксировать время прихода на работу и ухода с нее, давать отпуск не в то время, когда хочет работник, давать ему невыполнимые или неинтересные задания, а премии лишить не его одного, а весь отдел. «Для того, — уточняет Сафонов, — чтобы новый закон мог защитить работников, в нем должны быть очень четко прописаны все шаги защиты.

Увольнение работника с целью недопущения коррупции (стр. 1 из 2)

К ним относятся оспаривание приказа об увольнении, восстановление на работе, аннулирование записи в трудовой книжке, взыскание среднего заработка за период вынужденного прогула, компенсация морального вреда и взыскание единовременного денежного вознаграждения. Причину увольнения она посчитала незаконной.

Как производится выплата сумм, причитающихся работнику, если в день увольнения он не работал? Узнайте из материала «Расчет при увольнении» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ.

Получите полный доступ на 3 дня бесплатно! Получить доступ Суд первой инстанции отказал ей в удовлетворении требований, но на стадии апелляции ее поддержали.

Могут ли уволить за подозрение в конфликте интересов

Добробаба использует для характеристики дисциплинарного производства термин «служебно-деликтный процесс» и выделяет следующие признаки: 1) является формой реализации исполнительной власти; 2) объектом служебно-деликтного процесса выступает служебный спор (как разновидность административно-правовых споров); 3) имеет множественную правовую регламентацию; 4) его юридический результат всегда связан с обеспечением установленного порядка государственного управления; 5) отличается широким кругом субъектов; 6) ему присущи принципы административного процесса; 7) независимо от вида государственной службы осуществляется стадийно; 8) имеет место множественность способов защиты процессуальных прав участников служебно-деликтного процесса (административный и судебный порядок) [6]. Представляется, что такая проверка могла бы регулироваться отдельным положением, что упростило бы задачу с точки зрения юридической техники. В целом, законодательство, регулирующее дисциплинарное производство по правонарушениям в сфере противодействия коррупции, в настоящее время содержит ряд пробелов и норм, допускающих неоднозначное толкование. При этом «неправильный ответ» на любой из обсуждавшихся вопросов может повлечь незаконность увольнения и восстановление на государственной службе.

М., 2013. 921 с. 4. Носова Ю. Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Источник: //departamentsud.ru/poryadok-uvolneniya-sotrudnika-zapdozrennogo-v-korruptsii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.